
По следам пятого трамвая

А московской "Пятёрочке" более ста лет. Первый раз трамваи вышли на этот маршрут ещё в 1906 году, и пролегал он от Сокольников через Каланчёвку до Сухаревской площади. За последующие четыре года его не раз продлевали, и к 1910 году он ходил уже от Преображенской площади до Пречистинки - после чего его отменили. В 1912 он снова вышел на маршрут, на этот раз от Преображенки до Смоленского рынка (замечаете, что эти маршруты совпадают с направлением первой очереди московского метрополитена?), но в 1931 году его отменили второй раз. Снова он появился в 1933, и на этот раз его маршрут кардинально изменился: он стал ходить от площади Маяковского в Коптево. А в 1936 году открыли новую трамвайную линию по Трифоновской улице - и он стал ходить из Коптево не в центр, а к Рижскому вокзалу. Три года спустя его продлили до ВДНХ (тогда ВСХВ), в 1943 - с одной стороны продлили от ВСХВ до Ростокино, с другой - сократили от Коптево до стадиона Юных Пионеров; в 1946 ещё немного сократили, до Белорусского вокзала, и дальше он работал на этом маршруте аж до 1973 года, когда его продлили от Ростокино до Медведково. В девяносто пятом его сократили от Медведково до Останкино, в девяносто седьмом - от Останкино до Ростокино, и в этом же году отменили совсем, так как его полностью дублировал маршрут №17.
По всему маршруту его я, за один раз, не пройду - а вот от бывшей Крестовской заставы, по Трифоновской улице и до площади Борьбы - пожалуй. Тем более, что именно тут остались его вполне зримые следы. Но сначала - виды с Крестовского (точнее, Нового Крестовского) путепровода на станцию Николаевка:

Николаевка - станция, находящаяся на стыке Ленинградского и Казанско-Рязанского направлений, и здесь у некоторых поездов дальнего следования даже остановка присутствовала - но без высадки-посадки пассажиров, ибо никакой пассажирской инфраструктуры здесь нет. Впрочем, теперь для этого есть Восточный вокзал. Чуть южнее - пути главного хода Октябрьской железной дороги, а два крайних левых пути - Алексеевская соединительная ветвь:

Старая водонапорная башня - вернее то, что от неё осталось: бак для воды давно демонтирован - служившая когда-то для водоснабжения депо, располагавшегося около Рижского вокзала. Само здание депо тоже сохранилось, но переделано в административное:

Памятный знак "Железнодорожные вокзалы Москвы" около Рижского вокзала. Ай-ай-ай, а нового Восточного вокзала-то на нём нет! ;) :

Под Рижской площадью, в подземном переходе, сохранились артефакты былых времён в виде указателей:

Давно уже нет ни Рижского радиорынка, ни троллейбусов - а на указателях они ещё присутствуют:

Есть такой короткометражный документально-игровой фильм "Трамвай в Москве", снятый в 1994 году. Вот кадр оттуда, вид с улицы Гиляровского на Рижский вокзал. Мутновато - но это снято через трамвайное стекло (само фото - с сайта Pastvu.com):

А сейчас этот же вид выглядит вот так:

Ну что же - прямо, по улице Гиляровского, мы уже ходили - теперь повернём направо, на Трифоновскую:

Здесь, как и на Гиляровского, трамвайные рельсы лежат себе спокойно на месте. Вот только трамвай по ним не ходит с 1997 года:

Его сменил модный электробус:

Трифоновская улица своё название получила по имени храма святого мученика Трифона. Это одна из самых старых церквей Москвы, старше неё только кремлёвские храмы - она 1492 года, и то не постройки, а первого упоминания. Здоровенный корпус позади - небезызвестные МОНИКИ:

А если пройти дальше - то там будет церковь побольше:

Правда, не такая древняя - 2013 года постройки. Это Кафедральный армянский собор Преображения Господня:

Вообще, тут целый храмовый комплекс. А эти машины стоят напротив него:

А где им ещё стоять, как не напротив армянской церкви? Правда, кто такой Арно Бабаджанян, я знаю ещё с советских времён, а вот кто такой гражданин слева - для меня загадка :)
От Трифоновской улицы отходит Трифоновский тупик:

А жилой дом на заднем плане стоит на улице Советской Армии. В её перспективе видно ракету, стоящую на площадке около музея Вооружённых Сил:

Футуристическое здание на пересечении Трифоновской и улицы Советской Армии - гимназия "Марьина Роща":

Трёхэтажное здание 1917 года постройки, ныне называющееся "Бизнес-центр Октябрьская, 26":

Гастроном в доме №4 по Трифоновской улице - услада гурманов. Тут вам и суши, и рыба, и пиво, и овощи-фрукты, и грузинская и армянская кухня... И даже "Молочная лавка из Рязани":

Для контраста с современной Москвой - корпуса бывшего завода "Красный металлист". Ныне в них, понятное дело, бизнес-центр, точнее - бизнес-парк "Образцова, 14":

А дальше Трифоновская улица упирается в эту самую улицу Образцова:

Тут надо вернуться к истории трамвая на Трифоновской. Трамвайная линия здесь, как я уже говорил, появилась в 1936 году. И по ней ходили трамваи двух маршрутов - №5 Рижский вокзал - Коптево (он здесь поворачивал направо), и №47 Ростокино - Академия Наук - здесь сворачивавший налево. Однако в 1942 году "сорок седьмой" отменили, а "пятёрке" изменили маршрут, перенаправив в сторону Белорусского вокзала - так что теперь она стала поворачивать налево. А правый поворот так и остался, хотя маршрутные трамваи по нему не ходили с 1942 года. Что интересно - стрелки здесь не демонтированы, как возле метро "Проспект Мира":

Ну, а мы свернём в сторону площади Борьбы - именно туда ходила "пятёрочка" до её ликвидации. Бывший "Красный Металлист" с фасадной части. На переднем плане - жилой дом 1927 года постройки, "Первый дом Российского железнодорожного студенческого кооперативного товарищества", чистейшей воды конструктивизм. В нём жил академик Образцов, один из преподавателей Московского института инженеров транспорта (МИИТ), в честь которого и названа сама улица:

А напротив - монументальные корпуса бывшего МИИТа, ныне РУТ - Российский университет транспорта:

Площадь Борьбы. Своё название получила в 1918 году, а до того звалась Александровской. Кстати, навес справа - вход в очень хороший хозяйственный магазин "но-нейм", таких мало уже осталось:

Ну, а ныне площадь Борьбы известна тем, что на ней установлены памятники героям поэмы Венедикта Ерофеева "Москва - Петушки":

Сам Веничка, в поисках средства опохмела -

И его возлюбленная из Петушков, девушка с косой до попы:

Говорят, что изначально Веничка стоял у пригородных платформ Курского вокзала, а девушка - у вокзала станции Петушки. Кстати, видите у неё шрамы в районе коленей? Однажды граждане с низкой социальной ответственностью её спилили, и повезли сдавать во вчермет. К счастью, работники чермета оказались адекватными - а, может, просчитали возможные последствия - и сообщили куда надо. Памятник вернули на место, правда, не очень аккуратно.
Ну, а с трамваями на площади Борьбы всё хорошо. Здесь ходят два маршрута. Вот "семёрка" едет прямо, от улицы Подбельского к метро "Новослободская":

А вот "пятидесятый", идущий от проезда Энтузиастов тоже к "Новослободской" - но делающий петлю через улицы Образцова, Тихвинскую и Новосущёвский и Минаевский переулки:

Им повезло больше, чем маршруту номер пять. Ну, а на этом всё!
|
</> |
