Урок 1812-го года
amfora — 24.06.2022 Самый главный урок 1812-го года, конечно же, аналогичен уроку 1941-1945 гг и состоит в том, что - во-первых, не нужно нападать на Россию, во-вторых никогда не нужно нападать на Россию и в-третьих не нужно было нападать на Россию.Однако есть и другой урок 1812-го года, который в свете проведения спецоперации тоже весьма актуален и который некоторые благополучно забыли.
Особенно удивительно, что этот урок 1812-го года забыли те, кто учился еще в советских школах и претендует на хорошее базовое образование, включающее некоторое знание истории. Однако комментарии дают понять, что с историей войны 1812-го года отдельные граждане совершенно не знакомы.
Поэтому один из уроков придется повторить.
Это урок, который Кутузов преподал Наполеону, сперва дав генеральное сражение, известное как Бородинская битва, затем позволив без боя занять Москву и в конце-концов "заставив есть лошадиное мясо" (как выразился сам Михаил Илларионович).
Еще до Бородинской битвы русская армия очень долго отступала, что нашло отражение в известной строке Лермонтова - "мы долго молча отступали".
Причиной затяжного отступления было стремление сохранить армию. Быстрое продвижение французов не позволяло должным образом подготовиться к сражению. В результате генеральное сражение было дано только 26 августа у села Бородино.
Бородинское сражение само по себе является одним из величайших и наиболее поучительных во всей военной истории.
Считается, что в Бородинской битве ни одна из сторон не смогла добиться поставленных целей. Наполеону не удалось разгромить русскую армию и к концу дня он отвел войска на исходные позиции. Русская армия понесла большие потери и так же отступила.
Карл фон Клаузевиц (участник сражения на стороне русской армии) писал о Бородинской битве, что она так и осталась незавершенной.
При этом обе стороны записали Бородинскую битву себе в актив и объявили о победе. Наполеон был уверен, что победил. Император Александр также объявил о победе, правда скорее по политическим соображениям, чтобы поднять боевой дух и успокоить общественность.
Считается, что армия Наполеона потеряла в Бородинской битве около 25% состава. Русская армия - около 30%.
Если учесть, что после Бородинской битвы Наполеон смог без боя занять Москву - можно действительно считать, что он в ней победил.
Но если учесть, что после Бородинской битвы Наполеон, заняв Москву, был вынужден просить императора Александра о мире, а потом, так и не дождавшись ответа, долго отступал и "ел лошадиное мясо", как и обещал Кутузов, потерял значительную часть армии и в конце-концов проиграл войну - правильнее записать Бородинскую битву все-таки в актив России.
Итогом Бородинской битвы была, образно выражаясь, боевая ничья. Но эта ничья была скорее в пользу России. Потому что Наполеон не достиг своей цели - разгромить русскую армию. А Кутузов своей цели как раз достиг - он сохранил армию, существенно ослабив при этом армию Наполеона.
И несмотря на то, что потери русской армии в Бородинском сражении были больше - она имела возможности пополнить ряды, а Наполеон такой возможности не имел.
Но Бородинская битва была лишь первой частью урока.
Второй частью урока была Москва.
Москва, хоть и не была на тот момент административной столицей России, но являлась чем-то вроде торговой столицы. Как сказали бы сегодня, финансовым центром. И еще Москва во все времена была сердцем России - городом, который всегда имел особое значение.
Поэтому решение оставить Москву без боя было очень непростым. С позиций военных представлений того времени это было сродни капитуляции.
На военном совете в Филях, который состоялся по этому поводу, большинство генералов выступали за то, чтобы сражаться. Но Кутузов принял решение сдать Москву без боя.
Что написали бы по этому поводу те, кто сегодня издает страшный вой отчаяния из-за потери РК Москва, если бы они жили в 1812 году - страшно даже представить. Нет такого шрифта, которым они написали бы слово "все пропало". Разве что искать огромное поле, раз в десять больше Бородинского и писать на нем по всей ширине, чтобы было видно из дальнего космоса.
Кстати, нельзя исключать, что именно так появились узоры в пустыне Наска.
Но вернемся к теме урока.
Кутузов позволил Наполеону войти в Москву не потому, что он был предателем или клиническим идиотом, как сказали бы о нем современные критики спецоперации, если бы жили в 1812-м году.
Ровно наоборот, Кутузов был талантливым командующим и думал исключительно о судьбе России.
Сам Кутузов, принимая решения, сказал следующее:
"Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия. Приказываю отступать".
Как следует из слов самого Кутузова (а заодно из логики всех предыдущих решений об отступлении, в том числе и о решении оставить Бородинскую битву незавершенной) - главной целью было сохранить армию для дальнейшего ведения войны.
Кроме этого, решение сдать Москву было принято с целью, как сказали бы сейчас, перехватить стратегическую инициативу.
Сам Кутузов говорил про это (со слов приближенных) так: "Ну доведу же я проклятых французов - они будут есть лошадиное мясо". Именно так в дальнейшем и произошло.
Кутузову удалось и то и другое - и сохранить армию, и перехватить инициативу.
Наполеон понял это сразу как только вошел в Москву, но изменить уже ничего не мог.
