рейтинг блогов

Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть VII. Валаам. Внутреннее и внешнее

топ 100 блогов architectstyle16.06.2023

Наконец наша активно-реактивная мадам-экскурсовод выдохлась — видать, больше никаких страданий монахов-коллаборационистов, а так же признаков торжества православия на отдельно взятом архипелаге придумать не удалось. Да и развивать тему о том, что президент в монастыре часто молится, а денег выделяет только в рамках расходов федерального бюджета на культуру, а не сколько церковным властям хочется, видимо, больше не получалось.

Вопрос от атеиста: какая собственно связь между религиозными убеждениями главы государства и финансовыми аппетитами монастыря, а? Может, стоит быть благодарными властям за то, что монастырь отреставрирован на государственные деньги, а не кусать руку дающую? И не вышвыривать путём довольно-таки грязных интриг с Валаамского архипелага и музей, и светское население? Я уже упоминал, как сосуществуют во взаимном уважении и взаимопомощи на Соловках музей и монастырь. По моему скромному мнению, их отношения можно признать, если не образцовыми, то близкими к идеалу. Что здесь мешало? Но не будем забегать вперёд — о Соловках я расскажу в своё время.

— Фух! — мысленно выдохнул я, поняв, что некоторое время нам по ушам ездить не будут.

И правда, до самых ворот мозг нам не телебонькали.

Теперь, думаю, стоит привести небольшую схему центральной усадьбы монастыря, чтобы легче было ориентироваться:

Схема монастыря
Схема монастыря

А нам пора к воротам и Петропавловской надвратной церкви. Номер 3 на схеме.

Главный вход внешнего каре монастыря с Петропавловской надвратной церковью.
Главный вход внешнего каре монастыря с Петропавловской надвратной церковью.

Вход в монастырь оставляет самое приятное и какое-то умиротворяющее что ли впечатление. Брусчатка красного гранита, перечёркнутая графичным росчерком, нарочито грубо обработанных и отполированных тысячами ног, гнейсовых плит, редкие в таких широтах липы, эклектичное, но, вместе с тем, нарядное и какое-то, уместное что-ли, белоснежное здание надвратной церкви.

Построена она в 1809 году, архитектор, к сожалению, неизвестен. Вполне возможно, что автором был кто-то из насельников монастыря, не получивший формального образования — уж больно лихо он сумел соединить элементы барокко, классицизма и русского или, точнее, московского стиля. Настоящий, выдрессированный Академией Художеств, архитектор в те времена такого себе не позволил бы.

Однако, получилось хорошо и даже очень. Но идёмте дальше.

Справа у нас здание церковной лавки. Классика кирпичного стиля. По виду — конец XIX — начало XX века. Меня, собственно, работа каменщиков восхитила — идеально!

Вот как кладку надо вести!
Вот как кладку надо вести!

Предводимые нашей укуренной стрекозой-переростком экскурсоводшей мы прошли под аркой и оказались между внешним и внутренним каре.

Вид на внутреннее каре Келейных корпусов (2), Святые врата(7), Церковь Валаамской иконы Божьей матери (6), Спасо-Преображенский собор (1)
Вид на внутреннее каре Келейных корпусов (2), Святые врата(7), Церковь Валаамской иконы Божьей матери (6), Спасо-Преображенский собор (1)

Внутри всё оказалось заметно строже, что подчёркивала серая гранитная брусчатка. Да и само внутреннее каре монастыря, построенное в 1785-1801 гг, архитектурное решение которого приписывают игумену Назарию, не блещет архитектурными излишествами.

Если про авторство игумена Назария не врут, то его высокопреподобие обладал весьма развитым художественным вкусом — простые белёные стены, окна задающие рваный ритм фасада, минимум декора — да он предтеча конструктивистов и функционалистов! А если без шуток, то игумен по одёжке протягивал ножки и сумел распорядиться, имеющимися на тот момент не шибко жирными ресурсами, наилучшим образом.

