Почему в кино "смотреть нечего".

Классическая схема попадания фильма в кинотеатр выглядит так:
Продюсеры фильмов –> Прокатчики –> Кинотеатры –> Зрители.
Продюсеры ищут перспективные проекты, доводят их до стадии готовности к просмотру и ведут переговоры с прокатчиками, прокатчики собирают фильмы в "пакет" и предлагают кинотеатрам "расписать" (поставить в расписание) фильмы из своего пакета, кинотеатры собирают фильмы от разных прокатчиков и предлагают их зрителям, а зрители решают, будут они покупать билеты на эти фильмы в данное время в конкретный кинотеатр или нет.
Существует миф о некоем "хорошем фильме". Точнее о том, что есть фильмы, которым данное качество присуще изначально. Их якобы легко, весело а главное недорого снимать, продаются они быстро и за много денег, собирают толпы восторженных зрителей и отличные оценки критиков, гребут миллионы долларов сборов, приносят славу и бесконечные работу во всяческих продолжениях своим создателям. Это обман, часто - "самообман". Нет ни одного проекта, "обреченного на успех". Абсолютно любой фильм можно погубить на любом этапе, после чего никто о нём не вспомнит и не посмотрит, кроме съемочной группы и маленькой группы отмороженных фанатов. Несмотря на это индустрия напряженно ищет и живёт надеждой на "хорошие фильмы". Каждый новый проект подвергается суровой оценке на "хорошесть" (часто это либо личные вкусы либо собственное представление о вкусах других). "Плохие"фильмы отвергаются и низвергаются в пропасть, как некачественные спартанские младенцы, чтобы дать дорогу "хорошим". "Хорошие" вдохновенно несут в массы с мантрой "я посмотрел, мне понравилось, это хороший фильм".
Лично беседовал в берлинском офисе одной кинокомпании с европейской дамой, которую в самое сердце поразили российские аншлаги фильма "The Goods" ("Продавец") и мое желание прокатывать подобные блокбастеры. This is not a movie, говорила она. It bombed everywhere. (Это не фильм. Он провалился везде). В общем, классический "плохой" фильм, недостойный проката. Хорошим был назначен The Road (Дорога) С Вигго Мортенсоном, который я тоже хотел купить. В российском прокате художественный фильм "Дорога" нашел аж 1300 зрителей. Кинотеатр "Ударник", где мы собирали аншлаги, за один раз вмещал 730 человек. В мировом прокате фильм "Продавец" с бюджетом 10 млн. долларов собрал 15, фильм "Дорога" с бюджетом 25 млн. долларов - 27. В Штатах у "Продавца" - 15 млн, у "Дороги" - 8. И кто тут "хороший", а главное - для кого?
Лично мое мнение - "хорошими" фильмы становятся в результате упорного и плодотворного труда многих людей и то, для весьма ограниченной аудитории. Несмотря на выдающееся мастерство Питера Джексона, бюджет, рекламу, качество и количество потраченных усилий есть огромное количество людей, которые прямо и честно скажут, что трилогия "Хоббит" - говно и смотреть в кинотеатре они этот фильм никогда не будут, как и платить за него вообще. И никакие разговоры про "хорошесть" их не убедят.
В силу разных ролей в процессе кинопроката, все четыре группы (продюсеры, прокатчики, кинотеатры, зрители) имеют разные интересы.
В чем интерес продюсеров? В успехе "своего" фильма. Именно высокие результаты фильма в прокате до недавнего времени позволяли выгодно его продать на телевидение, различные носители и в интернет. Фильм без проката, если это не сериал, имеет хорошие шансы быть проданным "на вес" или не проданным вообще. Производственный цикл одного фильма год, два и далее до бесконечности (привет "Трудно быть богом" и "Вию"), фильмов в производстве обычно немного. Поэтому каждый - это шанс. Поэтому именно их фильм - самый "хороший" и интересный, им обязательно должен заинтересоваться самый крупный прокатчик и обеспечить как можно больше копий и сеансов в кинотеатрах, остальные ("хорошие" они или нет) можно (и нужно!) подвинуть.
В чем интерес прокатчиков? В успехе своего пакета фильмов. Именно пакета целиком, а не отдельных блокбастеров, какими бы "хорошими" они не были. На каждый фильм из пакета есть план, обозначен ожидаемый потенциал, сбылись ожидания - хорошо, превысили - прекрасно, переходим к следующему пункту нашей программы. Ломать расписание выхода пакета ради одного "нежданчика" никто не будет. Прокатчики с отдельными блокбастерами чувствуют себя гораздо хуже. С теми, у кого они выходят раз в год, кинотеатры раз в год и расплачиваются, платят долги чтобы получить новинку. Прокатчик с сильным пакетом, пусть и без мегахитов, регулярно поставляет кинотеатрам фильмы и обеспечивает зрителей и кассу, пользуется заслуженным почётом и уважением, так как позволяет получать постоянную и предсказуемую прибыль. Как правило это прямые филиалы голливудских мейджоров или их местные партнёры.
В чем интерес кинотеатра? В привлечении как можно большего числа зрителей, потому что зрители это деньги в кассе и кинобаре. Задачу привлечения зрителей каждый кинотеатр решает сам, как игрок в казино. Казино потому что на самом деле никто не знает, сколько точно придёт людей на конкретные фильмы в ближайшие выходные и придут ли вообще, есть только общее ощущение из опыта. Именно поэтому цены на разные фильмы - почти одинаковые, и зависят от времени и формата показа, а не от названия. Так как играть приходиться постоянно, а ежемесячные затраты на аренду, зарплаты и содержание аппаратуры никто не отменял, большинство не рискует и берёт то, что дают крупные прокатчики. Они обеспечивают гарантированный минимум и такие же гарантированные хиты, которые показывают все. Желающих рисковать репутацией и деньгами, чтобы узнать, придут на очередной "хороший фильм" с "большой рекламой" зрители или нет, с каждым годом всё меньше.
А что же зрители? А зрители единственные в данной схеме, кто готов заплатить за интересный им фильм свои деньги, чтобы остальные могли их поделить. На них не давят расходы и аренда, они выбирают то, что хотят. Только вот никто их не спрашивает, что они хотят. А зрители, почему-то, не готовы дружно и строем смотреть один и тот же фильм в эти выходные, они хотят разного. И тогда мы неожиданно либо получаем "Бумер", "Миллионера из трущоб" или "Три метра над уровнем неба", или пустые залы на очередном "Утомленные солнцем 2" или "Мачете убивает".
(В процессе написания).
|
</> |