рейтинг блогов

ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

топ 100 блогов macos23.07.2018 ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

Трущобы из гвна и палок, замотанные в тряпки с головой женщины, высокие минареты и низкий уровень жизни. Пока в Россия разгоралась Чечня, в Узбекистане змеились собственные ваххабиты. Радикальный ислам был готов расправить плечи, но был жесточайше раздавлен властями ещё в зародыше.

Но события той поры так сильно впечатались в жизнь города Намангана, что последствия видны и сегодня. Погуляем по самому нетуристическому городу Узбекистана?



1 Если вы ничего не слышали про Наманган раньше - это нормально, и значит лишь что вы родом не из Узбекистана. Я тоже о нём не знал, а потом удивился, что он как бы второй по количеству населения в стране после Ташкента. При этом, в полумиллионном городе я не смог найти ни одного отеля на Букинге и с трудом смог переночевать в нём (сейчас один появился, кстати, но еще 2 месяца назад ничего не было). Просто туристы сюда не приезжают совсем, а местным букинг ни к чему.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

2 Город зелёный и очень ухоженный, повсюду фигурные деревья, стриженные кустарники и очень много цветов. Какой контраст с выжжеными пустынными Бухарой и Хивой, да и даже с Ташкентом! Долина всё же очень сильно отличается от остального Узбекистана. Климатом, но и образом жизни. И все фрукты-овощи, которые добираются даже до России, выращивают как раз здесь.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

3 Наманган довольно типичный город как для Ферганской долины, так и для Узбекистана в целом. В своё время здесь было сильное российское влияние, в том числе на архитектуру, опять же под боком Фергана, в состав области которой он входил в Российской империи. При этом саму Фергану я пропустил вовсе, а почему выбрал именно Наманган, сказать затрудняюсь. Быть может, потому что настоящее всегда интересует меня больше, чем прошлое. И сегодня Наманган, второй город Узбекистана по численности населения, при этом за пределами страны абсолютно неизвестный.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

4 Обычный городской трафик в Узбекистане выглядит как-то так. На фотографии не хватает бегающих между машинами людей. Это всего лишь поток ждёт зелёного сигнала на перекрёстке.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

5 Всё меняется, если перед светофором установить видеокамеры с возможностью контроля стоп-линии и полосы движения. Все выстраиваются в идеально ровные струнки и ждут своей очереди. Вот она, уличная магия!
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

6 Город активно строится и перестраивается, растут новые микрорайоны на месте ветхого жилья. Это свойственно всем города Узбекистана, у них натурально строительный бум.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

7 Там, где уже снесли частный сектор, но не успели построить многоэтажки — безвременье. Такие места похожи на дикий Афганистан, а не ухоженный Узбекистан.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

8 Как раз в таких старых районах-кварталах, именуемых махаллями, и зарождались радикальные движения мусульман, решивших научить всех жить по законам Шариата.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

9 И если улицы (даже махалли) выглядят типично, то народ совсем другой. На фоне весьма светского ислама в Узбекистане жители Намангана выделяются даже внешне. Больше закрытых мусульманских нарядов у женщин, больше “религиозных” бород у мужчин.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

10 Ферганская долина могла стать узбекистанской Чечнёй девяностых, и Наманган почти стал ей, но власти вовремя и очень жёстко провели религиозные чистки. Не сделай они это, страна могла вспыхнуть, как Сирия или Ирак.

Как писал журнал “Власть” в 1999 году, термин “ваххабизм” вообще придумали русские КГБшники. Им обозначались представители неофициального подпольного ислама, преимущественно как раз в Средней Азии. На Кавказ это перекинется значительно позже, сначала, а это 70-80 годы, главным их центром была именно Ферганская долина. В подпольных исламских школах Намангана получили своё религиозное образование люди, ставшие позже известными полевыми командирами и самыми разыскиваемыми террористами ряда стран.

К моменту распада СССР лихорадить радикальным исламом начало уже весь регион. Всё это рвануло террористическими актами с многочисленными жертвами. Мы о них ничего не знаем, в России был свой Будёновск и Беслан, в то же самое в Узбекистане был свой персональный кошмар. Всё началось с нападений на милиционеров, а позже переросло в полноценные теракты против гражданских лиц. Узбекское “11 сентября” произошло 16 февраля 1999 года, когда в столице Узбекистана Ташкенте произошёл теракт с использованием 6 взрывных устройств в один день. На главной площади Ташкента ‑ перед зданием правительства ‑ завязалась перестрелка между сотрудниками охраны президента и боевиками. Вскоре после начала боя один за другим были взорваны два легковых автомобиля, начиненные взрывчаткой и расположенные неподалеку от здания кабинета министров. Затем с небольшим интервалом были взорваны, по крайней мере, еще два автомобиля: один ‑ в районе Национального банка внешнеэкономической деятельности и гостиницы "Интерконтиненталь", другой ‑ недалеко от гостиницы "Россия". В результате погибли шестнадцать человек и еще почти сто пятьдесят человек были госпитализированы с травмами различной степени тяжести. Президент Ислам Каримов не пострадал, но многие члены правительства Узбекистана получили ранения различной степени тяжести.

