![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcompantv1490897365710066571006_original.jpg)
Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть VII. Валаам. Внутреннее и внешнее
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Наконец наша активно-реактивная мадам-экскурсовод выдохлась — видать, больше никаких страданий монахов-коллаборационистов, а так же признаков торжества православия на отдельно взятом архипелаге придумать не удалось. Да и развивать тему о том, что президент в монастыре часто молится, а денег выделяет только в рамках расходов федерального бюджета на культуру, а не сколько церковным властям хочется, видимо, больше не получалось.
Вопрос от атеиста: какая собственно связь между религиозными убеждениями главы государства и финансовыми аппетитами монастыря, а? Может, стоит быть благодарными властям за то, что монастырь отреставрирован на государственные деньги, а не кусать руку дающую? И не вышвыривать путём довольно-таки грязных интриг с Валаамского архипелага и музей, и светское население? Я уже упоминал, как сосуществуют во взаимном уважении и взаимопомощи на Соловках музей и монастырь. По моему скромному мнению, их отношения можно признать, если не образцовыми, то близкими к идеалу. Что здесь мешало? Но не будем забегать вперёд — о Соловках я расскажу в своё время.
— Фух! — мысленно выдохнул я, поняв, что некоторое время нам по ушам ездить не будут.
И правда, до самых ворот мозг нам не телебонькали.
Теперь, думаю, стоит привести небольшую схему центральной усадьбы монастыря, чтобы легче было ориентироваться:
![СÑ
ема монаÑÑÑÑÑ Ð¡Ñ
ема монаÑÑÑÑÑ](https://ic.pics.livejournal.com/pantv/14908973/6571006/6571006_original.jpg)
А нам пора к воротам и Петропавловской надвратной церкви. Номер 3 на схеме.
![ÐлавнÑй вÑ
од внеÑнего каÑе монаÑÑÑÑÑ Ñ ÐеÑÑопавловÑкой надвÑаÑной ÑеÑковÑÑ. ÐлавнÑй вÑ
од внеÑнего каÑе монаÑÑÑÑÑ Ñ ÐеÑÑопавловÑкой надвÑаÑной ÑеÑковÑÑ.](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-fb9d7b.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/6/imgsrc.ru_74990446VUo.webp)
Вход в монастырь оставляет самое приятное и какое-то умиротворяющее что ли впечатление. Брусчатка красного гранита, перечёркнутая графичным росчерком, нарочито грубо обработанных и отполированных тысячами ног, гнейсовых плит, редкие в таких широтах липы, эклектичное, но, вместе с тем, нарядное и какое-то, уместное что-ли, белоснежное здание надвратной церкви.
Построена она в 1809 году, архитектор, к сожалению, неизвестен. Вполне возможно, что автором был кто-то из насельников монастыря, не получивший формального образования — уж больно лихо он сумел соединить элементы барокко, классицизма и русского или, точнее, московского стиля. Настоящий, выдрессированный Академией Художеств, архитектор в те времена такого себе не позволил бы.
Однако, получилось хорошо и даже очень. Но идёмте дальше.
Справа у нас здание церковной лавки. Классика кирпичного стиля. По виду — конец XIX — начало XX века. Меня, собственно, работа каменщиков восхитила — идеально!
![ÐÐ¾Ñ ÐºÐ°Ðº ÐºÐ»Ð°Ð´ÐºÑ Ð½Ð°Ð´Ð¾ веÑÑи! ÐÐ¾Ñ ÐºÐ°Ðº ÐºÐ»Ð°Ð´ÐºÑ Ð½Ð°Ð´Ð¾ веÑÑи!](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-849172.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/7/imgsrc.ru_74998487NsP.webp)
Предводимые нашей укуренной стрекозой-переростком
экскурсоводшей мы прошли под аркой и оказались между внешним и
внутренним каре.
![Ðид на внÑÑÑеннее каÑе ÐелейнÑÑ
коÑпÑÑов (2), СвÑÑÑе вÑаÑа(7), ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐалаамÑкой Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ñ ÐожÑей маÑеÑи (6), СпаÑо-ÐÑеобÑаженÑкий ÑÐ¾Ð±Ð¾Ñ (1) Ðид на внÑÑÑеннее каÑе ÐелейнÑÑ
коÑпÑÑов (2), СвÑÑÑе вÑаÑа(7), ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐалаамÑкой Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ñ ÐожÑей маÑеÑи (6), СпаÑо-ÐÑеобÑаженÑкий ÑÐ¾Ð±Ð¾Ñ (1)](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-3349e0.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/4/imgsrc.ru_74990444zQW.webp)
Внутри всё оказалось заметно строже, что подчёркивала серая гранитная брусчатка. Да и само внутреннее каре монастыря, построенное в 1785-1801 гг, архитектурное решение которого приписывают игумену Назарию, не блещет архитектурными излишествами.
