Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть XI. Петрозаводская набережная.
architectstyle — 23.06.2023Вернувшись с Валаама, мы рухнули спать, а утром выдвинулись в стольный град Петрозаводск. Нашли арендованную квартиру. Она опять оказалась на 5 этаже без лифта, ну да страданиями душа очищается. Закинули вещи, распаковались и пошли гулять. Конечной целью прогулки стало определение пути до причала, с которого завтра должна была отправится Комета до острова Кижи, покупка на неё билетов и оплата услуг экскурсовода. Ну и, разумеется, город посмотреть и поужинать в приятном заведении. Сразу скажу, что всё задуманное мы выполнили.
Так получилось, что я бывал в Петрозаводске раз 8 или 9, но ничего, кроме вокзала и привокзальной площади не видел, т.к. за время стоянки поезда больше и не увидишь, а вот теперь судьба дала шанс.
Поплутав немного среди типовой, современной «элитной» и сараечной застройки, мы вышли на Онежскую набережную. И прибалдели — по-другому не скажешь! Почему? А приезжайте в Петрозаводск — сами увидите. А пока я вам покажу.
Надо немного рассказать об истории этого отличного и, на мой
взгляд, одного из лучших в России общественных пространств.
Приступим, помолясь.Первую очередь набережной открыли в 1994 году в
честь 50-летнего юбилея освобождения Петрозаводска. А потом в
чью-то светлую голову пришла идея, что город, обращённый к озеру,
превышающему по площади иные моря, надо иметь парадный выход к
этому озеру максимально возможной длины. Более, того, под это
удалось выбить бюджет и с 1994 года набережную несколько раз
продлевали. Сейчас её протяжённость составляет чуть менее 3 км. И
это очень интересные три километра!
Самая старая часть расположена от реки Лососинки до причала №5 и
называется Петровской набережной (красная фигурная скобка на
схеме). Его проектировали и строили в 70-е — 80-е годы XX века под
руководством главного архитектора Петрозаводска Эдуарда Нечаева.
Этот участок выдержан в старинном петербургском духе и отсылает к
гранитным набережным Петербурга.
Вторая очередь (синяя скобка на схеме) построена в 1990-1994 годах.
Автор проекта архитектор Илья Шегельман. И это уже совсем другой
мир! Да, это тоже царство карельского гранита и диабаза и
шокшинского малинового кварцита, но классикой там и не пахнет — это
царство современного искусства. Не скажу, что я большой его
любитель, но тут тащился, простите, как уж по стекловате.
Третья очередь (зелёная скобка) закончена в 2003 году и тянется до реки Неглинки. Стиль и автор тот же, что и у второй очереди.
Мы в рассказе пойдём от конца к началу, как и в реальности. Ну что, топа-топа?
Первым нас встретил затон с плотом Кон-Тики в искусственном затончике у устья Неглинки.
А потом Онега развернулась перед нами во всей своей красе.
И главные фишки набережной — современная скульптура. Первая, с рыбами, так и называется — Карельские фишки, извините за тавтологию.
Но не одной современной скульптурой жива набережная. Как тебе, например, такое, Илон Маск?
Деревянные фигуры — память о слёте скульпторов, посвящённому 160-летнему юбилею эпоса Калевала, проходившем в 2008 г. Когда-то они стояли на набережной, но в 2018 г. их демонтировали из-за ветхости и теперь они стоят тут. Меня это несколько задело и я произвёл небольшое исследование в интернете, с целью восстановить как оно было. Об этом сейчас и расскажу.
Вот ещё один вид скульптурной группы «Герои Калевалы» в её натуральном виде.
Теперь попробую рассказать кто тут есть кто.
Рядом продолжает стоять другая работа Григора Григоряна — Ангел.
Интересно, кто этот мужичок с кантеле — герой Калевалы Вяйнемейнен?
Нет! Скульптура называется "Певун", установлена в 2008 году, автор Андрей Петров. А Вяйнемейнен дальше. Его изваял его Николай Алексеев.
Следующая скульптура носит название «Сказание о Калевале». Изваял её Сергей Лопухов в том же 2008 году, а сейчас она прислонена к кузнице. Грустно.
А дальше у нас, традиционно, борьба бобра с ослом добра
со злом. Каждый представляет что есть добро, а что зло и их борьбу
по-своему. И скульптор Александр Ким увидел это так:
Резцу Александра Кима тут принадлежит и ещё одна статуя. Сюжет её у скульпторов пользуется популярностью со времён Родена. Александр Ким увидел это так:
И почему мне в голову пришли популярные лет ндцать назад вирши Темнова? Вот эти:
На площади Согласия музеи все облазил я,
Скульптурами Родена любовался.
«Весна», «Мыслитель», «Поцелуй» — слепил он много, блин, статуй,
А «Девушку с веслом» — не догадался!
Наверное, от врождённой вредности и благоприобретённого цинизма.
Но не будем о грустном, хоть герои Калевалы нашли последний приют у стены кузницы, арт-объектов на набережной ещё хватает. и один поразил меня в самое сердце.
А этот памятник издали мы окрестили «Памятник непонятно чему», но вблизи это оказалась скульптура «Рождение Петрозаводска».
А мы продолжили ходить кругами и... набрели на кошелёк удачи. Мы его потёрли и удачу он нам, таки, принёс — билеты на Кижи мы купили.
Потом узрели ещё кучу символических фигур:
Циничные инженер и математик ( я и Павел Валерьевич) сразу усомнились в символическом наполнении скульптуры и пришли к выводу, что это всего-навсего фреза, режущая камень — никакого в нас романтизьму...
