Почему не будет талонов на еду. Пока
p_syutkin — 17.06.2023Общим местом стали в последнее время рассуждения о том, что российское население должно ощутить тяготы войны. И тем самым осознать, что его жизнь изменилась, возврата к старому не будет. А за достойную жизнь надо бороться.
В целом, это разумная логика для западного наблюдателя. Но, как часто бывает в России, далеко не все правила работают в ней. Между тем, 15 месяцев после начала войны не дают особых оснований в пользу этих надежд. Да, ситуация с потребительским рынком в стране ухудшается. Но не следует испытывать излишних иллюзий.
Уход многих иностранных производителей качественных товаров ощущается вполне ярко. В любом крупном торговом центре вы встретите глухую стену на месте, где когда-то были H&M и Zara, Marks & Spencer и Adidas.
А вот с продуктами питания ситуация не столь однозначна. Некоторые производители закрыли только отдельные направления, сохранив производство, к примеру, товаров для детей и молочных продуктов. Так Nestle продолжает поставлять в торговлю свою продукцию, кроме шоколадок и какао под брендами Nesquik и KitKat. Другие – как Coca Cola, Mars – ушли полностью.
Но заработал и так называемый «параллельный импорт» - российский деликатный синоним поощряемой государством контрабанды. Вот, к примеру, чешское пиво. После начала войны все крупнейшие пивоварни - Staropramen, Budvar, Plzeňský Prazdroj – отказались от экспорта своей продукции в Россию. Однако все эти бренды до сих пор широко представлены в московских магазинах.
На оставленных иностранцами предприятиях местный менеджмент и новые владельцы пытаются заменить старую продукцию. Но как говорил в свое время Гиляровский о попытках приготовить салат Оливье в других ресторанах: «Как ни старались гурманы, не выходило: то, да не то». Вот и с импортозамещением продуктов в России чаще всего также.
В этих попытках совершенно неожиданно возникают немыслимые раньше проблемы. К примеру, выявилась тотальная зависимость от поставок из Европы молочных заквасок. И если в один прекрасный день они прекратятся, то сметаны в России отработанным промышленным способом произвести не удастся.
Или еще одна напасть: в результате санкций производители чая и консервов остались без материалов для упаковки. Выяснилось, что фильтр-бумага и ниточки для пакетиков с чаем, а также кольца для жестяных банок никогда в России не производились. И что теперь с этим делать, приходится разбираться на уровне вице-премьера правительства.
Но даже с, казалось бы, простыми и давно освоенными продуктами происходят изменения. Если в гипермаркетах, как и прежде, все полки уставлены товарами, то в магазинах поменьше сокращение ассортимента заметно. Полсотни сортов колбасы увядают до десятка самых дешевых. Прилавки для свежей рыбы заполняются банками с пивом и снеками.
Не то, чтобы хорошая колбаса не производилась. Просто в своем большинстве россияне покупают лишь товары со скидками. А какие скидки может сделать районный магазинчик?
Вообще усиленное внимание ко всяким акциям и уценкам – примета времени в России. Доля продаж товаров со скидками в торговых сетях сейчас превышает 50%. А по чаю и кофе и вовсе достигает 80 %.
Следствие этого - повышение спроса на товары самого низкого ценового сегмента. При этом внутри каждой категории внимание покупателей привлекают лишь ключевые позиции: к примеру, среди молочных продуктов падают продажи творожных десертов, питьевых йогуртов. А вот устойчивый спрос на сливочное масло, молоко и сметану сохраняется.
В то время как Путин отчитывается о повышении доходов населения, российские граждане затягивают пояса. Даже придворный Росстат вынужден был признать, что по итогам первого квартала 2023 года оборот розничной торговли в РФ упал на 7,3% в годовом выражении.
По сути дела, идет деградация продовольственного рынка. Но Россия – страна большая и консервативная. Поэтому и процесс разрушения привычного быта в ней идет небыстро. Примерно так же, как это происходило с гражданскими свободами. 15-20 лет от них откусывали постепенно и не очень заметно для людей. А потом раз и нынешнее безумие. С едой, возможно, когда-нибудь тоже будет «раз и талоны». Но далеко не сразу.
|
</> |