Если про авторство игумена Назария не врут, то его высокопреподобие обладал весьма развитым художественным вкусом — простые белёные стены, окна задающие рваный ритм фасада, минимум декора — да он предтеча конструктивистов и функционалистов! А если без шуток, то игумен по одёжке протягивал ножки и сумел распорядиться, имеющимися на тот момент не шибко жирными ресурсами, наилучшим образом.
Во главу угла при проектировании явно поставили функциональность и этот подход обеспечил достойную монастырской идеи строгость и аскетичность экстерьера здания, находящуюся в полной гармонии с суровой северной природой архипелага, что лишний раз подчёркивает развитый художественный вкус игумена Назария.
Я нарочно не касаюсь пока внешнего каре монастыря, решённого в совершенно ином стиле и с другим подходом. До него очередь дойдёт, а пока давайте погуляем по двору между внешним и внутренним каре.
![То же, но ÑÑÑÑ Ð´ÑÑгой ÑакÑÑÑ. ÐÑÑÑе видно и ÑÐ¾Ð±Ð¾Ñ Ð¸ зелÑнÑе наÑÐ°Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¢Ð¾ же, но ÑÑÑÑ Ð´ÑÑгой ÑакÑÑÑ. ÐÑÑÑе видно и ÑÐ¾Ð±Ð¾Ñ Ð¸ зелÑнÑе наÑаждениÑ](https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/5/74990445Nth.jpg)
Как я говорил, внешний двор вымощен мелкоразмерной брусчаткой из серого гранита, рассекаемой лентами шлифованных гранитных же плит и обрамлённой вместо бордюров мощением из мелкого валуна. Пространство оживляется отдельными деревьями и несколькими крошечными — буквально на одну лавочку, сквериками, но эта зелень полностью меняет восприятие окружающей действительности. Не будь этих, выскажусь по-библейски, кущ, двор походил бы на плац, а так он милый и уютный, не смотря на строгость.
Вместо отмостки, вдоль стен внутреннего каре разбита клумба — не клумба, газон — не газон, миксбордер — не миксбордер, словом, сплошным ковром посажен тимьян (чабрец). И он цветёт, а на солнце ещё и очень приятно пахнет. Пекло в день нашего посещения знатно — +30 градусов по Цельсию, так что запах стоял, как на Средиземном море.
![ЦвеÑÑÑий ÑимÑÑн Ñ ÑÑÐµÐ½Ñ Ð¦Ð²ÐµÑÑÑий ÑимÑÑн Ñ ÑÑенÑ](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-857fa6.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/3/imgsrc.ru_74990443gjH.webp)
Заметили как здорово дополняют друг друга тимьян, бутовый цоколь здания и булыжный бордюр? Вот это я и называю хорошей работой.
К тому времени я окончательно разочаровался в нашей экскурсоводше, перестал слушать ту дичь, что она несла и начал знакомиться с достопримечательностями самостоятельно, не теряя, однако, группу из виду, благо заранее закинул на телефон различные материалы по Валааму.
В тот момент я позавидовал Змею Горынычу — три головы мне тогда не помешали бы, а то тяжело одновременно смотреть на то, что привлекло внимание, искать в телефоне что же это такое, фотографировать и следить за тем где наша группа. А группа, следуя за активно-реактивной мадам, металась, как в задницу укушенная, и, при этом, никуда толком не успевала. «Рекбус, кракфорд», как сказал в одной известной интермедии Аркадий Райкин.
