Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть X. Валаам. Большая Никоновская
architectstyle — 22.06.2023На Метеор мы успели и даже разместились вполне прилично. Хоть переход и короткий, но комфортом пренебрегать не следует. Нам предстояло обогнуть архипелаг с севера и, пройдя мимо островов Скитского, Московского, Предтеченского и Порфирьевского, оказаться на восточном берегу острова Валаам. В Валаамской Палестине, рядом с Новым Иерусалимом.
Это старая традиция русских монастырей — насыщать окружающую местность библейскими топонимами. Можно вспомнить знаменитый Новоиерусалимский монастырь на реке Истре в Подмосковье, библейскую топонимику Соловков и окрестностей Иверского монастыря на Валдае, да и рядом с Тверью имеется посёлок Эммаус, обязанный своим названием тому, что от него до центра Твери такое же расстояние, как от библейского Эммауса до Иерусалима.
Ну а пока мы наслаждались видами. Сначала скал и лесов Монастырской бухты.
Потом показался и пропал Никольский скит.
Навстречу попался «белый пароход».
И пошли косяком крышесносные пейзажи:
Мелькнул золочёными главками Скит Всех Святых.
И снова пейзажи.
Обозначил себя Предтеченский скит.
Показались вход в Малую и Большую Никифоровские бухты. И гнездо разнокалиберных туристических судов.
И снова Предтеченский скит.
И, наконец, показался купол Воскресенского скита.
Значит, мы пришли. И правда — осталось пришвартоваться за этими вот многопалубными мастодонтами. Неплохо бы взять, как-нибудь, круиз на такой, только вот ценник не гуманный — во Вьетнам на 10 дней сгонять дешевле.
Пора на берег. А на там нас встретил Поклонный крест.
Оцените масштаб сооружения. На фотографии ниже ваш покорный слуга (рост 180 см, в синем) и Павел Валерьевич (рост 186 см, в хаки).
Как гласит официальный сайт Валаамского монастыря: «Поклонный крест установлен при игумене Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископе Троицком Панкратии, по инициативе Фонда апостола Андрея Первозванного при содействии ЗАО «Борисфен». Скульптор А.В. Клыков. Архитектор В.И. Мещангин». А поставили его всего за месяц до нашего посещения. Готовились! Зачёт! :-)
А дальше у нас по программе было топа-топа по Валаамской Палестине. Ниже приведена схема, на которой моей дрожащей рукой начертана нитка нашего маршрута. Путь наш лежал от креста через Гефсиманский скит к мосту через реку Иордан (На Валааме есть несколько озёр и одна река и она, внезапно, Иордан), а потом обратно на гору Елеон к Вознесенской часовне (Часовня на горе Елеон иначе называться не может), а оттуда в Новый Иерусалим к Воскресенскому скиту. Безумно живописно, но по жаре с горки на горку несколько утомительно.
Лично я не имею ничего против длинных пеших прогулок, особенно по лесу, хотя жару не люблю, но, блин, люди-то разные. И организаторам экскурсий надо бы этот факт как-то учитывать. Например, давать больше времени на экскурсию или как-то сортировать группы по физическим кондициям, а то в нашей оказались несколько пожилых женщин и мамочка с четырёхлетним ребёнком и для них этот темп оказался непосильным.
Словом, могу повторить ещё раз свой совет — чтобы более-менее прилично посмотреть Валаам, сюда надо приезжать дня на три, а лучше на четыре и не связываться с экскурсоводами паломнической службы.
Но пока прогулка была только приятной и даже наша
шайтан-ханум экскурсоводятельница наконец-то начала
рассказывать хоть что-то интересное и без косяков. Речь шла о
растениях, как местных, так и интродуцированных монахами на
архипелаг.
Вообще, растительный мир Валаама очень разнообразен. Благодаря своему климату, где-то более суровому, а где-то более мягкому, чем на материке, на архипелаге сложилось уникальное природное сообщество. Тут соприкасаются границы ареалов и южных, и северных растений. У южных — северные, у северных — южные. Немного похоже на Приморье в миниатюре. Если кому интересен растительный и животный мир Валаама, то его я описывал здесь.