Армия Наполеона оказалась в стратегическом тупике - наступать на Петербург в условиях близкой зимы возможностей не было. Москва была охвачена пожарами и практически опустошена, успешно перезимовать без снабжения не представлялось возможным.
Находясь в Москве, Наполеон трижды пытался добиться мира - 18 сентября, 20 сентября и 4 октября.
Последнее предложение Наполеона о мире было уже похоже на прошение о капитуляции и формулировалось так:
"Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно во что бы то ни стало, спасите только честь".
Так и не дождавшись ответа от императора Александра, Наполеон покинул Москву. Настало время армии французов долго и молча отступать. При этом французская армия отступала по разоренному войной маршруту и в условиях зимы.
И как обещал Кутузов - "ела лошадиное мясо".
Так в чем же заключался этот урок войны 1812-го года?
Урок заключался в том, что сохранить армию - бывает намного важнее, чем занимать и удерживать территории. Потому что потеряв территории, но сохранив армию - еще остается возможность "благополучно довершить войну", а если потерять армию - за этим со всей неизбежностью последует как потеря территорий, так и поражение в войне.
Именно поэтому русская армия в 1812 году отступала до самой Москвы. По этой же причине не стали продолжать Бородинское сражение на второй день. По этой же причине без боя сдали Москву.
Кутузов ради сохранения армии и перехвата инициативы в войне сдал не какую-то деревню или провинциальный город - он сдал Москву! Сердце России!
Но это позволило ему в конечном итоге победить.
А теперь вернемся к актуальным вопросам спецоперации, ради которых я и решил напомнить про данный урок 1812-го года, который Кутузов преподал Наполеону, а заодно и всем остальным, как современникам, так и потомкам, то есть нам с вами.
От критиков спецоперации часто приходится слышать, что российские войска медленно наступают, не берут большие города и вообще "топчутся на месте".
Из больших городов взяли только Мариуполь. Харьков взять так и не смогли. От Киева и Чернигова вообще отступили.
По мнению критиков спецоперации это говорит об отсутствии каких-либо перспектив.
А теперь давайте посмотрим на спецоперацию исходя из логики Кутузова.
За 4 месяца спецоперации российские войска уничтожили больше 50% военной техники ВСУ по данным от самого украинского командования. По данным Минобороны РФ - еще больше, по некоторым видам техники потери ВСУ больше 75%.
Поступающая от Запада военная техника не компенсирует потерь - это тоже по признанию с украинской стороны.
Потери личного состава ВСУ не меньше 60 тысяч по самым скромным оценкам. По другим оценкам (от западных экспертов и спецслужб) больше 100 тысяч - почти половина от первоначального состава ВСУ.
Огромные потери подтверждаются тем, что в частях ВСУ, которые держат оборону на критических участках фронта, осталось меньше 50% личного состава. Некоторые части уничтожены полностью.
Боеспособных резервов ВСУ практически не осталось - это подтверждается фактами переброски на критические участки фронта неподготовленных бойцов теробороны и принудительно мобилизованных, без боевого опыта.
В ВСУ растет дезертирство и число сдавшихся в плен, целые подразделения отказываются выдвигаться на передовую, записывают видео с обращениями к президенту о невозможности продолжать боевые действия.
При этом российские войска в ходе спецоперации несут наименьшие относительные потери за всю историю современных войн.
Потери российских войск - примерно 3-4 тысячи убитыми и порядка 10 тысяч ранеными. Примерно такие же потери в рядах народной милиции ЛНР и ДНР.
Общие потери - в пределах 8 тысяч убитыми и 20 тысяч ранеными, это в 10-15 раз меньше потерь ВСУ.
По сути это та же стратегия Кутузова, только не в ходе обороны, а в ходе наступления. Стратегия по сохранению собственной армии и максимальному истощению и сокращению армии противника.
Российские войска "расстреливают" ВСУ по всему фронту, продвигаясь только там, где оборона ВСУ в достаточной степени истощена чтобы можно было занимать населенные пункты без больших потерь.
Зачем тратить силы на штурм и нести большие потери, если можно просто расстреливать противника?
Россия имеет огромное превосходство в артиллерии и авиации и пользуется этим превосходством, сберегая личный состав. И было бы огромной ошибкой действовать как-то иначе.
Данная стратегия приводит к относительно медленному продвижению по территории, но позволяет добиваться результата с наименьшими потерями.
Сохранить армию нужно еще и потому, что на Донбассе война не закончится. И наверное на Украине тоже. Неизвестно как долго придется воевать с коллективным Западом, настроенным нанести России военное поражение. Поэтому терять половину армии на массированном штурме Харькова, Одессы, Днепра и Киева, по 100-200 тысяч бойцов на каждый город - это была бы очень плохая стратегия.
Хорошая стратегия - именно та, которую применяют российские войска в ходе спецоперации, добиваясь результата с минимальными потерями.
В полном соответствии со стратегией Кутузова в 1812-м году.
Был бы жив Михаил Илларионович, он бы наверняка одобрил.
А то, что кому-то из современников это непонятно - так они просто плохо учили историю. В частности историю войны 1812-го года.
|
</> |