Во главу угла при проектировании явно поставили функциональность и этот подход обеспечил достойную монастырской идеи строгость и аскетичность экстерьера здания, находящуюся в полной гармонии с суровой северной природой архипелага, что лишний раз подчёркивает развитый художественный вкус игумена Назария.

Я нарочно не касаюсь пока внешнего каре монастыря, решённого в совершенно ином стиле и с другим подходом. До него очередь дойдёт, а пока давайте погуляем по двору между внешним и внутренним каре.

То же, но чуть другой ракурс. Лучше видно и собор и зелёные насаждения
То же, но чуть другой ракурс. Лучше видно и собор и зелёные насаждения

Как я говорил, внешний двор вымощен мелкоразмерной брусчаткой из серого гранита, рассекаемой лентами шлифованных гранитных же плит и обрамлённой вместо бордюров мощением из мелкого валуна. Пространство оживляется отдельными деревьями и несколькими крошечными — буквально на одну лавочку, сквериками, но эта зелень полностью меняет восприятие окружающей действительности. Не будь этих, выскажусь по-библейски, кущ, двор походил бы на плац, а так он милый и уютный, не смотря на строгость.

Вместо отмостки, вдоль стен внутреннего каре разбита клумба — не клумба, газон — не газон, миксбордер — не миксбордер, словом, сплошным ковром посажен тимьян (чабрец). И он цветёт, а на солнце ещё и очень приятно пахнет. Пекло в день нашего посещения знатно — +30 градусов по Цельсию, так что запах стоял, как на Средиземном море.

Цветущий тимьян у стены
Цветущий тимьян у стены

Заметили как здорово дополняют друг друга тимьян, бутовый цоколь здания и булыжный бордюр? Вот это я и называю хорошей работой.

К тому времени я окончательно разочаровался в нашей экскурсоводше, перестал слушать ту дичь, что она несла и начал знакомиться с достопримечательностями самостоятельно, не теряя, однако, группу из виду, благо заранее закинул на телефон различные материалы по Валааму.

В тот момент я позавидовал Змею Горынычу — три головы мне тогда не помешали бы, а то тяжело одновременно смотреть на то, что привлекло внимание, искать в телефоне что же это такое, фотографировать и следить за тем где наша группа. А группа, следуя за активно-реактивной мадам, металась, как в задницу укушенная, и, при этом, никуда толком не успевала. «Рекбус, кракфорд», как сказал в одной известной интермедии Аркадий Райкин.

Газон из тимьяна. Общий план.
Газон из тимьяна. Общий план.
Кованная решётка, собор, монах и его искушение в углу фотографии
Кованная решётка, собор, монах и его искушение в углу фотографии
Солнце над Петропавловской надвратной церковью (№3).
Солнце над Петропавловской надвратной церковью (№3).
Боковой фасад собора и случайный портрет паломницы
Боковой фасад собора и случайный портрет паломницы

Но вот мы, наконец, проникли во двор внутреннего каре и увидели Спасо-Преображенский собор во всём его великолепии.

Он! Собор! Ну и кривые руки фотографа и заваленный горизонт в придачу :)))
Он! Собор! Ну и кривые руки фотографа и заваленный горизонт в придачу :)))
Совсем с лягушачьей перспективы.
Совсем с лягушачьей перспективы.

Как я уже говорил, строительство нынешнего Спасо-Преображенский собора велось с 1886 по 1893 год. Над проектом и строительством собора последовательно трудились несколько архитекторов. Первоначальный проект разработал академик архитектуры А. М. Горностаев в 1858 году. Но в 1862 году он умер и дело на некоторое время заглохло.

Вообще, окончания работ не дождались оба «отца» собора: академик Горностаев и игумен Дамаскин. Собственно, этим людям Валаам обязан своим нынешним обликом. Наверное, обидно умирать не дождавшись окончания дела всей жизни, но такое часто бывает с теми, кто ставит себе задачи такого масштаба. Главное, чтобы было кому передать ДЕЛО. Академик Горностаев и игумен Дамаскин смогли. Их дело подхватили молодой архитектор А. Я. Силин и игумен Ионафан II.