Но сейчас речь не о том. При всей видимой дикости, Валаамские леса — это созданный трудами монахов пейзажный парк. И случайных сюжетов и видовых точек там нет. Они интродуцировали на остров дубы, липы, вязы, пихты, розу морщинистую и много чего ещё. При упоминавшемся уже игумене Дамаскине, интродукция приобрела размах и системный характер, причём дело было поставлено на научную основу. При выращивании их учитывались лесные и агротехнические требования, был устроен питомник с водоотводящими канавами, саженцы из которого обитель высылала и в Петербург, и в Финляндию, и в другие места. Аллеи и рощи интродуцирован-ных пород создавались на Валааме вплоть до 30-х годов ХХ века, а сейчас эта практика возобнавилась. Причём, высаживаются деревья не абы как, а по законам ландшафтной архитектуры.
Да и заботятся монахи о своём то ли лесе, то ли парке. Может по этому на Валааме много деревьев долгожителей. Есть ёлки, которым по 350 лет, а одной сосне и вовсе 400. Когда-то её писал Шишкин и тогда она была уже очень старой.
А теперь давайте вернёмся от растительного и животного мира к творениям рук человеческих. Первым нам встретился Гефсиманский скит.
Он расположен у подножия горы Елеон. Освящён в 1911 году, включает церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенскую часовню на горе Елеон, домик для братии, часовню «Моление о чаше». Храм построен в русском архитектурном стиле из бруса, обшит тёсом. К сожалению, автор проекта неизвестен. Сейчас в скиту постоянно проживают два монаха.
Оцените, как здание вписано в природную среду.
Насладившись видами и переведя дух, мы потопали дальше к Иордану. Иордан и мост я показывал, так что повторяться не буду, скажу только, что мы благополучно дошли и вернулись к подножию горы Елеон.
И полезли в гору — к Вознесенской часовне, стоящей на самой вершине.
Построена она в том же архитектурном стиле, что и Гефсиманский скит. И цветовое решение то же. Построена в 1912 году и архитектор так же неизвестен, но сдаётся мне, что это тот же специалист, что проектировал Гефсиманский скит.
Виды с горы Елеон открываются просто потрясающие. Я, в очередной раз, пожалел, что не умею как следует фотографировать.
А дальше наш путь лежал в Воскресенский скит. Под горку это не в горку, так что дотопали бодро. Хоть в конце и пришлось карабкаться из седловины на гору Сион, но подъём оказался коротким. И вот что нам открылось на выходе из леса.
Говорят, именно здесь апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест. Бедный апостол — если верить преданиям, то крестов по Руси он наставил больше, чем в наше время натыкано столбов воздушных линий электропередач.
Но, так или иначе, в 1906 году на месте деревянной часовни во имя святого апостола Андрея Первозванного (1846) было построено двухэтажное храмовое здание. Верхний храм освящён в честь Воскресения Христова. Нижний храм освящён во имя святого апостола Андрея Первозванного, в нём находится мраморная купольная часовня с подобием Гроба Господня. Рядом со скитом был разбит фруктовый сад. Все строения выполнены из красного кирпича.
Сейчас от фруктового сада остались рожки да ножки, но заметны работы по возрождению, а вот строения находятся в весьма приличном состоянии и производят вполне приятное впечатление.
Как всегда, не обошлось и без анекдота. Помните, интермедию покойного Михаила Задорнова про туалет для паломников в монастыре, маркированный буквами «Б» и «С», что обозначало «братья» и «сестры»? Так вот, это не анекдот! Он имеет место быть в Воскресенском скиту (от храма к озёрной стене, далее налево и вниз по лестнице). Я чуть не забыл зачем туда пошёл. Но, к чести благочестивого сортира, надо сказать что там чисто и принимают банковские карты. Последнее на Валааме редкость.
А от лестницы, изображённой на фотографии выше, начинается очень живописная мощеная дорога, ведущая к поклонному кресту и пристани, вдоль которой встречаются такие вот чудеса.
По ней мы без приключений добрались до нашего Метеора, загрузились на него и, как только судно отошло от пристани, ваш покорный слуга, утомленный впечатлениями, просто вырубился и беспардонно продрых до самой Сортавалы.
|
</> |