Права авиапассажиров защитит Минтранс

топ 100 блогов travelfoxes26.03.2025
Поездка начинается со стойки регистрации
Поездка начинается со стойки регистрации

Сначала поблагодарю Павла Михайловича за поддержку! Очень было важно и своевременно!

Вот вчера получилась слишком скомканная статья, слишком большой объём информации обо всём вышел. Получилось, что самая важная информация оказалась спрятанной, да ещё и попытался вытащить важнейшие тезисы, а они даже без комментариев заняли пару листов. Сегодня дам информации второй шанс, так как считаю её очень важной для всех нас.

Суть в чём, в Минтрансе подготовили доклад с проектом поправок в ФАП-82 (для несведущих – это единственный документ, который разделяет права и обязанности пассажиров и авиакомпаний). Сейчас ФАП-82 можно читать как угодно, потому что он написан настолько беззубо, что почти каждый его пункт можно вывернуть наизнанку. Именно благодаря ФАП-82 у нас появилась четырёхсантиметровая ручная кладь, так как размеры её до сих пор нигде не оговорены, как и возможность сбора за габаритную ручную кладь. Туда же и то, что за несоблюдение расписания и отмену рейса перевозчик вообще не несёт ответственности. Там же и отсутствие формулировок овербукинга, ответственность за соблюдение и составление расписания, правила информирования пассажира, которые превратили процесс покупки билета в весьма интересный развод, когда заявленная стоимость возрастает в два раза, обрастая ненужными услугами.

Раньше эта ситуация никого особенно не интересовала. Однако, внезапно, Минтранс не просто опубликовал интереснейший доклад, где прямо заявил, что причинами текущей ситуации стали «намерение перевозчика, иных организаций снизить затраты на себестоимость оказываемых услуг по договору воздушной перевозки, максимизация прибыли перевозчика, иных организаций при исполнении договора воздушной перевозки, незнание пассажира своих обязанностей при договоре воздушной перевозки, правовая неопределенность отдельных обязательных требований, влекущая разное толкование норм права.»

Частая картинка в аэропорту Левитинских времен
Частая картинка в аэропорту Левитинских времен

Представляете, да? Это точная формулировка из доклада Минтранса с констатацией того, что ФАП-82 является примером пустого и бесполезного законодательного акта, по вине которого страдают люди. И я неоднократно писал, что нужно сделать. ФАП-82 приняли ещё в бытность Левитина министром транспорта. Кстати, отмечу, что при Левитине авиаотрасль развивалась. Пришёл к власти Нерадько, образовались новые перевозчики, обновился парк, в целом отрасль он принял в лице разрозненных бывших авиаотрядов, а к моменту его ухода с должности появилась системная работа с перевозчиками, при нём стартовала программа субсидирования, приняли ФАПы, появились первые отечественные лоукосты. Да, критиковать его тоже есть за что, но позитивного было больше.

После него был Соколов, который как раз и привёл к монополизации отрасли и ущемлению прав пассажиров, им рулили все – от Нерадько до Савельева, он бывший чиновник и руководитель строительной отрасли, который не имел отношения к транспорту, в отличие от железнодорожника Левитина. Он абсолютно не понимал к чему приведут те или иные действия. Минтранс при нём самоустранился от всего. Про Дитриха и говорить нечего – он себя вообще не проявил. Савельев понимал авиаотрасль, систему он смог сохранить в целом во время пандемий и санкций.

Сейчас отраслью рулит автодорожник Старовойт. Пока работа шла по накатанной, однако уже в конце года спохватились насчёт навязанных услуг (помните, как Азимут умудрялся включать до 14 ненужных услуг по умолчанию?) и отсутствия скидки на перелёты для детей, которые и так были предусмотрены в ФАПе. Сейчас, возможно с подачи выше, начали более глобальное наступление. Причём никто не собирается ни у кого отбирать хлеб. Просто хотят уточнить некоторые неясные формулировки.