После нам встретился «Ангел, поражающий дракона».
Ну как было не вспомнить: «Свят Георгий во броне, на лихом сидит
коне, держит в руце копие, колет змия в жопие». Хоть ни коня, ни
копья и не наблюдается...
Зато наблюдается памятный знак «100-летие Карелии». Над ним
трудились аж три скульптора: Владимир Зорин, Александр Ким и
Алексндр Савельев. Соображали на троих, так сказать...
Здания вокруг тоже интересные. Вот гостиница «Онега Палас». В Петрозаводске умеют в современную архитектуру.
Местами. И потому наиболее выигрышный фасад выходит на улицу, а на набережную так себе. Не в смысле, что совсем плохо, а что могло бы быть и лучше. Теряется стремительность форм боковых фасадов на главном. И высотности бы надо добавить. Не получилась у архитектора задуманная высотная доминанта, увы. Хоть бы задом наперёд повернули — получилось бы лучше. Надеюсь, доминанта на набережной, завершающая её ансамбль ещё появится.
А потом мы увидели гнездо клерикализма Епархиальное
управление Петрозаводской Епархии. Очень милое здание в позднем
губернском стиле, а вот забор отвратный. На месте главного
архитектора Петрозаводска я бы прописал кой-кому ижицу.
А дальше мы были поражены в самое сердце. Я смотрел на озеро и вдруг остановился, как вкопанный. Причиной этому послужил звук, очень похожий на «Ып!». Или «Уй!». Словом, на выражение крайнего женского восхищения. И правда — восхищалась Любовь Александровна.
— Какой цвет! — обратилась она к нам. — Дикая, нет, бешеная фуксия!
— Шарман! — восхитился я почти нецензурно.
— Милота какая! — поддержала нас Анастасия Павловна.
Павел Валерьевич потрясённо затянулся сигаретой.
А Любовь Александровна вдруг сняла с дочери очки, сложила одну дужку, чем превратила их в лорнетЪ и принялась лорнировать здание.
— Мне кажется, ему не хватает кружевных рюшечек! — решительно изрекла она, спустя некоторое время. — Давайте посмотрим что это?
Мы пошли и посмотрели. Это оказался ЗАГС.
— С фуксией понятно, — изрекла Настя и отобрала у мамы свои очки.
Мы с Павлом затянулись хором и ничего не сказали.
Хотя, положа руку на печень, здание меня восхитило — стилизация, близкая к гениальной. Классицизм с нарушением почти всех канонов классицизма. Так и видишь купца-скоробогатея, тычащего пальцем в чертёж и заявляющего архитектору: «Я сюда, мил человек, вкорячь колоннаду, чтоб лучше, чем у Синебрюхова было! Денех дам!». И архитектора, рожающего в муках из противоречивых пожеланий заказчика нечто на грани безумия и гениальности.
Дальше мы встретили Ротонду. Ведь на каждой уважающей себя набережной должна быть ротонда, правда? Думаю, когда в Тикси построят набережную, ротонда будет и там — традиции нарушать нельзя!
Правда, Ротонду мы сначала услышали, а потом только увидели. Мы как раз восхищались зданием ЗАГСА, как наших ушей достиг, знакомый мне по увлечению Американской гражданской войной, мотив. Кто-то очень хорошо играл на пианино марш «For Bales». На Севере на очень похожую мелодию пели «When Johnny Comes Marching Home». Но сейчас звучал именно «For Bales» — темп выше.
— Оппаньки!, — вслух подумал я, обернулся и увидел Ротонду, с трёх сторон заваленную штабелями тротуарной плитки (шёл ремонт покрытия). Посреди плитки красовалось побитое жизнью пианино, на котором играл молодой человек, по внешним признакам похожий на плиточника-брусчаточника.
— Что случилось? — вопросило меня семейство Петровых.
Я рассказал и мы пошли знакомиться со столь неформальным музыкантом, но не успели — пришёл мастер, раздал коллективу профилактических звездюлей и погнал всех на работу. Ротонда утонула в визге болгарки и клубах каменной пыли.
Да, чтобы моё удивление было понятнее, должен сообщить, что «For Bales» ныне является гимном «Ку-кукс-Клана». Ещё того, первого Клана, созданного во времена Реконструкции генералом КША Натаном Бедфордом Форестом для защиты всех жителей Юга. Совершенно не политкорректно! :-)
До сих пор интересно, кто же в Петрозаводске такой поклонник Конфедерации?
А набережная тянулась дальше...
Увлекшись архитектурой, я забыл рассказать про одну монументальную статую, стоящую между «Чёрной розой» и «Кошельком удачи» . Она носит название «Онего» и посвящена трёхсотлетию Петрозаводска. Над изваянием трудился целый коллектив авторов: архитекторы В. А. Ким и Н. Е. Михайлов, скульпторы А. Ф. Маначинский и В. А. Маначинский.
Говорят, это должен был быть фонтан, но вышло, как в старом анекдоте: «Пока не научитесь прыгать, воды в бассейн не налью!».
И про Пирамиду — памятный знак об окончании строительства второй очереди набережной, расположенный на искусственном мысу, я тоже забыл. Исправляюсь.
Сам знак меня не поразил, а вот пейзаж очень даже КУ!
Но самое интересное — царство отвязного современного авангардного искусства я оставил на закуску. Не потому, что ленив, а потому, что в Живом Журнале существует ограничение на длину поста. Так что продолжение следует...
|
</> |