Как разгоняют перемоги
amfora — 02.07.2022 На неделе случилось сразу три очень примечательных события, на примере которых можно видеть, как в условиях современной публичной войны (войны, за которой следит широкая аудитория) можно разгонять удобные события, делая большие обсуждаемые "перемоги" практически из ничего и наоборот отвлекать внимание от неудобных событий и делать так, чтобы они проходили почти незаметно.На Западе и в Киеве данными приемами научились пользоваться в совершенстве. У нас с этим пока не все так хорошо.
Самое печальное, что у нас существует некоторая аудитория как бы патриотов, которые утверждают, что они переживают за Россию и народ, но на самом деле активно помогают противнику разгонять его "перемоги".
Разберем, как это происходит на примере трех событий:
1. Эвакуация российских войск с острова Змеиный.
С военной точки зрения на этом острове не произошло ровным счетом ничего особенного. Российские войска были отведены с позиции, которую просто не имело смысл удерживать с риском для жизни личного состава.
Особенного военного значения остров не имел. Воздушное пространство Одессы контролируется из Херсона. Контроль морских путей в Одессу остров тоже не обеспечивал.
Все, что делали российские войска на острове - это защищали сами себя и сбивали летящие в них ракеты и беспилотники. И время от времени самолеты. Но с появлением у ВСУ дальнобойной артиллерии НАТО риск вырос и командование решило эвакуировать личный состав "от гаубиц подальше".
Это было вполне рациональное правильное решение.
В ходе войн подобные маневры обычное дело. И в ходе спецоперации российские войска неоднократно уже оставляли ранее занятые территории и населенные пункты в ходе перегруппировки. И это было не только при масштабном отводе войск из Киевской и Черниговской областей.
В село Давыдов Брод российские войска сперва зашли, потом вышли, потом туда зашли ВСУ, потом российские войска нанесли по ВСУ удар. Нечто похожее было в Харьковской области у границ России. И в окрестностях Угледара.
Существует целый ряд территорий и населенных пунктов, условно называемых "серая зона" - там постоянно идут перемещения войск - занимают, оставляют, потом снова занимают.
Это одна из составляющих любой серьезной войны. Не бывает такого чтобы на широком фронте войска двигались строго в одном направлении и всегда только вперед.
Однако именно на том, что российские войска оставили Змеиный, в Киеве сделали акцент и представили это как огромный успех ВСУ.
И в России некоторые "патриоты" подхватили данное сообщение и начали разгонять как грандиозный провал.
Это при том, что в тот же самый день российские войска заняли Лисичанский НПЗ - крупнейший НПЗ на Украине и действительно важный объект, контроль которого позволяет полностью завершить окружение Лисичанска.
Но взятие Лисичанского НПЗ прошло почти незамеченным, потому что все активно обсуждали эвакуацию со Змеиного.
Если анализировать итоги данного конкретного дня, когда российские войска оставили Змеиный - день для ВС РФ был очень успешный. Оставили остров, который был совершенно не важен для решения военных задач, но заняли Лисичанский НПЗ, который как раз был очень важен для полного блокирования группировки ВСУ и освобождения города.
Если анализировать события за неделю - успехи ВС РФ еще более значительны - окончательно освобожден Северодонецк и еще более 10 населенных пунктов, началось освобождение Лисичанска, войска зашли в город с нескольких направлений, уничтожено больше тысячи украинских военных и боевиков только в данном районе.
В тот же день, когда оставили Змеиный - было уничтожено больше 10 единиц военной техники ВСУ - это намного больше, чем было оставлено техники на Змеином.
Но украинская пропаганда и ее "российские помощники", которые черпают информацию из украинских и разного рода оппозиционных пабликов - примерно сутки разгоняли "бегство со Змеиного".
Похожая ситуация получилась с обменом:
2. Обмен военнопленных.
Обмен состоялся по схеме "один к одному" - украинской стороне было отдано 144 пленных и оттуда было возвращено столько же.
Среди вызволенных из плена бойцов ВС РФ и НМ ЛДНР были офицеры и летчики. А также резервисты (призывники ЛДНР).
Среди тех, кого отдали украинской стороне, было 37 боевиков из Азова и Айдара, что и вызвало "бурление" в около-патриотической среде.
Но это "бурление" точно так же было вызвано тем, что некоторые не разобрались в деталях обмена и руководствовались информацией с украинской стороны, где обмен объявили большой перемогой.
Выданные украинской стороне 37 азовцев и айдаровцев - это получившие тяжелые ранения и не способные вернуться в строй, на которых к тому же нет доказательств по участию в военных преступлениях.
