Поездка по Русскому Северу летом 2022 г. Часть V Валаам начало.
architectstyle — 13.06.2023Мы торчали на причале речного вокзала Сортавалы в ожидании корабля, что должен был доставить нас на Валаам. Ждать становилось жарко. Наконец, из-за мыса раздался негромкий шум, потом он стал громче и, наконец, в облаке брызг показался «Метеор» Андрей Первозванный Валаамского монастырского флота.
Народ на причале уплотнился и самоорганизовался в очередь. Вот уж чего у русского народа не отнять, так это умения создать очередь на ровном месте и начать в ней оттирать друг-друга. Национальная особенность. Итальянцы на ровном месте организовывают забастовку, немцы — воинское подразделение, французы — уличные беспорядки, англичане — попойку, а русские — очередь.
И тут из будки вышел шестикрылый серафим работник
судоходной компании и объявил, что метеоров будет два, ибо в один
все не влезут, после чего отделил овец от козлищ, в смысле, довёл
до почтеннейшей публики, что те, у кого билеты с зелёной каймой
пойдут на метеоре «Андрей Первозванный» в 11:00, а те, у кого с
оранжевой — на метеоре «Преподобный Серафим» в 11:30.
Народ, вспомнил о пацаках и чатланах и, со словами: «Студент, ты что, дальтоник? Зелёный от оранжевого не отличаешь?», — бодро перестроился в две очереди.
Всем почему-то хотелось попасть в носовой салон, мол там сплошные окна и лучше видно. Но мы с Павлом Валерьевичем знали, что подобный подход является пагубным заблуждением — самые козырные места для осмотра окрестностей и фотографирования находятся на крохотной открытой палубе между средним и кормовым салонами. Однако, места на всех заняли всё же в носовом.
Ну вот, швартовы отданы, полоска воды между причалом и бортом увеличилась достаточно для начала разворота, судно повернуло и тихо двинулось к выходу из залива Ляппяярви.
— Пошли на палубу, — кивнул Павел Валерьевич мне и Насте.
— Не вижу препятствий, — отозвался я фразой из известного фильма.
Мы вышли вовремя — метеор вышел из водоизмещающего режима на подводные крылья и полетел, а перед нами открылись сначала Ладожские шхеры, а потом Ладога.
Пока мы шли по ладожским шхерам — паутине мелких и крупных островов. В принципе, это не такое уж и диво — шхеры характерны почти для всех крупных озёр и водохранилищ в Карелии, на Кольском полустрове, в Финляндии и Швеции. Да и Балтийское море ими богато. Но зрелище это всегда завораживающее. Так что, хоть это пост об архитектуре и в архитектурном сообществе, дикой природы тут будет много, ибо на Валааме она неразрывно связана с архитектурой рукотворной, и у меня рука не поднимается их разделить, не обессудьте.
А вот появились бараньи лбы — гладкие скальные выходы, которыми Карелия, Кольский полуостров и Скандинавия богаты и в воде, и на суше. Лбы бывают самые разнообразные: серые, чёрные, бежевые, красные, розовые — зависит от пород их слагающих, с шапкой леса на них и голые, а то и с редкой щетиной чахлых сосен, случается, что покрыты они белым кружевом ягеля, а бывает, что розовым или голубым вереска... Разные они, неповторимые.
Собственно, так же выглядел когда-то и Валаамский архипелаг, но монахи за сотни лет частично преобразовали природу, а частично подчинились ей, и от того архитектурный ансамбль Валаама выглядит неотъемлемой частью пейзажа.
Но вот показался остров Валаам. Слева купол и колокольня Спасо-Преображенского собора, справа — крест Никольского скита. А между ними Монастырская бухта — главные ворота монастыря. Ну а кресты вполне могут использоваться и используются, как створные знаки.
Думаю, надо рассказать, куда же нас занесло.