В тот же день вечером в своем выступлении по национальному телевидению Каримов назвал теракт попыткой покушения на его жизнь и обвинил в произошедшем представителей экстремистских течений ислама. По другой версии (исходящей от стороны, имеющей, по-видимому, некоторое отношение к самим лицам, обвиняемым в теракте), часть руководства Узбекистана знало о готовящемся теракте заранее, но не предотвратило его с тем, чтобы использовать его в своих целях. Также есть версия, что это была провокация со стороны Каримова и спецслужб (цитаты из Википедии). В последующие годы произошло ещё несколько террористических актов. С 28 марта по 1 апреля 2004 года произошла серия терактов в Ташкенте и Бухарской области. Наиболее мощный взрыв прогремел возле вещевого рынка "Чорсу" в Ташкенте, где подорвалась смертница с поясом шахида. В результате взрывов, а также мероприятий по задержанию преступников погибли 47 человек, в том числе 33 боевика, 35 ранены. Ответственность на себя взяла группа "Исламского джихада”. А в 2005 году случилась знаменитая Андижанская резня, где погибли (по разным данным) около 500 человек. До сих пор нет однозначного понимания, что именно это было, власти говорят что пытались подавить террористический мятеж, оппозиция - что правительство расстреляло мирных демонстрантов, вышедших на площадь перед администрацией выразить протест против социальной несправедливости.

Сегодня Наманган считается одним из центров ваххабизма. Больше всего там заметна активность «Исламского движения Узбекистана», которое западные исследователи часто обвиняют в фундаменталистской идеологии и терроризме. «Исламское движение Узбекистана» является военизированной организацией, которая проводила свою деятельность и в других государствах Средней Азии, породив таким образом множество ныне действующих экстремистских группировок.

Организация была основана Тахиром Юлдашевым и Джумабаем Ходжиевым. Ходжиев, известный также как «Джумабай Наманганский» по месту своего происхождения, намеревался превратить этот город в оплот своего движения. Самыми громкими преступлениями ИДУ стали серия взрывов в Ташкенте в 1999-м году, а также несколько политических убийств и похищений в Киргизии. В 2000-м году «Исламское движение Узбекистана» было включено Соединенными Штатами в список террористических организаций. // inosmi.ru

ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

11 После событий 2005 года власти Узбекистана начали беспощадную войну с любыми проявлениями инакомыслия, не только религиозного, но его в первом числе. Люди, имевшие хоть какое-то отношение к салафитам, ваххабитам или родственникам разыскиваемых экстремистов сами были брошены в клетки, некоторые получили тюремные сроки. Было ли это эффективно? В Узбекистане теракты прекратились, но как вы знаете, в нескольких громких вылазках террористов ИГИЛ фигурировали граждане Узбекистана и Киргизии. С большой долей вероятности можно сказать, что они были из Ферганской долины. Мечеть на фотографии (Атауллахан) была главным гнездом ваххабитов во времена их разгула в городе.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

12 Под предлогом борьбы с религиозным экстремизмом были закрыты десятки мечетей в Намангане. Обычно это были небольшие, практически подпольные мечети, но эта стоит на одной из главных улиц в самом центре города. Слишком лакомый кусок, чтобы пустовать. Сейчас в мечети - арт галерея. В тот момент тоже закрытая.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

13
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

14 Ещё одна закрытая мечеть. В старых махаллях их десятки, но случайному человеку не найти.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

15 Кладбища здесь тоже отличаются от большинства других в Узбекистане. Не знаю, связано ли это как-нибудь с ваххабитами, ведь они появились гораздо позже первых захоронений.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

16 Некрополь раскинулся на холме над городом. Город мёртвых довлеет над городом живых, шумные улицы Намангана остаются далеко внизу. Несмотря на прямую видимость и не такое уж большое расстояние, оттуда, из долины, не доносится ни звука. Могилы здесь непривычны христианам, но способны удивить даже “светских” или умеренных мусульман. Эти холмики из земли и камней гораздо скромнее и аскетичнее пышных надгробных мавзолеев или советских мраморных плит с фотографией. Часто нет даже таблички с именем, потому что оно ничего не значит. Это “шариатские” могилы, подобные поля с мини-курганами можно встретить на Ближнем Востоке, в первую очередь в Саудовской Аравии, в Иране и Бахрейне, таким некрополям тысяча лет и больше.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

