Почему вишню всегда собирали с песнями

В фильмах советской поры герои часто пели во время работы. Про радость труда, гордость за страну Советов и мудрую политику коммунистической партии. «Пламя души своей, знамя страны своей, мы пронесём через миры и века!» - пела артистка Любовь Орлова, работая одновременно на десятках ткацких станков в фильме «Светлый путь» (1940).

Песня Орловой называлась «Марш энтузиастов». Впрочем, само это слово тогда вызывало горькую улыбку у многих москвичей. Дело в том, что одна из крупных магистралей столицы тогда так и называлась – Шоссе Энтузиастов. Но некоторые еще помнили его старое название – Владимирский тракт. Известен в царское время он был, главным образом, по колоннам арестантов, которые отправлялись в тюрьмы и ссылки по этой дороге. А к концу 1930-х Владимирский централ – известная пересыльная тюрьма – наполнился новыми политическими «энтузиастами».

Но, оказывается, эта «трудовая» песенная традиция появилась еще задолго коммунистов. «Ах, какие песни были у наших крестьян! Нигде таких красивых нет» - часто приходится читать в воспоминаниях. Есть или нет, - это вопрос спорный. А вот к чему были порой эти песни, рассказывает история, прочитанная нами в газете «Владимирские губернские ведомости» за 1850 год. Оказалось, чтобы девушки-крестьянки не поедали урожай в процессе работы. То есть, пойте – и, чтобы рот был широко открыт.
«Сбором вишен занимаются бедные женщины и девицы, которым платят в день обыкновенно по 13 копеек серебром. Ягоды с высоких дерев снимают на лесенках и когда наполнят корзинки, выходят из сада под надзором приказчика с песнями. И так проходят по улицам до склада. А поскольку сборщицы без жалости готовы наполнять желудки вишней, предусмотрительные надзиратели, опасаясь за их здоровье, заставляют их петь во все горло».

Местные вишни в Суздале использовались больше всего для приготовления варений и наливок. Их же мариновали в уксусе на зиму. Вот, примерно так, как это советовала Елена Молоховец: «приготовить из вишен сок, налить до половины в бутылку и добавить еще столько же ренского (виноградного) уксуса. В каждую бутылку положить также 1,5 стакана меду или 2 стакана сахара, специй. Вскипятить этот сироп, остудить и налить на целые вишни. Банки с ними закупорить и держать в холоде». Единственно, что поражает в этом рецепте, так это размер бутылки. Вероятно, имелась в виду так называемая «русская четверть» (1/4 часть ведра), т.е. около 3 литров.
Но вишня и черешня в нашей истории – не только застольная радость. Она не раз участвовала и в более драматических эпизодах. Многие читали повесть Пушкина «Выстрел». Но мало кто знает, что сюжет ее во многом биографичен. И участником описанной дуэли был на самом деле сам Александр Сергеевич. Во время пребывания в Кишиневе он повздорил за карточной игрой с одним из офицеров, вызвавшим поэта на дуэль.
В ходе игры Пушкин увидел, что прапорщик Зубов передергивает карты. Проиграв ему, Пушкин позже среди друзей равнодушно и со смехов заметил, что такие проигрыши нельзя платить. Однако, слова эти разнеслись и Зубов вызвал поэта на дуэль.
По воспоминаниям свидетелей, Пушкин вел себя абсолютно спокойно и бесстрашно. В назначенный день неторопливой походкой он подошел к месту поединка, держа в руках фуражку. И лишь вблизи секунданты противника смогли заметить, что фуражка эта полна… черешней.

Эту-то черешню Александр Сергеевич и ел все то, время пока оскорбленный офицер прицеливался в него. Ел, да бросал косточки в сторону противника. Может быть, из-за этого вызывающего спокойствия, а может из-за аромата черешни рука дуэлянта дрогнула, и пуля ушла в сторону. «Довольны ли вы?» - спросил его Пушкин и удалился, не сделав выстрела.
Черешня – вообще загадка русской кухни. Ведь что может быть вкуснее нее? А вот рецептов, в отличие от вишни, – раз, два и обчелся. Может быть, ее просто предпочитали есть свежей, не заморачиваясь с готовкой и сохранением?
Между тем, время от времени в старых русских книгах черешня мелькает. Вот, в частности, у известного кулинара Игнатия Радецкого в изданном в 1853 году «Альманахе гастрономов» в меню парадного обеда находим: «вишни и черешни маринованные».
Как их делали, сам Радецкий умалчивает. Видимо, все всем было и так понятно. Сегодня же это не столь очевидно. Тем не менее мы попробовали реконструировать рецепт. И вот что получилось:
Маринованная черешня
Что нужно:
600 г черешни
200 мл воды
240 мл белого уксуса
160 г сахара
2 палочки корицы
4 шт. душистого перца
2 шт. аниса

Что делать:
Черешню помыть, обсушить и отрезать до половины плодоножку.
Воду, уксус и сахар смешать в кастрюле и довести до кипения.
Корицу, перец и анис разложить в банки. Уложить черешню, стараясь не раздавить.
Залить горячим маринадом (1-1,5 см до края банки) слегка постучать по столешнице (на полотенце), чтобы удалить пузырьки воздуха.
Протереть край банки и закрыть крышками. Стерилизовать в кипящей воде 10 минут. Остудить и хранить в темном месте. Можно не стерилизовать и хранить в холодильнике.
Готова к употреблению через 2 недели.
Есть с сыром, бужениной, любой холодной птицей. Можно даже с песнями!
|
</> |