Питер. Возле Спаса на Крови

топ 100 блогов nash_dvor04.09.2022

В прошлый раз прогулялись от Летнего Сада до Спаса на Крови (https://cand-orel.livejournal.com/1907421.html) —

Питер. Возле Спаса на Крови

Храм Воскресения Христова на Крови, или храм Спаса на Крови — мемориальный православный храм в Санкт-Петербурге, сооружённый в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был построен как памятник царю на средства, собранные по всей России.

Он сам по себе интересен, да и кругом достаточно интересные объекты...

Питер. Возле Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма — 81 м, вместимость — до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Питер. Возле Спаса на Крови

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в русском стиле, несколько напоминает московский собор Покрова на Рву. Строительство длилось 24 года. 6 (19) августа 1907 года собор был освящён во имя Воскресения Христова. Имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»).

Питер. Возле Спаса на Крови

Торжественная закладка храма состоялась 18 октября 1883 года. В комиссию по строительству храма, возглавляемую Великим князем Владимиром Александровичем, вошли архитекторы Д. И. Гримм, Р. А. Гёдике, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард, которые во время возведения здания давали консультации и вносили коррективы в проект; большое участие в переработке проекта принял И. В. Штром, предложения которого существенно повлияли на композицию осуществлённого храма.

Питер. Возле Спаса на Крови

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19) августа 1907 года (в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

Питер. Возле Спаса на Крови

27 апреля (10 мая) 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса на Крови была реконструирована.

Питер. Возле Спаса на Крови

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

Питер. Возле Спаса на Крови

С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II. На западном фасаде под главным куполом, выложены мозаики с гербами губерний, областей и городов Российской Империи.

Питер. Возле Спаса на Крови

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции неорусского стиля. Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Питер. Возле Спаса на Крови

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. 

Питер. Возле Спаса на Крови

Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня, завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Питер. Возле Спаса на Крови

Собор Воскресения Христова был одним из двух, наряду с Исаакиевским собором, храмов Санкт-Петербурга, находившихся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В соборе совершали отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносили проповеди.

Питер. Возле Спаса на Крови

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

Питер. Возле Спаса на Крови

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.

19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.

Питер. Возле Спаса на Крови

Ну, раз музыкальные инструменты появились, то можно и что-то музыкальное по теме вспомнить от одного знатного питерца (или ленинградца?).

Я том вспоминал про Михайловский сад...

Один из самых известных и благоустроенных парков Санкт-Петербурга. Находится в самом центре города. С южной стороны Михайловский сад примыкает к Михайловскому дворцу, зданиям Этнографического музея и Корпуса Бенуа. С восточной стороны территория парка ограничена Садовой улицей, с северной - рекой Мойкой, а с западной - каналом Грибоедова. У северо-западной части Михайловского сада располагается храм Спаса на Крови. Михайловский сад находится под управлением Государственного Русского музея.

Питер. Возле Спаса на Крови

В то время, когда вся приневская земля принадлежала шведам, эта территория называлась Перузина. Рекреационный статус этого участка был определён самим Петром I. Михайловский сад возник в одно время с Летним садом и в начале XVIII века звался Третьим летним; тем самым его отличали от двух первых садов, принадлежавших царю. С 1712 здесь стали строить резиденцию для супруги Петра — Екатерины I.

Очень понравились в Питере оригинальные исполнители на ксилофонах (очень часто везде попадались с исполнением разного рода возвышенных и воздушных мелодий). В то время, как у нас в Орле всё ещё Цоя и бардов играют, тут чувствуется другой уровень культуры.
Очень понравились в Питере оригинальные исполнители на ксилофонах (очень часто везде попадались с исполнением разного рода возвышенных и воздушных мелодий). В то время, как у нас в Орле всё ещё Цоя и бардов играют, тут чувствуется другой уровень культуры.

Вот, ксилофонисты попадались ещё в Петергофе, оттуда и фрагмент нашелся:

В 1907 году часть Михайловского сада застроили Спасом на Крови и новой трассой набережной канала Грибоедова, которая его обогнула. Сад в этом месте получил ограду авторства архитектора А. А. Парланда, спроектировавшего и сам собор. Ограда стала частью ансамбля храма.