Правда, имел место и ещё один проект — профессора архитектуры М. А. Щурупова, разработанный в 1874 году. Говорят, замысел был грандиозен, но игумен Дамаскин его отверг, а его приемник Ионафан 1884 году обратился к молодому и никому неизвестному архитектору Силину.

И тот справился! Для начала он очень бережно подошёл к замыслу своего предшественника — академика Горностаева — отца-основателя неорусского стиля. В этом стиле и выдержано архитектурное решение собора, причём, применены многие излюбленные «фишки» Горностаева. Архитектор Силин чтил учителя.

Но и сам он был не промах: выполнил всю расчётную часть проекта, перекомпоновал и оптимизировал внутреннее пространство, уменьшил количество несущих столбов, да и в экстерьере здания свой след оставил. Словом, в 1886 году начались подготовительные работы в т.ч. разборка старого здания собора и части внутреннего каре, а в 1887 году состоялась торжественная закладка.

А потом случилось то, что должно было случиться — в Священный Синод поступил донос о беспорядках на строительстве, потрясении основ и хищениях. На остров прибыла комиссия и, бывают же чудеса на свете, никаких беспорядков и, тем более, хищений не обнаружила, но нервы всем, надо думать, потрепала изрядно.

А к возведению собора, тем временем, примкнули архитектор Г. И. Карпов и студент архитектурного класса Академии Художеств Н.Д. Прокофьев. Последний оказался юношей предприимчивым и, что самое главное, действительно знающим и талантливым.

Судите сами: он внес значительные коррективы в первоначальный проект – заново выполнил расчеты сводов и куполов, самостоятельно произвел внутреннюю отделку храма: нижнего – в византийском стиле, с одноярусным иконостасом, верхнего – в русском стиле, с пятиярусным – в центре, и двумя трехъярусными иконостасами в боковых приделах. Неплохо для студента, правда?

Но вообще все работавшие над собором архитекторы сумели привнести в проект что-то своё и, при этом, бережно отнеслись к замыслам предшественников и коллег.

И вот что получилось:

Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть VII. Валаам. Внутреннее и внешнее
Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть VII. Валаам. Внутреннее и внешнее

Теперь будет много умных слов. Если не интересуетесь архитектурой, можете не читать, но я всё же рекомендую совершить над собой насилие.

Итак, собор представляет собой четырехугольный двухэтажный объем с полукруглой в плане апсидой и примыкающей к нему с запада колокольней с закрытым крыльцом. Собор пятиглавый, крестовокупольный, разделен восемью столбами на три нефа.

План собора и его северный фасад выполненные архитектором Силиным
План собора и его северный фасад выполненные архитектором Силиным

Нижняя, зимняя, церковь освящена во имя Сергия и Германа, валаамских чудотворцев, верхняя — во имя Преображения Господня.

Центральный объем собора с северной и южной стороны имеет ризалиты, по длине соответствующие расстоянию между второй и третьей парами внутренних опор. Углы центрального объема срезаны. Все пять круглых барабанов собора увенчаны шлемовидными главами, завершающимися шаром с крестом. Колокольня собора многоярусная. Первый ярус — двухсветный четверик, на нем располагаются уменьшающиеся в размерах ярусы звона, на которых было укреплено 13 колоколов (из них сохранился лишь один, самый большой). Колокольня покрыта шатровой кровлей, которая увенчана оригинальной формы главкой на глухом восьмигранном барабане.

Тут ризалиты южного фасада хорошо видны. Да и остальные элементы тоже.
Тут ризалиты южного фасада хорошо видны. Да и остальные элементы тоже.

Объем собора сильно декорирован, декоративным эффектом обладает и сочетание красных кирпичных стен с белыми оштукатуренными архитектурными деталями и элементами, выполненными из черного, красного и серого гранита. Горизонтальные тяги сложного профиля проходят между первым и вторым этажами собора. Ризалиты завершаются пятигранным уступчатым фронтоном. Венчающий карниз украшен «сухариками» и рядом, выложенным из кирпича, поставленного на ребро. Лучковые окна первого этажа обрамлены белыми оштукатуренными наличниками, окна второго этажа украшены наличниками с сандриками, расположенными на некотором расстоянии от наличников и образующими фризок.