Это означает, что их все равно пришлось бы отпускать, если не сейчас, то в будущем, после окончания спецоперации. Если не всех, то большинство.
Поэтому страдания по данному поводу были явно преувеличены.
Не надо забывать, что в ходе обмена получены не только рядовые бойцы, но также летчики и офицеры, которых Украина все равно не стала бы менять на простых военных.
Добиться обмена по более "выгодному курсу", то есть отпустить исключительно рядовых ВСУ, а получить летчиков и офицеров - было просто не реалистично. Все равно пришлось бы выдавать Украине либо кого-то из командиров, либо кого-то из боевиков нацбатальонов. Иначе обмен не состоялся бы вообще.
Естественно украинская сторона постаралась представить результаты обмена как свое большое достижение. И было бы странно, если бы там этого не сделали.
Странно то, что в России подхватывают сообщения с украинской стороны и на их основе строят оценки происходящего, даже не разобравшись по существу. Тем самым просто помогают украинской пропаганде разгонять их перемоги.
Хотя украинская пропаганда в помощи по разгону перемог совсем не нуждается, она неплохо справляется с этим сама.
3. Разрушение ТЦ в Кременчуге.
Из этого события украинская пропаганда постаралась извлечь максимальную пользу, представив дело как прямой удар ВС РФ по гражданскому объекту.
Хотя в течение дня появились все необходимые пояснения и результаты съемки, из которых стало ясно, что удар был нанесен по военному объекту, а торговый центр оказался разрушен в результате детонации.
В тот же самый день ВСУ со своей стороны нанесли несколько сотен ударов по Донецку и другим городам ДНР. Но украинская сторона предлагала обсуждать исключительно ТЦ в Кременчуге, а не собственные целенаправленные удары по гражданской инфраструктуре.
Правда здесь надо отдать должное Минобороны - очень оперативно предоставили информацию и доказательства, что удар в Кременчуге был нанесен именно по военному объекту. Иначе могло получиться как со Змеиным или обменом пленных - нашлись бы такие "патриоты", которые стали бы распространять украинскую трактовку события.
Именно так и ведется информационная война.
Из потока сообщений производится выборка наиболее удобных и они распространяются в выгодной трактовке, позволяя отвлечь внимание от неприятных новостей.
Вывод российских войск с острова Змеиный - удобное сообщение, которое можно подать в качестве перемоги. Освобождение Лисичанского НПЗ - зрада, про которую лучше не говорить.
Обмен пленными - можно подать как перемогу, в результате которой на Украину вернулись боевики нацбатальонов. И неважно, что их всего 37 и это калеки, на которых нет показаний - главное акцентировать внимание на том, что они из Азова и Айдара. А про то, что за одну только неделю в плен попало больше, чем вернулось по итогам этого обмена - лучше не говорить.
Разрушение торгового центра в Кременчуге - тоже удобное сообщение, его можно подать как результат удара российских войск и отвлечь внимание от того, что ВСУ в тот же день нанесли несколько сотен прицельных ударов по жилым кварталам со своей стороны.
Так за счет выборки наиболее удобных сообщений и их широкого распространения в выгодной трактовке можно создавать нужное впечатление, формировать общественное мнение и манипулировать аудиторией.
В этом и состоит информационная война.
Как и в обычной войне, в информационной войне противник ищет слабые места и бьет по ним. Идет в наступление там, где имеет перевес.
Стоило только Минобороны выдать сомнительное объяснение вывода войск с острова Змеиный как это сразу послужило почвой для "перемоги", которую начали разгонять не только на Украине, но и местами в самой России.
Не было оперативно сказано про подробности обмена пленными - тоже появились домыслы и "бурление", часть аудитории взяла за основу украинскую трактовку события.
По удару в Кременчуге быстро сообщили подробности и выдали доказательства удара по военному объекту - и спекуляций было уже намного меньше.
В этом и состоит особенность современной публичной войны, за которой в онлайн-режиме следит широкая аудитория.
Манипуляция информационным потоком и распространение нужных трактовок позволяет менять представления о событиях в очень широких пределах.
И в такой войне широкая аудитория тоже становится участником информационной составляющей, помогая либо своим войскам, либо противнику распространять нужную информацию, нужные трактовки, нужную точку зрения.
Поэтому не нужно помогать Украине разгонять перемоги, в Киеве и без того неплохо научились это делать.
Надо помогать нашим войскам вести информационную войну. Потому что у Минобороны дела с этим обстоят пока не столь хорошо.
И помните, что наблюдая за войной через экран телевизора, компьютера или смартфона, не нужно делать поспешных выводов - события не всегда таковы, как это может показаться исходя из первого попавшегося на глаза сообщения на первом попавшемся ресурсе.
|
</> |