![Ðазон из ÑимÑÑна. ÐбÑий план. Ðазон из ÑимÑÑна. ÐбÑий план.](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-b89609.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/2/imgsrc.ru_74990442ZjJ.webp)
![ÐÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ ÑеÑÑÑка, ÑобоÑ, монаÑ
и его иÑкÑÑение в ÑÐ³Ð»Ñ ÑоÑогÑаÑии ÐÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ ÑеÑÑÑка, ÑобоÑ, монаÑ
и его иÑкÑÑение в ÑÐ³Ð»Ñ ÑоÑогÑаÑии](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-3fb445.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/1/imgsrc.ru_74990441aev.webp)
![СолнÑе над ÐеÑÑопавловÑкой надвÑаÑной ÑеÑковÑÑ (â3). СолнÑе над ÐеÑÑопавловÑкой надвÑаÑной ÑеÑковÑÑ (â3).](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-c82986.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/8/imgsrc.ru_74990438sFz.webp)
![Ðоковой ÑаÑад ÑобоÑа и ÑлÑÑайнÑй поÑÑÑÐµÑ Ð¿Ð°Ð»Ð¾Ð¼Ð½Ð¸ÑÑ Ðоковой ÑаÑад ÑобоÑа и ÑлÑÑайнÑй поÑÑÑÐµÑ Ð¿Ð°Ð»Ð¾Ð¼Ð½Ð¸ÑÑ](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-11ef5e.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/1/imgsrc.ru_74998491srD.webp)
Но вот мы, наконец, проникли во двор внутреннего каре и увидели Спасо-Преображенский собор во всём его великолепии.
![Ðн! СобоÑ! ÐÑ Ð¸ кÑивÑе ÑÑки ÑоÑогÑаÑа и заваленнÑй гоÑÐ¸Ð·Ð¾Ð½Ñ Ð² пÑидаÑÑ :))) Ðн! СобоÑ! ÐÑ Ð¸ кÑивÑе ÑÑки ÑоÑогÑаÑа и заваленнÑй гоÑÐ¸Ð·Ð¾Ð½Ñ Ð² пÑидаÑÑ :)))](https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/7/74990437Vmq.jpg)
![СовÑем Ñ Ð»ÑгÑÑаÑÑей пеÑÑпекÑивÑ. СовÑем Ñ Ð»ÑгÑÑаÑÑей пеÑÑпекÑивÑ.](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-518559.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/4/imgsrc.ru_74998494YjR.webp)
Как я уже говорил, строительство нынешнего Спасо-Преображенский собора велось с 1886 по 1893 год. Над проектом и строительством собора последовательно трудились несколько архитекторов. Первоначальный проект разработал академик архитектуры А. М. Горностаев в 1858 году. Но в 1862 году он умер и дело на некоторое время заглохло.
Вообще, окончания работ не дождались оба «отца» собора: академик Горностаев и игумен Дамаскин. Собственно, этим людям Валаам обязан своим нынешним обликом. Наверное, обидно умирать не дождавшись окончания дела всей жизни, но такое часто бывает с теми, кто ставит себе задачи такого масштаба. Главное, чтобы было кому передать ДЕЛО. Академик Горностаев и игумен Дамаскин смогли. Их дело подхватили молодой архитектор А. Я. Силин и игумен Ионафан II.
Правда, имел место и ещё один проект — профессора архитектуры М. А. Щурупова, разработанный в 1874 году. Говорят, замысел был грандиозен, но игумен Дамаскин его отверг, а его приемник Ионафан 1884 году обратился к молодому и никому неизвестному архитектору Силину.
И тот справился! Для начала он очень бережно подошёл к замыслу своего предшественника — академика Горностаева — отца-основателя неорусского стиля. В этом стиле и выдержано архитектурное решение собора, причём, применены многие излюбленные «фишки» Горностаева. Архитектор Силин чтил учителя.
Но и сам он был не промах: выполнил всю расчётную часть проекта, перекомпоновал и оптимизировал внутреннее пространство, уменьшил количество несущих столбов, да и в экстерьере здания свой след оставил. Словом, в 1886 году начались подготовительные работы в т.ч. разборка старого здания собора и части внутреннего каре, а в 1887 году состоялась торжественная закладка.
А потом случилось то, что должно было случиться — в Священный Синод поступил донос о беспорядках на строительстве, потрясении основ и хищениях. На остров прибыла комиссия и, бывают же чудеса на свете, никаких беспорядков и, тем более, хищений не обнаружила, но нервы всем, надо думать, потрепала изрядно.
А к возведению собора, тем временем, примкнули архитектор Г. И. Карпов и студент архитектурного класса Академии Художеств Н.Д. Прокофьев. Последний оказался юношей предприимчивым и, что самое главное, действительно знающим и талантливым.
Судите сами: он внес значительные коррективы в первоначальный проект – заново выполнил расчеты сводов и куполов, самостоятельно произвел внутреннюю отделку храма: нижнего – в византийском стиле, с одноярусным иконостасом, верхнего – в русском стиле, с пятиярусным – в центре, и двумя трехъярусными иконостасами в боковых приделах. Неплохо для студента, правда?