Особенно декоративны окна ризалитов, решенные в виде тройных арок, опирающиеся на фигурные колонки из черного гранита. Справа и слева от этих окон — белые декоративные кресты, выступающие из плоскости кладки стен. Декоративное оформление первого яруса колокольни совпадает с декором ризалитов собора, проемы восьмериков колокольни решены в виде профилированных арок. Барабаны собора решены в виде аркады.

Колокольня. Вид с западного фасада
Колокольня. Вид с западного фасада
Крыльцо крупным планом
Крыльцо крупным планом
Восточный фасад собора с алтарной аспидой, галерея и кусок восточного фаса внешнего каре, монументальный кирпичный забор, не менее монументальный бурьян с цветущим чертополохом, людей нет, горизонт завален :-)))
Восточный фасад собора с алтарной аспидой, галерея и кусок восточного фаса внешнего каре, монументальный кирпичный забор, не менее монументальный бурьян с цветущим чертополохом, людей нет, горизонт завален :-)))

Вообще, собор производит просто грандиозное впечатление и не с моими кривыми руками показать это на фотографиях. Подозреваю, что это не под силу никому. Лучше приехать и посмотреть — оно того стоит!

Теперь, думаю, стоит показать внутренний двор внутреннего же каре. Он очень атмосферный, а рассказывать о нём занятие, право неблагодарное. Смотрите сами.

Вид на двор и церковь Валаамской иконы Божьей матери (№6)
Вид на двор и церковь Валаамской иконы Божьей матери (№6)
Вид на двор, церковь
Вид на двор, церковь "Живоносный источник (№4 слева) и Успения Пресвятой Богородицы (№5 справа)
Вид на двор и внутреннее каре
Вид на двор и внутреннее каре

Вот, как-то так.

А теперь, выполняя обещание, постараюсь рассказать о внешнем каре келейных корпусов.

Строилось оно долго — с 1801 года по 1838 год и неоднократно перестраивалось. Если внутреннее каре возводилось по проекту игумена Назария, то в строительстве внешнего каре принимали участие многие авторы, в том числе и профессиональные архитекторы. Тут руку приложили и Горностаев, и Силин, и Баранкеев и иные. Возведение корпусов внешнего каре началось с южной линии — Святых ворот и надвратной церкви Петра и Павла. В 1809 году она была освящена.

В 1807 году начинается строительство северной линии с больницей и церковью, освященной во имя иконы богоматери «Живоносный источник». Примерно в это же время начинается строительство восточной и западной линий каре. Церковь Живоносного источника была освящена в 1814 году, а уже в 1835 году начались работы по надстройке ее вторым этажом, которые были завершены в 1837 году. Новая церковь была освящена в честь Живоначальной Троицы (№4).

Вид на южный фас внешнего каре и купола Спасо-Преображенского собора
Вид на южный фас внешнего каре и купола Спасо-Преображенского собора

В конце XIX века ведутся работы по надстройке корпусов внешнего каре: в 1891 году по проекту архитектора А. Силина осуществляется надстройка второго этажа над северо-восточным корпусом, а в 1900 году по проекту архитектора Н. И. Баранкеева начинается возведение третьего этажа над южным корпусом. Таким образом, современный облик здания внешнего каре приобрели только на рубеже XIX и XX веков.