Питер. Возле Спаса на Крови

В 2000 году была проведена полная инвентаризация сада, которая показала, что он находится в критическом состоянии. В связи с этим в 2001 году началась полная реконструкция Михайловского сада.

Питер. Возле Спаса на Крови

После реконструкции сад стал местом проведения ежегодных летних фестивалей «Императорские сады России», где представляются оригинальные идеи в области ландшафтного дизайна и смежных сфер. Не только фестиваль 2014 г., тематически ориентированный на Англию, но и предыдущие (так как сад — английского, пейзажного типа) проходили при участии членов британской королевской семьи, родственных российскому императорскому дому Романовых, — принца Майкла Кентского и его супруги. 

Питер. Возле Спаса на Крови

В 2014 г. на фестивале были представлены работы как профессионалов ландшафтного дизайна, озеленения и декоративно-прикладного искусства, так и садоводов-любителей.

Выходим...

Питер. Возле Спаса на Крови

Выходим на канал Грибоедова:

Питер. Возле Спаса на Крови

Канал Грибоедова (до 1923 года — Екатерининский канал) — канал в Санкт-Петербурге, берущий начало от реки Мойки у Марсова поля и впадающий в Фонтанку у Мало-Калинкина моста. Длина канала составляет 5 км, ширина — 32 м, глубина — до 3,5 м, средний расход воды — 3,1—3,4 м³/с. Топоним также используется как обиходное наименование набережной канала Грибоедова.

Питер. Возле Спаса на Крови

Канал проложен по руслу реки Кривуши (другое название — Глухая речка), бравшей своё начало из болотистой трясины, залегавшей между нынешними Конюшенной площадью и площадью Искусств. Изначально носил название Екатерининского — в честь императрицы Екатерины II, в царствование которой он был обустроен.

Существует городская легенда, связывающая новое название канала с именем занимавшегося его благоустройством инженера К. Д. Грибоедова, а не его однофамильца-драматурга. Легенда опровергается специалистами по топонимике.

Питер. Возле Спаса на Крови

Желтое знание слева — Корпус Бенуа,  на углу набережной канала Грибоедова и Инженерной улицы, западный корпус Михайловского дворца. В настоящее время оно находится в ведении Русского музея.

Проект корпуса Бенуа был исполнен в 1910—1912 годах архитекторами Л. Н. Бенуа и С. О. Овсянниковым. Его закладка состоялась 27 июня 1914 года, но начавшаяся война приостановила работы и строительство было закончено только в 1919 году.

Первоначально здание носило название Дворец искусств и предназначалось для устройства выставок различных художественных объединений и союзов. 

В 1932 году был создан отдел современного искусства Русского музея, разместившийся в корпусе Бенуа. В послевоенный период он был соединён специальным переходом со зданием Михайловского дворца.А с 1949 года здесь проводятся выставки современного искусства.

Питер. Возле Спаса на Крови

Такое красивое здание справа— Служебный корпус Придворного конюшенного ведомства. Здание служебного корпуса было построено во второй половине XVIII века, однако автор проекта в настоящее время не установлен.

За свою историю это здание пережило не одну масштабную реконструкцию. Так, в 1800-1803 годах был произведен ремонт и отделка фасадов по проекту архитектора Луиджи Руски, в 1840-е годы была сделана надстройка и некоторая перестройка архитектором Александром Ивановичем Буржуа, и, наконец, в 1950-1960-е годы здание было надстроено еще раз.

Питер. Возле Спаса на Крови

Яркое здание справа — тоже что-то по конюшенному ведомству. Сейчас, судя по вывеске — Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга, одно из крупнейших образовательных учреждений Санкт-Петербурга, которому в 2019 году исполнилось 75 лет. Дворец работает с учащимися государственных образовательных учреждений, профессиональных учреждений, а также с детьми-сиротами, и детьми, оставшимися без попечения родителей. Возраст учащихся с 7 до 22 лет.

