Почему так медленно?

топ 100 блогов amfora07.07.2022 Освобождение Донбасса идет совсем не так быстро, как хотелось бы. И наверное особенно медленным оно кажется тем, кто этого сильнее всех ждет. Невыносимо медленным.

Одна из причин низкой скорости продвижения - численное превосходство противника и хорошо укрепленные позиции ВСУ, которые строились на протяжении 8 лет.

Согласно классики военного дела наступление должно идти с численным превосходством. Желательно 3-кратным, но лучше 4-кратным.

Россия задействовала в спецоперации около 200 тысяч бойцов. Вместе с народной милицией и резервистами республик общая численность сил СВО вероятно достигала 300 тысяч.

Штатная численность ВСУ на момент начала спецоперации составляла 280 тысяч. Вместе с нацгвардией, нацформированиями, подразделениями теробороны и мобилизованными численность достигала 600-700 тысяч.

Таким образом, Россия проводит спецоперацию в условиях, когда противник имеет примерно 2-кратный численный перевес.


Согласно классической военной науке проводить наступательную операцию при таком соотношении сил просто невозможно. Это противоречит всем уставам.

Однако Россия не только проводит наступательную операцию при численном перевесе противника, но и проводит ее вполне успешно, хотя и медленно.

На данный момент освобождены города Мариуполь (довоенная численность населения 500 тысяч), Северодонецк и Лисичанск (по 100 тысяч), Попасная, Волноваха, Лиман (по 20 тысяч), Изюм (50 тысяч), Горское, Золотое, Светлодарск, Святогорск и целый ряд других населенных пунктов.

Общая "довоенная" численность жителей освобожденных городов и сел Донбасса - почти миллион человек.

Это совсем немало, если учесть, что многие из освобожденных городов были превращены ВСУ в сплошные укрепрайоны, бои в которых шли буквально за каждый дом. И это не фигура речи - в Попасной именно так и было. И в ряде других городов и сел тоже. Приходилось освобождать один дом за другим. В каждом была огневая точка, рядом окоп, а в домах нередко оставались мирные жители.

Террористическая тактика ВСУ, когда украинские войска не позволяли жителям покидать дома, в которых ставились огневые точки, специально чтобы лишить российские войска возможности применять артиллерию и авиацию - эта тактика тоже очень замедляет продвижение.

Бои за Волноваху, Попасную и Мариуполь шли почти как в годы Великой Отечественной за Сталинград.

Кстати, по размерам Мариуполь и Сталинград времен Великой Отечественной - почти одинаковые.

При этом 200-300 тысяч задействованных в спецоперации бойцов распределены по всему фронту длиной больше тысячи километров от границ Харьковской и Белгородской областей до Херсона.

И хотя Херсон и Мелитополь были освобождены без боя - российские войска все равно вынуждены держать подразделения на границе Херсонской и Николаевской областей чтобы не допустить контрнаступление ВСУ.

И еще в 200-300 тысяч задействованных в спецоперации подразделений входит тыловая и медицинская служба. Входят силы ПВО, которые распределены по всей освобожденной территории чтобы прикрывать города. И еще есть подразделения, которые осуществляют разминирование освобожденных территорий. И патрульную службу. И зачистку. И поиск диверсантов.

В общем, это только кажется, что 200 тысяч довольно большое войско. Для фронта протяженностью больше 1000 километров и для освобожденной территории с населением порядка 1 миллиона жителей (с учетом Херсонской, Запорожской и Харьковской - почти 3 миллиона), где нужно производить разминирование, патрулирование, зачистку и обеспечение ПВО - это не так уж много.

Даже если чисто математически поделить 200 тысяч на пять - Харьковскую, Запорожскую, Херсонскую области, Донецкую и Луганскую республики - получается по 50 тысяч на регион. Совсем не много.

Понятно, что сейчас приоритетное направление - освобождение Донецкой республики и на этом направлении задействованы наибольшие силы, а в относительно спокойных Херсонской и Запорожской областях - минимум. Но все равно задействовать больше 100 тысяч в наступлении на одном участке невозможно при всем желании.

