Поездки с Ехидной. За вином - 2.
ya_exidna — 30.04.2010 И остальные И.Без точек над ними, но с запятыми или без - перед ними.
Кстати, вы, конечно, знаете, что раньше в русском языке было две буквы И - с точечкой и наша нынешняя?
И слова "миръ" и "мiръ", например, различались по значению.
Первое означало "отсутствие войны, ссоры, вражды...", а второе "вселенная, земной шар, весь свет, все люди...". И Левъ Наш Толстой сначала хотел назвать свой бестселлер не "Война и миръ", а "Война и мiръ" - впрочем, в русском языке этот смысл и сейчас в том названии присутствует, а вот на иностранные языки его обычно переводят, используя антонимы, а жаль.
Всё, звонок - пора нам возвращаться к нашим баранам, которые запятые.
На прошлом уроке мы выявили три случая, когда между частями сложного предложения перед союзом И НЕТ ЗАПЯТОЙ.
Вот они в виде схем:
1. [...], что (...) и (....) - однородные придаточные без второго союза.
2. _ _ _ [...] и [...]. - общий второстепенный член.
3. | _._._ |, [...] и [...]. - общее вводное слово или обособленный второстепенный член.
Продолжим...
"Как?! - возмутитесь вы. - Неужели это не всё и есть еще исключения??? Сколько же этих правил и когда они кончатся?!!!"
Еще как есть. Сейчас покажу... что, заметили? Обрадовались?
И третьей, да?
И если Ехидна может себе позволить, то нам тоже можно и правила эти ее никому не нужны... нет, вы смотрите, что делается: у нее теперь ни одной запятой, и кто она после этого?!
Она - и после этого, и до того - как была Ехидна, так и ныне там.
Разберёмся.
Запятая перед И между частями сложного предложения НЕ СТАВИТСЯ, если:
4. Обе части - вопросительные или восклицательные предложения.
- [Как вас зовут] и [чем занимались ваши родители до семнадцатого года]? - вопросы.
- [Как же надоела Ехидна] и [сколько же всяких правил]! - восклицания.
[.....](?!) и [....]?!
Наверно, вы сейчас скажете, что в этом случае никто и так, интуитивно, не поставит запятой.
А я вам отвечу: абитуриент (и ваш собственный тоже) - существо непредсказуемое, от приступов гиперкоррекции не застрахован, а кроме того...
Заставьте вашего младенца написать под диктовку "Как тебя зовут и где ты живешь?" - и он напишет абсолютно правильно, а вы гляньте на него насмешливо и поинтересуйтесь: "А чтой-то у тебя тут нет запятой? Разве это не сложное предложение?" Спорю на что угодно, что девять из десяти школьников (особенно отличники) тут же поставят туда ту запятую. Еще и прощенья просить будут.
И вам корректор может захотеть сделать добрость и добавить ту запятую в ваш текст - надо уметь защищаться.
Вообще, хозяйке абитуриента на заметку: если на вопрос "Кто
И понаблюдайте, что будет дальше.
Мои ученики потом, быстро исправив правильный ответ на явную рениксу, возмущались: "Ехидна Вячеславовна, как вы могли ТАК переспросить?!".
"Детка, - отвечала я. - Экзаменатор мог быть глуховат. Или стерва. Будь готов!" - "Всегда готов!" - отвечала та же детка с улыбкой через пару занятий: больше детке были не страшны никакие вопросы и экзамен казался ей не кошмаром, а хитрой игрой.
...НЕ СТАВИТСЯ, если:
5. К обеим частям предложения относится ОБЩЕЕ ПРИДАТОЧНОЕ:
- [Граф так слаб] и [так все его обманывают], (что дела идут хуже и хуже).
- (Если Ехидна не перестанет нас мучить), [ее все отфрендят] и [ей же будет хуже]. - Что-то всем как-то "хуже" от этого правила... так получилось, я дико извиняюсь.
Определить, общее ли то придаточное, можно по вопросу: к общему вопрос можно задать от обеих частей предложения.
Общее придаточное может быть как в начале фразы, так и в ее конце.
[...] и [...], (....). - общее придаточное.
6. Если к обеим частям относится ОБЩАЯ часть, связанная с ними бессоюзной связью... проще говоря, такая часть, после которой стоит двоеточие.
То двоеточие ставится на основе других правил (все случаи постановки двоеточия я вам еще покажу, если есть желающие - ?), но обычно эта первая часть имеет значение обобщения или связана с нашими двумя причинно-следственной связью.
[Погода испортилась]: [похолодало] и [пошел дождь]. - обобщение.
[Ехидна невыносима]: [она пишет длинно] и [манеры у нее ужасные]. - две причины.
[....]: [....] и [....]. - общая часть с двоеточием.
ВНИМАНИЕ! Эти правила действуют, если союз "И" НЕ ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ!
Упражнение.
Условия те же: вы копируете текст упражнения в свой коммент, расставляете недостающие знаки препинания (все, а не только перед И!), а я отвечаю вам скрытым комментом (не сразу, а по мере того как...))).
1. Через час появилась возможность ехать метель утихла и небо прояснилось.
2. Через час появилась возможность ехать метель утихла небо прояснилось и вскоре мы тронулись в путь.
3. Какой же он добрый и как он нас любит а я мог так дурно о нем думать.
4. Если у вас нету дома пожары ему не страшны и жена не уйдет к другому если у вас нет жены.
5. Как прелестна эта девочка и как я мог не замечать ее!
6. Около самой черной тучи летали перекати-поле и как, должно быть, им было страшно!
7. Сделайте так чтобы было прилично колпаки были бы чистые и больные не походили бы на кузнецов.
8. Когда они вошли в зал занавес еще не поднимался и играли увертюру.
9. Перед несчастьем то же было и сова кричала и самовар гудел бесперечь.
10. Если Николай не возьмется за дела то именье пойдет с молотка и все пойдут по миру.
ЗЫ-ы-ы. А теперь представьте себе, что весь этот текст - написанный экспромтом, с на ходу придуманными примерами, с красненькими букофками и схемами! - ИСЧЕЗ! ВЕСЬ! К ЧЁРТУ!
И не пожелал восстановиться!!!
Это уже новый вариант, а что было в первом... увы... как выражаются турецкоподданные, чёрт - знает.
?
|
</> |