Но вообще все работавшие над собором архитекторы сумели привнести в проект что-то своё и, при этом, бережно отнеслись к замыслам предшественников и коллег.
И вот что получилось:
![Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть VII. Валаам. Внутреннее и внешнее Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть VII. Валаам. Внутреннее и внешнее](https://ic.pics.livejournal.com/vodnik_t/84095641/123193/123193_800.jpg)
![Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть VII. Валаам. Внутреннее и внешнее Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть VII. Валаам. Внутреннее и внешнее](https://ic.pics.livejournal.com/vodnik_t/84095641/123973/123973_800.jpg)
Теперь будет много умных слов. Если не интересуетесь архитектурой, можете не читать, но я всё же рекомендую совершить над собой насилие.
Итак, собор представляет собой четырехугольный двухэтажный объем с полукруглой в плане апсидой и примыкающей к нему с запада колокольней с закрытым крыльцом. Собор пятиглавый, крестовокупольный, разделен восемью столбами на три нефа.
![Ðлан ÑобоÑа и его ÑевеÑнÑй ÑаÑад вÑполненнÑе аÑÑ
иÑекÑоÑом СилинÑм Ðлан ÑобоÑа и его ÑевеÑнÑй ÑаÑад вÑполненнÑе аÑÑ
иÑекÑоÑом СилинÑм](https://valamo.ru/wp-content/uploads/2017/04/wtm_ytun8le1-837x750.jpg)
Нижняя, зимняя, церковь освящена во имя Сергия и Германа, валаамских чудотворцев, верхняя — во имя Преображения Господня.
Центральный объем собора с северной и южной стороны имеет ризалиты, по длине соответствующие расстоянию между второй и третьей парами внутренних опор. Углы центрального объема срезаны. Все пять круглых барабанов собора увенчаны шлемовидными главами, завершающимися шаром с крестом. Колокольня собора многоярусная. Первый ярус — двухсветный четверик, на нем располагаются уменьшающиеся в размерах ярусы звона, на которых было укреплено 13 колоколов (из них сохранился лишь один, самый большой). Колокольня покрыта шатровой кровлей, которая увенчана оригинальной формы главкой на глухом восьмигранном барабане.
![ТÑÑ ÑизалиÑÑ Ñжного ÑаÑада Ñ
оÑоÑо виднÑ. Ðа и оÑÑалÑнÑе ÑлеменÑÑ Ñоже. ТÑÑ ÑизалиÑÑ Ñжного ÑаÑада Ñ
оÑоÑо виднÑ. Ðа и оÑÑалÑнÑе ÑлеменÑÑ Ñоже.](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-4e3caa.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/0/imgsrc.ru_74990440zbe.webp)
Объем собора сильно декорирован, декоративным эффектом обладает и сочетание красных кирпичных стен с белыми оштукатуренными архитектурными деталями и элементами, выполненными из черного, красного и серого гранита. Горизонтальные тяги сложного профиля проходят между первым и вторым этажами собора. Ризалиты завершаются пятигранным уступчатым фронтоном. Венчающий карниз украшен «сухариками» и рядом, выложенным из кирпича, поставленного на ребро. Лучковые окна первого этажа обрамлены белыми оштукатуренными наличниками, окна второго этажа украшены наличниками с сандриками, расположенными на некотором расстоянии от наличников и образующими фризок.
Особенно декоративны окна ризалитов, решенные в виде тройных арок, опирающиеся на фигурные колонки из черного гранита. Справа и слева от этих окон — белые декоративные кресты, выступающие из плоскости кладки стен. Декоративное оформление первого яруса колокольни совпадает с декором ризалитов собора, проемы восьмериков колокольни решены в виде профилированных арок. Барабаны собора решены в виде аркады.