Слева — флигель бывшего Михайловского театра (нынешнего академического Малого театра оперы и балета имени композитора М.П. Мусоргского). Дом построен по проекту зодчего А.П. Брюллова в 1830 году. Он имеет очень высокий первый этаж с четырьмя большими окнами и довольно низкий второй этаж в семь небольших окон. Фасад строения декорирован лишь карнизом и четкой горизонтальной полосой наверху стены (фризом). К нему вплотную примыкает четырехэтажная жилая постройка, в девять оконных проемов с квартирами для служащих театра. Здание также довольно скромно декорировано. Его фасад расчленен поясковым простым карнизом.

Питер. Возле Спаса на Крови

Серое здание справа  — Главный дворцовый госпиталь.

Каменные корпуса госпиталя на участке между Малой Конюшенной улицей и набережной Екатерининского канала были построены в 1846-1857 гг. по проекту архитектора Романа Ивановича Кузьмина. До конца 1880-х гг. госпиталь официально назывался «Придворно-конюшенным».

Госпиталь предназначался для лечения чинов всех учреждений министерства Императорского двора, включая чинов великокняжеских домов. Большая роль отводилась хирургической службе. После 1917 г. госпиталь продолжал работу как городская больница. В 1919 г. ей было присвоено имя Софьи Перовской. В тяжелые дни блокады больница обслуживала 6 000 рабочих, строящих оборонительные сооружения вокруг города. В 2010 г. в здании открылся Международный медицинский центр, который включает в себя поликлинику, стационар, стоматологию, диагностический центр и отделение скорой медицинской помощи.

Чуть назад оглянуться — красота!

Питер. Возле Спаса на Крови
Питер. Возле Спаса на Крови

Итальянский мост — пешеходный металлический балочный мост-теплопровод через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. 

Анекдот. В 1883 году журнал «Неделя строителя» сообщал о планах по строительству моста в створе Итальянской улицы. В 1894 году инженер Л. Н. Колпицын обратился в городскую думу о разрешении ему за свой счет взамен существовавших яличных перевозов на Екатерининском канале, Мойке и Фонтанке построить пешеходные мосты. Проход но ним предполагалось сделать платным (по одной копейке с человека) в течение 10 лет, после чего все мосты должны были перейти в собственность города. Городские власти отклонили это предложение.

За мостом — Здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества. Памятник архитектуры последней четверти XIX века, построенный в 1876-1879 годах в стиле эклектики.

Собственно — Итальянская улица:

Питер. Возле Спаса на Крови

Итальянская улица — улица в Центральном районе Санкт-Петербурга. Проходит от набережной канала Грибоедова до набережной реки Фонтанки.

Название улице присвоено в 1739 году по стоявшему рядом Итальянскому дворцу, который строился по образу и подобию итальянских увеселительных домов. Обветшавший дворец был разобран в начале XIX века, а на его месте возведён Екатерининский институт.

А уже Казанский собор завиднелся:

Питер. Возле Спаса на Крови

Справа, нечто розовеющее — Дом К.И. Имзена. Этот доходный дом является произведением Павла Юльевича Сюзора. Точнее, он приобрел существующий облик в результате перестройки, выполненной этим зодчим в 1875 году. 

Освоение данного участка началось около 1780 года. Не позднее 1820-х годов владение закрепилось за дворянином, аптекарем Карлом Имзеном. Владелицей участка иногда называли его жену, У.К. Имзен.

А серое здание с башенкой — Дом «Зингер».

Питер. Возле Спаса на Крови

Дом компании «Зингер» («Дом книги») — историческое здание в Санкт-Петербурге, расположенное по адресу Невский проспект, 28, памятник архитектуры федерального значения. Дом был построен в 1902—1904 годах по проекту зодчего Павла Сюзора для компании «Зингер». Вплоть до революции в здании располагалась штаб-квартира российского представительства «Зингер» и различные конторы-арендаторы. В 1919 году здание национализировали, в него перевели магазин «Петрогосиздата», филиалы различных издательств и редакции газет и журналов, целое крыло занимал государственный комитет цензуры. Название «Дом книги» закрепилось в речи горожан по магазину, работавшем в здании с 1938 года.