Валаамский архипелаг расположен в северной части Ладожского озера в 22 км от ближайшего берега и состоит из 54 островов общей площадью 36 кв. км. Крупнейший остров — Валаам, на него приходится более 2/3 площади — 27,8 кв. км; длина острова 9,6 км, ширина 7,8 км. Второй по размерам остров — Скитский. Административно архипелаг относится к Сортавальскому району Республики Карелия.
Среди более мелких островов: Лембос, Святой, Байонный, Крестовые, Московский, Предтеченский, Никоновский, Дивный, Емельянов, Оборонный, Голый, Савватия (Гранитный), Зосимы, Скалистый, Луковый, Овсяный, Ржаной, Никольский, Иоанна Кронштадтского. Некоторые острова соединены между собой и с островом Валаам мостами.
С геологической точки зрения Валаамский архипелаг представляет собой выход на дневную поверхность т. н. Валаамского силла — пологопадающей (3-10°) к центру Ладожского озера чашеподобной пластовой интрузии мощностью до 200 метров. Возраст, слагающих интрузивный комплекс, габбро-долеритов равен ~1560 млн лет. На побережье и участках понижения рельефа коренные породы перекрыты супесями морены позднеплейстоценовго возраста.
Рельеф тектонический сильно расчленённый, что в переводе означает наличие кучи холмов и оврагов, бегать по которым не так-то просто. Чтобы было понятнее насколько, приведу отметки высот над уровнем моря — они находятся в интервале от 5,1 до 58,2 м.
На архипелаге имеется два крупных внутренних озера, площадью около 100 га с сильно изрезанными берегами и 9 ламбин — мелких лесных озёр.
В XIX веке большинство из них было соединено между собой и с Ладожским озером каналами. Работёнка, надо думать, была адова — рыть каналы в таком грунте. Хотя, на Соловках гидромелиоративная и судоходная система будет покруче.
Валаамский архипелаг покрыт тайгой, по-преимуществу, сосновыми борами, но монахи во времена оны завезли туда пихты, лиственницы, дубы, клёны, ясени, липы и ещё множество не характерных для этих мест растений. Часть из них можно встретить только в монастырских садах или иных окультуренных ландшафтах, а некоторые вполне успешно одичали. Но о монастырских садах позже.
А пока мы высадились в Монастырской бухте и были препоручены заботам экскурсовода паломнической службы монастыря.
Небольшое лирическое отступление. Совсем недавно на Валааме худо-бедно уживались и монастырь и вполне светский посёлок. Однако, монахи тихой сапой захапали себе весь архипелаг, выжив оттуда и мирян и музей. По моему скромному мнению, никому на пользу это не пошло. Туристам, по крайней мере, точно. И сейчас расскажу почему.
Итак, нас прикрепили к экскурсоводше. Мне она сразу не понравилась. Напомнила одну статую, виденную в парке «Водопады Ахвиникоски». Вот эту:
Дама засуетилась, трижды суетливо пересчитала нас по головам и заявила:
— Приветствую вас на Святой Валаамской Земле!
— И вам не хворать, — мысленно ответил я с изрядной грустью. До меня начала доходить глубина задницы.
Однако, предаваться размышлениям нам долго не дали. Наша
шайтан-ханум экскурсоводша ускоренным шагом погнала
подведомственное стадо в горку по Паломнической лестнице, сделав
только короткую остановку у входа в монастырский сад для того чтобы
заявить, что сад тоже святой и создан святыми людьми и божьим
соизволением. Особо любопытные, вроде меня, успели заметить, что в
саду растут яблони и яблок на деревьях много.
А экскурсоводша, как укушенная в зад, уже неслась вперёд. В принципе, я человек привычный. Умею ходить много и быстро, как с рюкзаком, так и без, но тут мне от такого темпа стало не по себе. Не столько в физическом, сколько в моральном плане.
