Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть XIII. Петрозаводск, проспект
architectstyle — 28.06.2023Начнём с лекции об истории и планировке города Петрозаводска.
Начинался Петрозаводск в 1703 году в виде узкой полосы вдоль берега Онежского озера справа и слева от устья реки Лососинки. Работало, веселилось, пьянствовало, женилось-плодилось и помирало население, фактически, на расстоянии 100 метров от воды.
Из заметных сооружений в городе имелась дерево-земляная «фортеция» бастионного очертания да «дворцы» Петра I и Меньшикова. Вот так город выглядел в 1720-х годах.
А в 1785 году, в рамках Губернской реформы матушки-императрицы Екатерины II Великой, центр города приобрёл регулярную планировку, которую сохраняет до сих пор. Начиналась эпоха, над которой издевался Алексей Константинович Толстой.
Заметил я, что желтый этот цвет
Особенно льстит сердцу патриота;
Обмазать вохрой дом иль лазарет
Неодолима русского охота;
Начальство также в этом с давних лет
Благонамеренное видит что-то,
И вохрятся в губерниях сплеча
Палаты, храм, острог и каланча.
Ревенный цвет и линия прямая —
Вот идеал изящества для нас.
Наследники Батыя и Мамая,
Командовать мы приучили глаз
И, площади за степи принимая,
Хотим глядеть из Тулы в Арзамас.
Прекрасное искать мы любим в пошлом —
Не так о том судили в веке прошлом.
И чего фрондировал и издевался, спрашивается? Мне, например, русский губернский стиль нравится. Екатерине Великой — тоже, и её повелением план Петрозаводска стал таким:
Город рос, и в 1841 году император Николай I утвердил новый генеральный план столицы Олонецкой губернии.
Как можно заметить, город подрос и сохранил основную идею застройки. Да и ожидать иного было бы странно — император Николай I был неплохим инженером и косячить предпочитал в других областях, а вот строительное и градостроительное дело в стране весьма продвинул. Именно при нём появилось понятие «типовой проект» и это дало такой толчок развитию строительства, что ой. Вообще, значение этого, по моему нескромному мнению, до сих пор фатально недооценено.
Но время шло, а Петрозаводск оставался на острие, как теперь говорят, модных трендов.
В октябре 1910 года в устье Лососинки в районе Пименовского моста была введена в эксплуатацию городская гидроэлектростанция с восьмиметровой плотиной общей мощностью двух гидроагрегатов 240 киловатт. Строительство было проведено на кредиты, выданные Министерством финансов Российской империи (30 тыс. руб. на 20 лет под 5 % годовых) и Министерством внутренних дел из пожарного фонда (20 тыс. руб. на 20 лет под 5 % годовых). Петрозаводская гидроэлектростанция для своего времени являлась одной из самых крупных городских гидроэлектростанций в Российской империи. Появилось электричество — появилось и важнейшее из искусств. В 1911 году в здании Гостиного двора открылся первый в губернии кинотеатр «Ренессанс» с залом на 100 мест.
А уж когда через Петрозаводск в 1915 году прошла Мурманская железная дорога, то городу, что называется, попёрло. Тогда же и сформировалась главная ось нынешней городской застройки — от вокзала к набережной. Жаль только, что период бурного развития оказался недолгим — Гражданская война.
Новый период развития города пришёлся на 1930-е. Появились Петрозаводская слюдяная фабрика, Карельский НИИ, Петрозаводская лыжная фабрика, Финский драматический театр, Республиканский театр кукол, Карельская государственная филармония и Карело-Финский государственный университет — неплохо так за десять-то лет!
А потом снова война и оккупация. У нас почему-то не любят об этом говорить, но финны были ничуть не лучше немцев и геноцидом занимались в полный рост. Только в Петрозаводске было семь концлагерей для гражданского русского населения и выжили там немногие. И об этом следует помнить.
В 1944 году финны получили мешалкой по заднице и в городе наступила мирная жизнь.
В 1949 году был принят очередной генплан города, определивший его современное лицо.
Ну а мы пошли по центральной оси города в обратном направлении — от набережной к вокзалу, попирая ногами проспект Ленина, он же Бородинская улица, он же Святонаволоцкая улица. Богомерзкое финское название времён оккупации приводить не буду принципиально.
Итак...
Сначала нам попалось краснокирпичное здание в стиле 70-х. Что там расположено — бог весть,но выглядит неплохо.
Потом голод овладел нами и мы ломанулись в ближайшую едальню с любопытным названием «The Кухня». Нетривиально, да. Но заведение оказалось во всех смыслах приятным. Даже в архитектурном — интерьеры ведь тоже архитектура. А они неплохи: начиная от длиннющей скамейки для людей разного роста вдоль фасада и пепельниц из двухсотлитровых бочек
и заканчивая весьма эклектичным, но приятным оформлением зальчиков. Хотя сортир на втором этаже при залах на первом доставляет, да.
Сытые и довольные мы выползли обратно на проспект с твёрдым намерением продолжить окультуриваться и попали в царство советского неоклассицизма, называемого ещё Сталинским ампиром. Над этим архитектурным стилем принято подтрунивать. Зря, я считаю. Нечто подобное было в моде тогда по всему миру, и наш вариант, право, не худший. Судите сами.
А среди этого монументального великолепия нет-нет да и встречаются образцы деревянного зодчества.
Со определением архитектурного стиля этих зданий я, право, затрудняюсь. Деревянный дачный модерн? Нет, вроде, хотя похож. Северный модерн? Возможно... С другой стороны, если есть деревянный ампир, то почему бы не существовать в природе и деревянной неоготике?
А ещё рядом с этими деревянными зданиями гнездилась вот такая милота:
Манера мне показалась знакомой. Уж очень напомнило щуку
ряпушку с набережной. И правда — авторы этого арт-объекта
скульпторы Владимир Зорин, Александр Ким и Александр Савельев. Надо
сказать, медведь у них получился добрым — не то, что на гербе
Петрозаводска.
А чуть во дворах и боковых улицах прятались церковь Богоматери Неустанной Помощи, в девичестве явно лютеранская кирха — уж очень базиликальная трёхнефная планировка намекает. Но интернет сказал, что это костёл, построенный для солдат и офицеров католического исповедания в 1904 году. Это и сейчас католический костёл.
А неподалёку угнездились блестящие образцы соцреализма:
По меркам советской морали — жёсткая эротика и развратЪ. Думаю, лет тридцать-сорок назад тут ошивались стайки подростков...
И кстати, я оценил юмор — изваяния стоят возле роддома. Тонкий намёк, да.
Ну а мы, петляя и нарезая круги, а, временами, и возвращаясь назад, вырулили на Привокзальную площадь во всём её великолепии.
Вообще, по насыщенности добротными образцами Сталинского ампира, я могу сравнить Петрозаводск разве что с Барнаулом. Монументально, достойно, интересно. Артефакты ушедшей цивилизации...
А где же дореволюционный Петрозаводск спросите вы? А его мы пробакланили. Так называемый старый квартал мы сначала прошли мимо по набережной, а потом, так же мимо, по улице Михаила Иссерсона. Нет бы свернуть — обидно. Так что чем богаты:
Словом, в Петрозаводск надо ехать дня на три-четыре, а ещё лучше на неделю.. Банальный вывод, но от этого не менее верный.
А пока мы вызвали такси и поехали в наше временное пристанище — утром нас ждали Кижи, о которых я тоже расскажу.