На самом деле эту численность необходимо поделить на два или даже на три.

Дело в том, что войскам, задействованным в длительной операции, которая продолжается больше месяца, необходима ротация.

Не знаю, в каком режиме производится ротация в ходе спецоперации, наверное это секретная информация, но в ходе чеченской войны ротация осуществлялась по схеме "месяц в командировке - два-четыре месяца дома, в отпуске и на службе в ППД".

Поэтому если первоначально в спецоперации было задействовано около 200 тысяч бойцов, то уже через месяц или самое большее через два нужно было хотя бы половину заменить. Но на кого?

Численность российской группировки СВО в 200 тысяч бойцов возникла не с потолка - это доступное для отправки на фронт количество офицеров и контрактников сухопунтный войск.

Полная численность, конечно, больше, но отправлять всех до одного невозможно чтобы не оставлять войска совсем без командиров. Опять же нужен хоть какой-то резерв.

Поэтому обеспечить ротацию для 200 тысяч участников СВО "простой заменой" невозможно. Нет получится отправить 200 тысяч "домой" (в ППД, пункты постоянной дислокации), а на фронт послать 200 тысяч других. Потому что 200 тысяч других просто нет.

Это значит, что командование вынуждено проводить ротацию по частям, снимать с фронта по 20-30 тысяч в неделю и отправлять на отдых чтобы вернуть их на фронт через 1-2 месяца.

Таким образом, с учетом отправки на ротацию численность задействованных в спецоперации войск после первого месяца скорее всего снизилась до 150 тысяч, а после третьего - примерно до 100 тысяч.

И если посмотреть на динамику уничтожения военной техники ВСУ, то можно заметить, что за второй месяц было уничтожено примерно вдвое меньше техники, чем за первый. А за третий - еще вдвое меньше. Это говорит о том, что на второй и третий месяц интенсивность боевых действий снизилась в 2-4 раза. Что скорее всего вызвано как раз началом сокращений задействованных войск из-за ротации.

Кроме этого, российские войска несут потери, как бы ни старались этого избежать. И если потери двухсотыми в российских войсках сравнительно небольшие (в сравнении с ВСУ), то потери ранеными - вполне чувствительные. А ранение, даже легкое, требует лечения. И потом реабилитации. А если ранение тяжелое, то вернуться на фронт боец уже не может.

Поэтому в настоящий момент численность задействованных в спецоперации войск с учетом ротации и ранений наверное раза в два меньше, чем первоначально - то есть около 100 тысяч.

И это на 5 регионов, 1000 километров фронта, тыловое обеспечение, разминирование, патрулирование, зачистку и противовоздушную оборону освобожденных территорий.

Как же Россия проводит спецоперацию такими силами?

Медленно. Но непрерывно.

Генштаб избрал тактику уничтожения ВСУ артиллерийскими, ракетными и воздушными ударами.

Российские войска, пользуясь подавляющим превосходством в артиллерии, высокоточном оружии и авиации, день за днем расстреливают ВСУ на их позициях. А наступление проводят только на небольших участках, где противник в достаточной степени ослаблен.

Именно поэтому продвижение идет так медленно.

После ракетно-артиллерийской и воздушной обработки позиций противника выдвигаются штурмовые группы. Если они сталкиваются с сильным сопротивлением - снова отходят и продолжается ракетно-артиллерийская обработка и удары авиацией. И так день за днем.

Учитывая, что ВСУ не жалеют резервы и на место потерянных в ходе обстрела подразделений отправляют новые - бои за каждый опорный пункт могут продолжаться не один день. А опорных пунктов по всей линии фронта у ВСУ очень много. За 8 лет окопались там очень основательно. А в городах - каждый второй дом превращен в опорный пункт.