![ÐолоколÑнÑ. Ðид Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑаÑада ÐолоколÑнÑ. Ðид Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑаÑада](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-910a24.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/5/imgsrc.ru_74990435qdN.webp)
![ÐÑÑлÑÑо кÑÑпнÑм планом ÐÑÑлÑÑо кÑÑпнÑм планом](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-a7aa7a.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/5/imgsrc.ru_74998495eUH.webp)
![ÐоÑÑоÑнÑй ÑаÑад ÑобоÑа Ñ Ð°Ð»ÑаÑной аÑпидой, галеÑÐµÑ Ð¸ кÑÑок воÑÑоÑного ÑаÑа внеÑнего каÑе, монÑменÑалÑнÑй киÑпиÑнÑй забоÑ, не менее монÑменÑалÑнÑй бÑÑÑÑн Ñ ÑвеÑÑÑим ÑеÑÑополоÑ
ом, лÑдей неÑ, гоÑÐ¸Ð·Ð¾Ð½Ñ Ð·Ð°Ð²Ð°Ð»ÐµÐ½ :-))) ÐоÑÑоÑнÑй ÑаÑад ÑобоÑа Ñ Ð°Ð»ÑаÑной аÑпидой, галеÑÐµÑ Ð¸ кÑÑок воÑÑоÑного ÑаÑа внеÑнего каÑе, монÑменÑалÑнÑй киÑпиÑнÑй забоÑ, не менее монÑменÑалÑнÑй бÑÑÑÑн Ñ ÑвеÑÑÑим ÑеÑÑополоÑ
ом, лÑдей неÑ, гоÑÐ¸Ð·Ð¾Ð½Ñ Ð·Ð°Ð²Ð°Ð»ÐµÐ½ :-)))](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-80051d.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/1/imgsrc.ru_74990171XjJ.webp)
Вообще, собор производит просто грандиозное впечатление и не с моими кривыми руками показать это на фотографиях. Подозреваю, что это не под силу никому. Лучше приехать и посмотреть — оно того стоит!
Теперь, думаю, стоит показать внутренний двор внутреннего же каре. Он очень атмосферный, а рассказывать о нём занятие, право неблагодарное. Смотрите сами.
![Ðид на Ð´Ð²Ð¾Ñ Ð¸ ÑеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐалаамÑкой Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ñ ÐожÑей маÑеÑи (â6) Ðид на Ð´Ð²Ð¾Ñ Ð¸ ÑеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐалаамÑкой Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ñ ÐожÑей маÑеÑи (â6)](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-8e87c8.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/0/imgsrc.ru_74990390aer.webp)
![Ðид на двоÑ, ÑеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ðид на двоÑ, ÑеÑковÑ](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-2c2ce1.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/3/imgsrc.ru_74990433yzN.webp)
![Ðид на Ð´Ð²Ð¾Ñ Ð¸ внÑÑÑеннее каÑе Ðид на Ð´Ð²Ð¾Ñ Ð¸ внÑÑÑеннее каÑе](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-83e9c1.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/6/imgsrc.ru_74990436hFz.webp)
Вот, как-то так.
А теперь, выполняя обещание, постараюсь рассказать о внешнем каре келейных корпусов.
Строилось оно долго — с 1801 года по 1838 год и неоднократно перестраивалось. Если внутреннее каре возводилось по проекту игумена Назария, то в строительстве внешнего каре принимали участие многие авторы, в том числе и профессиональные архитекторы. Тут руку приложили и Горностаев, и Силин, и Баранкеев и иные. Возведение корпусов внешнего каре началось с южной линии — Святых ворот и надвратной церкви Петра и Павла. В 1809 году она была освящена.
В 1807 году начинается строительство северной линии с больницей и церковью, освященной во имя иконы богоматери «Живоносный источник». Примерно в это же время начинается строительство восточной и западной линий каре. Церковь Живоносного источника была освящена в 1814 году, а уже в 1835 году начались работы по надстройке ее вторым этажом, которые были завершены в 1837 году. Новая церковь была освящена в честь Живоначальной Троицы (№4).
![Ðид на ÑжнÑй ÑÐ°Ñ Ð²Ð½ÐµÑнего каÑе и кÑпола СпаÑо-ÐÑеобÑаженÑкого ÑобоÑа Ðид на ÑжнÑй ÑÐ°Ñ Ð²Ð½ÐµÑнего каÑе и кÑпола СпаÑо-ÐÑеобÑаженÑкого ÑобоÑа](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-3cf222.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/8/imgsrc.ru_74990458NXr.webp)
В конце XIX века ведутся работы по надстройке корпусов внешнего каре: в 1891 году по проекту архитектора А. Силина осуществляется надстройка второго этажа над северо-восточным корпусом, а в 1900 году по проекту архитектора Н. И. Баранкеева начинается возведение третьего этажа над южным корпусом. Таким образом, современный облик здания внешнего каре приобрели только на рубеже XIX и XX веков.
