
Musicumentary. Американская симфония (American Symphony, 2023)

Для людей не из Америки взлёт Джона Батиста был стремительным. За год с небольшим он записал саундтрек к мультфильму "Душа", потом выпустил тепло принятый альбом We Are, а затем собрал увесистый набор из 11 номинаций на Grammy, 5 из которых – в том числе за лучший альбом года – оказались победными. О Батисте заговорили все. На деле же прорывной альбом был уже шестым (один из предыдущих был издан на Verve), но американцы знали его не как соло-артиста, а как бэндлидера группы Stay Human. Коллектив сначала давал полу-юмористические концерты в общественном транспорте, а потом закрепился как хаус-бэнд для знаменитого The Late Show со Стивеном Кольбером. Батист был в составе Stay Human с 2015 по 2022 год.
Когда стало понятно, что имя Батиста вот-вот прогремит во всех новостях, Netflix взялись за дело. Представители компании договорились с музыкантом о документальном фильме, который запечатлеет несколько месяцев до Grammy, а также осветит выступление Джона в "Карнеги-холл" cо своей первой симфонией. Режиссёр был подобран не абы какой. Мэтт Хейнеман до того успел снять несколько художественных фильмов (самый знаменитый – "Частная война" с Розамунд Пайк), поработал в формате сериала, а также снял док о знаменитом колумбийском реггетонщике Джее Бальвине. В общем, успел набить руку и подошёл к освещению новой мировой звезды со всей ответственностью.
По итогу с задачей справился бы и менее маститый режиссёр. Обязанности: ходить за главным героем и не мешать ему заниматься обычными делами. Фильм практически ничего не рассказывает о пути Батиста к Олимпу, обозревая лишь его настоящее. Нет никаких архивных вставок или фотопрезентаций. Вот Джон пишет симфонию, отстукивая на диване барабанную сбивку. Вот он занимается со своим старым преподавателем, выслушивая критику как ученик музыкальной школы. Вот читает гневную рецензию, в которой его называют ноунеймом. Всё снято аккуратно и смонтировано безупречно, но от фильма, настолько лишённого нарратива в основной сюжетной линии, веет обычным домашним видео. Тяжело представить человека, которого заворожит док, но равнодушного к персоне Батиста.
И всё было бы совсем невзрачно, окажись Батист единственным героем фильма. Так вышло, что на моменте начала съёмок, у Салейки Джавад – девушки Джона, в течение сюжета ставшей женой, – случился рецидив рака. Таким образом сюжетная линия, изначально направленная на позитивное обрамление основной, превратилась в трагичный рассказ о борьбе за жизнь. Две истории сплелись воедино – у Джона всё летит вперёд с бешеной скоростью, а у Салейки остановилось. Даже когда хочется что-то сделать, организм не позволяет. Моменты общения новоявленных супругов – лучшее, что есть в этом фильме. Эпизод с игрой "Повтори" в коридоре больницы – что-то на высоком. Поддержка друг друга и внутренняя сила обоих героев поражает.
На следующий день после победы на церемонии Джон оказался в рядовом торговом центре и захотел почистить обувь. У чистильщика сначала не оказалось подходящего средства, но после того, как все прохожие начали выказывать почтение незнакомцу в кресле, у мужика закралось смутное сомнение. Сбегал за газетой в ближайший киоск – а на первой полосе довольное лицо "посетителя". Батист уже собирался уходить, но тут же был остановлен: "Не беспокойтесь, вам подойдёт вот это средство, оно самое лучшее". Такими забавными, но чаще грустными эпизодами запомнится этот фильм.
Наверное, болезнь Сулейки повлияла на съёмочный процесс, из-за чего сюжет стал слишком простым, и никакие режиссёрские ухищрения не смогли его расшевелить. При этом катарсис всё же достигается в моменте церемонии, которую Джавад была вынуждена смотреть дома. Муж, пляшущий на рояле в блестящем костюме, и жена с мешками под глазами, плачущая рядом с телевизором то ли от смеха, то ли от гордости – "Американская симфония" в миниатюре. Эти люди достойны документального фильма.