17 Из-за абсолютной нетуристичности города, перемещаться по нему и искать нужные места очень сложно. В Узбекистане вообще беда с адресной системой, у улиц вроде бы есть названия, у домов номера, но никто ими не пользуется, люди перемещаются при помощи ориентиров и описания мест. Так, местные жители совершенно не знают, где находится комплекс Ходжамин-Кабри или мавзолей Мувлона Намангани (ориентир на кладбище, который я искал нужное мне). Со мной был местный проводник, всю жизнь проживший в городе, но даже он не знал, что я ищу. И когда увидел, хлопнул себя “ну да, конечно!”. Чем интересна эта мечеть и зачем я её искал? Смотрите, она весьма необычна, нижняя честь как будто чужеродная, не здешняя - квадратные башни присущи скорее Магрибу (смотри мои посты из Марокко), а не Туркестану. А с верхом всё в порядке, он местный.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

18 Мавзолей Ходжамина-Кабри отличается от всего, что я видел этого в Узбекистане. К тому моменту успел проехать полстраны, увидеть три главных города (Бухару, Хиву, Самарканд) с их мечетями и медресе, и все они чем-то похожи между собой. Эксперт в архитектура скажет “Вы всё врете”, но у обывателя все картинки перемешаются в голове. Ферганская долина - другая история. Здесь никакой майолики и изразцов, только тонкая резьба по камню. Поэтому, издалека здание может показаться невыразительным. Будто керамическая плитка была, но отвалилась.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

19 Но стоит увидеть работу вблизи, всё меняется. Невероятные узоры и сплетения, десятки тысяч часов ручного труда на жаре….именно так выглядели многие святыни Средней Азии в домонгольский период. И в Бухаре с Самаркандом этого уже не сохранилось.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

20
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

21
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

22 Перед тем, как мы покинули мечеть, смотритель попросил написать отзыв в гостевой книге, обычной клетчатой тетрадке. Листая впечатления предыдущих путешественников, я наткнулся на отзыв побывавшего за два года до меня блогера ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это varandej, а потом нашёл и его пост об этом:

Когда же мы собрались уходить, смотритель принёс откуда-то толстую тетрадку и попросил нас оставить в ней отзыв, который я пытался сочинить минут пятнадцать.


Ну привет, Илья! Твоя запись на месте.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

23
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

24 Но не думайте, что Наманган вертится только вокруг религии и выглядит, как пыльная арабская провинция. То, что было показано выше, специально отобранные “тематические” места, город как город, к тому же не забывайте о более чем полумиллионе его населения. Визуально он похож на другие города Узбекистана, поэтому не вижу смысла снова и снова показывать вам одни и те же улицы, спальные районы и неспящие махалли. Давайте заглянем в парк имени Бобура, легендарного среднеазиатского правителя. Он жил в те времена, когда Колумб открыл Америку и для независимого Узбекистана ничего не сделал, но его именем названы объекты почти в каждом городе.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

25 Город, про который я сегодня пишу, известен жителем страны совсем не как рассадник радикального ислама. Всё это в (относительно) далёком прошлом. Нынешний Наманган называют городом цветов, а раз в год здесь проходит огромный фестиваль флористов, в том самом парке имени Бобура.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

26 Фестиваль проводили в 58-й раз, и судя по размаху, сюда должны были съехаться ландшафтные дизайнеры не только со всего Узбекистана, но как минимум из всех стран СНГ. Оказалось, большинство участников местные, из Наманганского района, просто цветоводчество оказалось ремеслом, которым славится этот край.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

27 Заметили, как много подобных клумб и цветов стало в Москве в последние годы? А кто их сажает, видели? В следующий раз поинтересуйтесь у рабочих, вдруг они из Намангана.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

28
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

29
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

30 Впервые с советского детства увидел, как продают алоэ вера. Думал, это растение давно вышло из моды. Только не в Узбекистане.
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

31
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

32
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

33 А ещё в Намангане вырос Алишер Усманов - владелец заводов, газет, пароходов, самый богатый человек России и Великобритании и самый знаменитый узбек современности. Я побывал в его доме и сделал большой репортаж. Он выйдет завтра в 10 утра по московскому времени. Приходите, не пожалеете!
ПостCоветский халифат. Как в Узбекистане зародился местный ИГИЛ и к чему это

Нравится пост? Ставь лайк, пиши комментарий! С чем-то не согласен? Тоже пиши!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Твит отсюда ...
...
На Украине возмущены : какое право имеют российские пограничники досматривать украинские суда, которые проходят под Крымским мостом? Ответный вопрос с учётом того, что украинцы сделали с экипажем судна "Норд": а почему не ...
На этот раз, я вас научу приготовлению самого сложного ресторанного рыбного блюда - филе тунца. Мы приготовим тунец не простой, а по-московски - то есть, на скорую руку, быстро и без всяких заморочек, словом так, как может блюдо приготовить любой столичный неандертал в суровых и ...
С утра солнечная погодка, решил посетить домик в Малаховке, посмотреть как и что. Снять показатели счетчиков воды, электричества и газа. Только сейчас замёрзший вернулся. Напился чаю и отдыхать. На участке были замечены следы зайцев, а на березке сидела жирная ворона ...