Кто запретил ЖЖ в Казахстане?
dolboeb — 25.08.2011 — Интернет Довольно увлекательна история с новым запретом Живого журнала в Казахстане.Попробуеи разобраться, что там произошло.
Судья Сарыаркинского районного суда г. Астаны (Сарыарқа аудандық соты) Комекова Ж.Р. вынесла 12 июля постановление, обязывающее Министерство связи и информации Республики Казахстан с 20 августа приостановить распространение на территории страны ряда ресурсов. В список запрещённых сайтов угодили поисковик go.mail.ru, блогхостинги livejournal.com и liveinternet.ru, видеохостинги smotri.com и biggdi.com, новостной агрегатор newsland.ru и несколько исламских сайтов. Судья Комекова сочла, что продукция указанных сайтов (а они, по недавно принятому в Казахстане закону, считаются средствами массовой информации и несут редакционную ответственность за любой размещенный там материал) направлена на пропаганду и оправдание терроризма и религиозного экстремизма, а также идет вразрез Конституции и законодательным актам Республики Казахстан.
Постановление было, видимо, доведено до сведения Минсвязи, и исполнено по линии АО «Казахтелеком». Это случилось 18 августа, за 2 дня до вступления в силу решения Сарыакынского райсуда.
В целом вся эта история выглядит довольно загадочно. У Казахстана, как и у соседнего Китая, накоплен богатый опыт блокирования доступа к популярным в стране зарубежным интернет-сервисаи, в том числе ЖЖ был там запрещен на протяжении двух с лишним лет — покуда там не прикрыли блог бывшего зятя президента. До сих пор все такие блокировки происходили по линии исполнительной власти, по формуле «пацан сказал — пацан сделал». Власть в Казахстане централизована так, что Путину впору завидовать. Решения принимаются в одном кабинете, а во всех остальных сидят простые исполнители. И сидят они там ровно до тех пор, покуда просто исполняют, не задавая лишних вопросов. Решили закрыть ЖЖ — хуяк, и нет ЖЖ. Решили приравнять все сайты к СМИ — и тут же весь парламент в едином порыве принимает об этом закон.
На этом фоне как-то совершенно нелепо и трогательно выглядит райсудья Комекова Жакен Рахимовна.на хрупкие плечи которой возлагается нынче ответственность за национальный рубильник. 20 лет работала в стране «прямая демократия» телефонного права, и любые СМИ закрывались по одному звонку, а тут вдруг зачем-то пытаются создать видимость юридической процедуры, привлекли судью, получили постановление с номерами статей ГПК РК... Зачем?!
Тут возможны ровно три объяснения.
Объяснение №1: кто-то из местных вельмож съездил в Гарвард, провёл там Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan, и решил создать на Родине видимость правового государства. Где любой беспредел облекается в форму юридически оформленных судебных решений.
Объяснение №2: за решением судьи Комековой не стоят никакие власти, кроме городской прокуратуры Астаны, которая проявила собственную инициативу, желая выслужиться и показать начальству эффективность в решении высших государственных задач. А судья подмахнула, потому что она затем и сидит в своем кресле, чтобы подписывать всё, что прокуратура приносит.
Объяснение №3: они там просто идиоты, и на самом деле хотели фильтровать конкретные блоги и аккаунты, но не сумели правильно написать в иске адреса URL, а судья вообще не знает такого слова.
Если бы речь шла о России, то я бы без колебаний выбрал второй вариант. У нас все подобные инициативы по поводу блокировки интернет-сервисов и «борьбе с экстремизмом» в Сети происходят именно по линии местных силовиков. Которые сами придумывают внешнего врага и способы борьбы с ним, потом несут свои озарения судье на подпись. Как сургутская транспортная прокуратура, посмертно записавшая в «экстремисты» Л. Рона Хаббарда, или городская прокуратура Комсомольска-на-Амуре, добившаяся в райсуде постановления о запрете в России сервиса YouTube, Идиотизм во всех таких историях тоже, конечно, присутствовал: например, Министерство юстиции РФ поспешно внесло 29 сочинений Хаббарда в свой федеральный список, хотя решение райсуда об объявлении их экстремистскими никогда не вступило в законную силу, и было довольно скоро обжаловано и отменено. Тем не менее, первопричиной всех прокурорских обращений в суды в России является не ошибка, а совершенно искреннее желание выслужиться.
Поскольку я не живу в Казахстане, то даже гадать не возьмусь, какое объяснение лучше всего подходит к вердикту судьи Комековой.
К счастью, насколько я понимаю, он настолько же неэффективен, насколько дебилен, и казахские пользователи Живого журнала давно приучены обходить фильтры «Казахтелекома».
Посему вопрос к читателям из РК: что это было?
Команда свыше, инициатива снизу, или недоразумение?
|
</> |