![ÐалеÑÐµÑ Ð²Ð¾ÑÑоÑного ÑаÑа внеÑнего каÑе. Ð Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÑили, ÑÑо Ñак делаÑÑ Ð½ÐµÐ»ÑÐ·Ñ â в ТвеÑи еÑÑÑ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¶Ðµ диагоналÑÐ½Ð°Ñ Ð³Ð°Ð»ÐµÑÐµÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ Ñ
ÑÑÑÑвками, Ñак Ð½Ð°Ñ â ÑÑÑденÑов ÑпеÑиалÑно водили ÑмоÑÑеÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑ Ð³ÑÑбÑÑ Ð°ÑÑ
иÑекÑÑÑнÑÑ Ð¾ÑибкÑ. ÐалеÑÐµÑ Ð²Ð¾ÑÑоÑного ÑаÑа внеÑнего каÑе. Ð Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÑили, ÑÑо Ñак делаÑÑ Ð½ÐµÐ»ÑÐ·Ñ â в ТвеÑи еÑÑÑ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¶Ðµ диагоналÑÐ½Ð°Ñ Ð³Ð°Ð»ÐµÑÐµÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ Ñ
ÑÑÑÑвками, Ñак Ð½Ð°Ñ â ÑÑÑденÑов ÑпеÑиалÑно водили ÑмоÑÑеÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑ Ð³ÑÑбÑÑ Ð°ÑÑ
иÑекÑÑÑнÑÑ Ð¾ÑибкÑ.](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-dfd48e.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/9/imgsrc.ru_74990389DJs.webp)
![ÐÑоÑÑо аÑмоÑÑеÑное ÑоÑо ÐÑоÑÑо аÑмоÑÑеÑное ÑоÑо](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-0d27dc.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/6/imgsrc.ru_74998496KHj.webp)
Наружное каре представляет собой в плане замкнутый четырехугольник, состоящий из двух- и трехэтажных корпусов. Южная линия каре — прямоугольный в плане трехэтажный объем, в центре которого расположены Святые ворота с церковью Петра и Павла, которую мы уже видели. Она является главной парадной частью комплекса, ее южный фасад обращен к широкой благоустроенной аллее, уходящей к монументальной гранитной лестнице и пристани. Северная линия — прямоугольный в плане двухэтажный объем, в центре которого расположена церковь Живоносного источника и Живоначальной Троицы. В северной линии два сквозных прохода: западный ведет к монастырскому кладбищу, восточный — на хозяйственный двор монастыря. Восточная линия — прямоугольный в плане разноэтажный объем, разделенный в центре узорной чугунной оградой сложного рисунка, повторяющей изгиб апсиды Спасо-Преображенского собора. Решетка была изготовлена «трудами валаамской братии», как гласит надпись на ней, в 1894 году. В южной части восточной линии есть арочный проем, выводящий на дорогу к Игуменскому кладбищу. Западная линия состоит из двух разноэтажных корпусов, соединенных Монетными воротами. От них круто под уклон к малой пристани и Покровской часовне ведет «дорога водоносов».
![ÐконÑание ÐконÑание](/images/main/poezdka-po-russkomu-severu-letom-2022g-chast-vii-valaam-vnutrennee-i-vneshnee-a0f60a.jpg?from=https://b5.dd.icdn.ru/v/vodnik-t/3/imgsrc.ru_74998483UtT.webp)
В корпусах внешнего каре располагались, в основном, братские кельи, но были и помещения другого назначения: резная, иконописная, переплетная, сапожная и другие мастерские, рухлядная, хлебопекарня, фотография, канцелярия и библиотека монастыря.
Планировка келейных корпусов решена по типу византийских монастырей (как писали монахи): кельи расположены по обеим сторонам длинных коридоров и перекрыты крестовыми сводами. Фасады корпусов оштукатурены и побелены, облик фасадов характеризуется лаконизмом. Они декорированы пилястрами, арочными и килевидными завершениями слуховых окон, карнизом из «сухариков», междуэтажными тягами. В целом внешнее каре небогато декоративными формами, особенно его северная часть.
Несколько выделяется решение входа в так называемые «царские кельи», получившие свое название из-за пребывания в них императоров Александра I и Александра II. Вход в «царские кельи» решен в виде закрытого крыльца, перекрытого коробовым сводом, основное внимание здесь уделено пластической обработке колонн из серого гранита (см. фотографию «Солнце над Петропавловской церковью» — крыльцо сбоку это и есть вход в царские кельи).
А теперь пора внутрь Спасо-Преображенского собора. Там, поверьте, интересно.
|
</> |
![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcompantv1490897365710066571006_original.jpg)