Права авиапассажиров защитит Минтранс

Я сейчас не буду повторять весь доклад, а только напишу про наиболее важные, причём своими словами, чтобы не получилось сильно длинно. Но всем рекомендую прочитать оригинальный текст. Там очень интересно, наверное, впервые.

Вы задумывались о том, как используются ваши персональные данные, которые вы вводите при покупке билета? Кто к ним имеет доступ? По сути, вы предоставляете свои ФИО, паспортные данные и контактные данные, к которым имеют доступ все работники перевозчика, а также аэропортов, а ещё агенты с доступом к системе бронирования. Вопрос обработки требует регламентирования, а данные должны быть защищены.

Следующий момент. Какую информацию перевозчик должен предоставлять пассажиру при заключении договора воздушной перевозки? Это тоже не регламентировано. Вы можете получить маршрут-квитанцию со временем вылета, датой и номером рейса, остальная информация не будет предоставлена. А свободное место может занять реклама. У каждого агентства сейчас свой формат маршрут-квитанции, как и у каждого перевозчика. Единой формы нет. И это тоже упущение.

Нет и требований к расписанию и его соблюдению. Есть только перечень услуг при задержке рейса. В отношении чартерных рейсов вообще всё плохо. Информация, указанная в путёвках – это так, для туриста. Билеты чаще всего предоставляются в виде маршрут-квитанций, которые не выписаны, в них только номер рейса и время. Нет ни номера, ни бронирования, так как рейс вводят в систему за пару дней до вылета. Перед пассажиром никто не несёт никакой ответственности, если изначальное и фактическое время вылета будут отличаться. Так как и билет настоящий выпишут только за день до вылета. И в случае суда настоящим будет только настоящий билет.

Пассажир может заблаговременно приехать в аэропорт и опоздать на рейс из-за огромных очередей. Очереди — это недоработка аэропорта, а возможно и перевозчика. Прошлым летом в Шереметьево были огромные очереди именно на стойках, где работали работники Аэрофлота. Перевозчик может заказать две стойки регистрации на рейс, который летит рано утром, а все пассажиры дружно приедут за час до вылета, что вроде бы заблаговременно, или нет? Этот момент не оговорен нигде, как и ответственность аэропорта перед пассажиром, если он опоздает на рейс из-за очередей.

Можно и одну стойку всего заказать, чтобы сэкономить. Я сейчас не говорю про региональные аэропорты, где стойки выделяет аэропорт, а про случаи, когда перевозчик пользуется силами своих работников и платит за инфраструктуру. Поверьте, договоры разные, где-то регистрирует не аэропорт, а хэндлер, который тоже может вносить сумятицу. Это может привести к тому, что пассажиры будут стоять в очередях более получаса, что тоже недопустимо. Молодые могут потупить в телефонах в очереди, но что делать, если речь идёт о пожилых пассажирах, о пассажирах с детьми. Да мало ли, в туалет человек захочет.

Несмотря на приказы о вводе скидок для детей – этого до сих пор нет в главном документе. Как и требований сажать их рядом со взрослым. Нет там и ответственности перевозчика за багаж, который может быть утрачен или поврежден на территории аэропорта. Элементарно – багаж может порвать багажная система аэропорта. Он может выпасть случайно из багажной телеги.

Нет ничего и про объявления. Про рейс, окончание регистрации и начало посадки тоже можно ничего не говорить. Или про изменение выхода. Пассажиры могут опоздать из-за отсутствия информации.

Нет и ничего об услугах, которые должны предоставляться по умолчанию. Захочет, например, перевозчик какой-нибудь ввести сбор за уборку салона или предоставление трапа. В принципе, да, противоречит здравому смыслу. Но в ФАПе не написано, что входит в стоимость билета. Так и туалет можно сделать платным. Или печать посадочного талона.