Чтобы пойти в наступление сразу широким фронтом - нужно, как прописано в уставах, 4-кратное численное превосходство. Если у ВСУ в обороне Славянско-Краматорского района задействовано 50 тысяч, то для наступления нужно 200 тысяч. Только на одном этом участке. А в распоряжении СВО с учетом ротации и раненых есть максимум 150 тысяч по всему фронту и по всем регионам, из них пехоты не больше 100 тысяч, остальные артиллеристы, подразделения ПВО, тыловые службы, медики, связисты и другие.

Но если бы даже командование имело возможность отправить на штурм Славянско-Краматорского района 200 тысяч бойцов - в ходе штурма хорошо укрепленных позиций потери достигали бы 50%.

Если терять по 100 тысяч на каждой области, а тем более на каждом городе - до Западной Украины дело точно не дойдет. Даже Киев штурмовать будет некому. Собственно на это западные стратеги и рассчитывали, что Россия положит по 100 тысяч в Донбассе, Харькове, Одессе и Днепре - и на этом спецоперация закончится. Причем закончится поражением России и майданом в Москве.

Как раз по этой причине на спецоперацию и не отправляют солдат срочной службы. Потому что нечего им там делать. Потери увеличатся многократно, а толку будет чуть да маленько. Потому что вместе с ростом численности снизится качество.

Командование СВО выбрало тактику "расстрела" ВСУ за счет ракетно-артиллерийского превосходства и господства в воздухе.

Именно эта тактика определяет низкую скорость продвижения. Потому что после обстрела нужно провести разведку и проверить, уничтожен противник или нет, если нет - обстрелять снова. Если уничтожен - занять его позицию и определить местонахождение следующего опорного пункта противника. И так шаг за шагом, дом за домом. Иногда по километру в день, иногда по сто метров.

Получается медленно. Зато потери небольшие.

В первый месяц пробовали быстрее - получилось нехорошо. В Харьков быстро зашли и вышли с потерями. До Киева тоже очень быстро дошли, но потом пришлось отступить.

На Северском Донце тоже однажды поторопились.

Поэтому лучше медленно, но верно.

Тише едешь - дальше будешь.

Тем более, что не так уж тихо едем, если присмотреться. Если учесть, что приходится прогрызать оборону, которую ВСУ строили целых 8 лет, да еще и обороняют превосходящими силами.

И большую часть ДНР все-таки уже освободили. Довоенная численность освобожденных в ходе спецоперации населенных пунктов - почти 1 миллион. А осталось освободить в ДНР населенные пункты с общей "довоенной" численностью около 500 тысяч. Поэтому прогресс есть и неплохой.

Просто мы очень давно ждали освобождения Донбасса и сейчас очень сильно ждем, когда наконец прекратятся обстрелы Донецка. А уж как в самом Донецке этого ждут! Поэтому и кажется, что все идет невыносимо медленно. Еще медленнее, чем на самом деле.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не за горами сезон отпусков, но для многих людей это не только радостное ожидание отдыха, путешествий, эмоций, но и переживание за своего питомца, которого оставляют дома на попечение соседям или отдают родственникам. Однако, для минчан эта проблема может быть легко разрешимой. И если отел ...
...
Вот вроде бы все хорошо. В стране стабильность. Крым наш. Гламурный дискурс уже лет 5 как отжил, и даже напуского потребления в масштабах столицы стало куда как меньше. В моде духовные скрепы, депутаты заявляют, что проводят отпуска на курортах Краснодарского (лучшеб Красноярского) края, д ...
Посмотрел бой. Хотя Фёдор прямо не проиграл - гематомы - Сильва явно был сильнее и победил заслуженно. Удивило меня приятно его поведение после победы. Встал перед Фёдором на колени, поклонился в пол, затем руку ...
Продолжаю рассказывать о 1026 годовщине города Владимира. Все-таки я на празднике почти весь день провел, поэтому и материала накопилось на несколько постов. Сегодня расскажу про агрокультурную выставку, вернее её живую часть - животных. Для этих прекрасных созданий специально в парке ...