Наконец, мы добрались до первой стационарной точки, где нам решили что-то рассказать. Вот до этой:
Это оказалась Знаменская (она же Царская) часовня, построенная в 1862 году в честь посещения Валаама императором Александром II. Автор проекта — архитектор, профессор Академии Художеств, основоположник нео-русского стиля Алексей Максимович Горностаев. Это была его последняя работа — в том же 1862 году он умер.
Кстати, церковь Иоанна Златоуста в Старой Ладоге, что так понравилась нам с Настей своей чудесной эклектикой, тоже его работа.
— Здесь истово молился государь-страстотерпец Николай II
жизнерадостно прощебетала экскурсоводша и начала живописать сколько
раз и каким манером последний самодержец Всероссийский совершал
подходы к снаряду отправлял религиозные обряды. При этом наша
стрекоза-переросток умудрилась совершить несколько грубых ошибок
при цитировании библейских текстов.
— ААААА!!! — взвыл я, кажется, в голос и принялся фотографировать окрестности и читать заранее запиханные в телефон материалы.
Риторический вопрос — вот на какой кукуй к абсолютно светской группе приставили экскурсовода для паломников, да ещё и профнепригодного, ибо косячить с библейскими цитатами на такой работе есть признак профнепригодности?
И второй риторический вопрос — вот кому, блин, мешал музей, а? На тех же Соловках монастырь и музей прекрасно уживаются и, насколько я успел заметить, относятся друг к другу с непоказным уважением.
Ладно, не будем о грустном. Давайте я вам лучше покажу главную, на мой взгляд, изюминку часовни. Вот она:
Обратили внимание, что икона мозаичная? Так вот, она не просто мозаичная, а выполнена по русской технологии обратного набора мозаичистами Императорской мозаичной мастерской. Теми же самыми, что делали мозаики Исаакиевского собора в Петербурге. Вечная живопись, да.
Часовня стоит посреди тенистой липовой аллеи и через прогалы в листве видны несколько примечательных объектов:
Разговор о Спасо-Преображенском соборе и памятнике Андрею Первозванному ещё впереди, а вот о Доме паломника стоит рассказать прямо сейчас.
Итак, Дом паломника, ещё известный, как Зимняя гостиница (по отзывам, очень хорошая, но и ценник там тоже хороший). Это тоже работа профессора А. М. Горностаева (собственно, Горностаев на Валааме везде), но построена несколько раньше Знаменской часовни — в 1854 году.
Очень примечательное здание. На его фасаде хорошо видно, как из Николаевского классицизма вылуплялся нео-русский стиль. Тосканские колонны и тут же древнерусские сухарики, окна в стенах, выполненные под протесные, а мансардные и вовсе под абсидами, гирька и дыньки в декоре крыльца.
Кстати, про модный во времена Александра I и Николая I классицизм, я тоже ничего плохого не скажу. В конце-концов, Казанский собор и Исаакий в Питере это классицизм. Даже типовые проекты храмов и присутствий I, II и III классов, щедро раскиданные по просторам России вполне себе хороши. Конечно, писал о них Алексей Константинович Толстой:
Заметил я, что желтый этот цвет
Особенно льстит сердцу патриота;
Обмазать вохрой дом иль лазарет
Неодолима русского охота;
Начальство также в этом с давних лет
Благонамеренное видит что-то,
И вохрятся в губерниях сплеча
Палаты, храм, острог и каланча.
и дальше припечатал:
В мои ж года хорошим было тоном
Казарменному вкусу подражать,
И четырем или осьми колоннам
Вменялось в долг шеренгою торчать
Под неизбежным греческим фронтоном.
Но это он со зла, со зла... Как я про нашу экскурсоводшу. Грешен, mea maxima culpa!
Продолжение следует. Дальше я попробую расскзать об архитектуре Валаама подробнее и с претензией на академизм (насколько знаний и умения хватит). Так что позволю себе наглость предложить ввести тег «Валаам».