Вот задержали рейс на 8 часов у меня Нордвинды в Сочи. Меня отвели в подвал в какую-то забегаловку, где сунули контейнер с гречкой и сосиской, а также кусок хлеба и маленькую бутылочку воды. Не люблю гречку. А требований нет. Горячим питанием может стать один разогретый сэндвич. Или купон на 200 рублей в столовые аэропорта, где их не хватит и на чашку чая.

Не прописаны и требования про принятие багажа к перевозке. Помните, как Пулково разрешило принимать к перевозке в замотанном виде только багаж, замотанный на территории аэропорта. Либо не мотай, либо плати две тысячи. А это всё не оговорено.

Самое главное – нет требований про ручную кладь, её минимальные размеры. Поэтому у нас и возникает 4 см ручной клади у Победы, правда, с оговорками, но вообще у большинства перевозчиков давно не cabin-size. Там обычный городской рюкзак не полезет.

Долго ждём багаж? Так и сроки выдачи не регламентированы. Можно и два часа подождать. Опоздаете на поезд? Ваши проблемы.

Ну и в финалочку важнейший пункт – нет требований к порядку прекращения, изменения договора воздушной перевозки пассажира. То есть перевозчик в случае овербукинга вполне имеет право вернуть вам денежные средства и расторгнуть договор перевозки. Либо отменить ваш рейс, а сделать новый, который летит через несколько часов. Даже задержки не будет.

Понятно, что вполне сильный юрист даже открывать в некоторых случаях не станет ФАП-82, а пойдёт сразу к ГК, ВК и прочим кодексам. Прецеденты выигрыша были. У Аэрофлота через полгода судов, помню, пассажиры отсудили полмиллиона за вновь купленные билеты в Лондон. Ошибочные билеты в Тай за низкую цену тоже отменили, а пришлось компенсировать совершенно по иным законам. Но всем хочется иметь нормальный именно отраслевой документ. А самое главное, чтобы все перевозчики придерживались единых стандартов и не занимались игрой в наперстки и навязыванием услуг. Вы можете быть сколько угодно хитрыми, но у вас есть пожилые родители, которые и становятся мишенью перевозчиков, которые впаривают страховки уже застрахованным пассажирам.

И я рад, что Минтранс вернулся к этому вопросу. Стандарт отрасли сможет защитить пассажиров. Человек должен видеть реальную сумму, которую он заплатит за перелёт, чтобы принимать решение о выборе рейса и перевозчика, либо о поиске альтернативы или вообще о целесообразности поездки.

Обратная связь - связаться с автором

https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA

------------------------------------------------------------------------------

1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен/Livejournal по адресу:

https://dzen.ru/a/Z-RQDuC4OEGztwei

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:

https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html

https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:

https://unicorm.ru/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Спутниковое цифровое телевидение сегодня становить очень популярным и установить спутниковую антенну не вызывает практически никаких проблем. Установка антенны уже обойдется Вам менее 80 долларов, а еще три года назад, чтобы поставить антенну, ...
История одного снимка: «Предатель!» — кричит отставной полковник одному из демонстрантов-"демократов", пришедших в 1994 году на Поклонную гору. Гвардии Полковник советских танковых войск Виктор Ефимович Никитенков, Ветеран Вооруженных Сил СССР, кавалер орденов Отечественной войны I ...
Возникает такое чувство, как будто они смеются. ( Смотреть далее ) ...
Глобальный капитализм, как это было всегда, привел мир к очередному финансово-экономическому кризису и именно это пытаются сейчас скрыть от своих народов правительства Запада, начав санкционную войну с Россией, на которую они уже традиционно пытаются свалить всю вину за собственные ...
BY : Вся Беларусь : Лучшие посты за вчера" Пост Сколько часов провисел на 1-м месте Автор Как вырезать тыкву для Хэллоуин промо larichev О текущем 14 drevo_z Лучшие порнозвезды 11 dymontiger «Филы» позвонил домой ...