Галерея восточного фаса внешнего каре. А меня учили, что так делать нельзя — в Твери есть такая же диагональная галерея между двумя хрущёвками, так нас — студентов специально водили смотреть на эту грубую архитектурную ошибку.
Галерея восточного фаса внешнего каре. А меня учили, что так делать нельзя — в Твери есть такая же диагональная галерея между двумя хрущёвками, так нас — студентов специально водили смотреть на эту грубую архитектурную ошибку.
Просто атмосферное фото
Просто атмосферное фото

Наружное каре представляет собой в плане замкнутый четырехугольник, состоящий из двух- и трехэтажных корпусов. Южная линия каре — прямоугольный в плане трехэтажный объем, в центре которого расположены Святые ворота с церковью Петра и Павла, которую мы уже видели. Она является главной парадной частью комплекса, ее южный фасад обращен к широкой благоустроенной аллее, уходящей к монументальной гранитной лестнице и пристани. Северная линия — прямоугольный в плане двухэтажный объем, в центре которого расположена церковь Живоносного источника и Живоначальной Троицы. В северной линии два сквозных прохода: западный ведет к монастырскому кладбищу, восточный — на хозяйственный двор монастыря. Восточная линия — прямоугольный в плане разноэтажный объем, разделенный в центре узорной чугунной оградой сложного рисунка, повторяющей изгиб апсиды Спасо-Преображенского собора. Решетка была изготовлена «трудами валаамской братии», как гласит надпись на ней, в 1894 году. В южной части восточной линии есть арочный проем, выводящий на дорогу к Игуменскому кладбищу. Западная линия состоит из двух разноэтажных корпусов, соединенных Монетными воротами. От них круто под уклон к малой пристани и Покровской часовне ведет «дорога водоносов».

Окончание
Окончание "дороги водоносов"

В корпусах внешнего каре располагались, в основном, братские кельи, но были и помещения другого назначения: резная, иконописная, переплетная, сапожная и другие мастерские, рухлядная, хлебопекарня, фотография, канцелярия и библиотека монастыря.

Планировка келейных корпусов решена по типу византийских монастырей (как писали монахи): кельи расположены по обеим сторонам длинных коридоров и перекрыты крестовыми сводами. Фасады корпусов оштукатурены и побелены, облик фасадов характеризуется лаконизмом. Они декорированы пилястрами, арочными и килевидными завершениями слуховых окон, карнизом из «сухариков», междуэтажными тягами. В целом внешнее каре небогато декоративными формами, особенно его северная часть.

Несколько выделяется решение входа в так называемые «царские кельи», получившие свое название из-за пребывания в них императоров Александра I и Александра II. Вход в «царские кельи» решен в виде закрытого крыльца, перекрытого коробовым сводом, основное внимание здесь уделено пластической обработке колонн из серого гранита (см. фотографию «Солнце над Петропавловской церковью» — крыльцо сбоку это и есть вход в царские кельи).

А теперь пора внутрь Спасо-Преображенского собора. Там, поверьте, интересно.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Последние события в Кыргызстане еще раз подтвердили, что в стране нарастает противостояние родов, племен и территориальных кланов. Чем закончится кыргызская "Игра престолов"? Рассказывает политолог Таллатбек Массадыков ...
Войне мировой первой - 110 лет, отличный повод подумать над историей России. Это не так давно было, как кажется - её всю прошёл мой дед Геннадий. Я родился через 39 лет после двух революций в России. 39 лет - это как сейчас глянуть на 1985-й год - недавно же, я ж отлично помню. Но в ...
После встречи Путина во Внуково с Олландом в изобилии стали появляться на Западе и у наших публицистов-западников радостные публикации. В том духе, что Путин, дескать, сдался. Что от идеи Новороссии отказался. Что горой стоит за территориальную целостность Украины. И вообще – побе ...
Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби в юности жил в торговом городе Фараб на Сырдарье (сейчас это южный Казахстан) и имел должность судьи. По легенде, одни знакомый дал ему на хранение несколько книг, среди которых он наткнулся на трактат Аристотеля: прочитав его, юноша решил посвятить себя ...
Мы же практически стояли перед всё новыми попытками майданчиков в Москве, Питере и особенно в Екатеринбурге.   И тут случилось оно — частичная мобилизация. Которая не просто заставила проснуться всех от военкоматов до правительства, она смыла пену майданутых в нашей стране. И ...