Питер. Возле Спаса на Крови

В 1900 году участок у овдовевшей Ольги Жуковской выкупила компания-производитель швейных машин «Зингер», сумма сделки превысила миллион рублей. Двумя годами ранее компания приобрела землю в Подольске, где планировала запустить собственное производство и впоследствии выйти на рынки не только России, но и Турции, Персии, Китая и Японии. Для здания штаб-квартиры, которая занималась бы экспансией продукции на восток, была выбрана главная деловая улица Петербурга, проект здания заказали ведущему зодчему того времени — архитектору Павлу Сюзору. Соавторами в работе выступили И. Б. Изелла, Евгений Баумгартен, Мариан Перетяткович и Н. И. Конецкий. 

А впереди — Казанский мост:

Питер. Возле Спаса на Крови

Казанский мост — автодорожный каменный арочный мост через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Объект культурного наследия России федерального значения. Третий по ширине мост в городе, после Синего (97,3 м) и Аптекарского (96 м) мостов. Самый низкий в городе, под ним запрещён ход судов.

Питер. Возле Спаса на Крови

Находившийся на этом месте деревянный мост назывался Рождественским по находившейся рядом церкви Рождества Богородицы. С 1783 года мост стал называться Казанским по возведённому рядом Казанскому собору. С 1923 по 1944 год носил имя Георгия Плеханова.

В 1805—1806 годах в связи с постройкой Казанского собора и реконструкцией участка, прилегающего к Невскому проспекту, мост был перестроен по проекту архитектора Л. Руска: расширен до современных габаритов, демонтированы «бриллиантовые» русты фасадов и лестничные спуски к воде, значительно уменьшена крутизна моста, чугунные решётки заменены гранитными парапетами

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 8 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части — асфальтобетон. На тротуарах уложены массивные гранитные плиты. Тротуары отделены от проезжей части гранитным поребриком с верховой стороны островком безопасности, с низовой стороны ограждения у тротуара нет. В качестве ограждений использованы глухие гранитные парапеты.

Сева  — Дом Энгельгардта:

Питер. Возле Спаса на Крови

Дом Энгельгардта известен как центр музыкальной жизни Санкт-Петербурга (там вон и барабанщик музицирует). С начала XIX в. здесь проходили концерты Петербургского филармонического общества. В 1823—1828 гг. на первом этаже помещалась книжная лавка Ивана Слёнина, где бывали Александр Пушкин, Василий Жуковский, Иван Крылов, Антон Дельвиг, Пётр Вяземский, Николай Гнедич, Кондратий Рылеев.

Вышли на Невский проспект:

Питер. Возле Спаса на Крови

Невский проспект — главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Пересекает реки Мойку (Зелёный мост), канал Грибоедова (Казанский мост), Фонтанку (Аничков мост). Наибольшая ширина составляет 60 м (у Гостиного двора), наименьшая — 25 м (у Мойки). Нечётная сторона неофициально называется «теневой», чётная — «солнечной» (популярное место для прогулок).

На современном Невском проспекте расположены многочисленные памятники архитектуры, музеи, театры, другие учреждения культуры. Проспект относится к исторической части Санкт-Петербурга и вместе с находящимся здесь комплексом памятников входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО; это один из центров притяжения туристов. Среди наиболее значимых культурно-туристических объектов: Адмиралтейство, Строгановский дворец, Казанский собор, Дом книги, Гостиный двор, Российская национальная библиотека, Александринский театр, Театр комедии имени Н. П. Акимова, Елисеевский магазин, Аничков дворец и Аничков мост, Московский вокзал, Александро-Невская лавра.

Видна Башня городской думы:

Питер. Возле Спаса на Крови

Здание городской думы — комплекс зданий на углу Думской улицы и Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Состоит из здания Городской думы, выходящего фасадом на Думскую улицу, и башни Городской думы, расположенной на углу. Башня, входящая в состав комплекса, является одной из доминант Невского проспекта и иногда рассматривается отдельно от здания Гордумы. Иногда здание думы и башня рассматриваются в ансамбле с примыкающим к ним зданием Серебряных рядов, выходящим фасадом на Невский проспект. Высота башни составляет около 47,5 метров.

Ещё раз на красоту обернемся:

Питер. Возле Спаса на Крови

Серебряные ряды:

Питер. Возле Спаса на Крови

В конце 1730-х годов на этом участке были сооружены одноэтажные деревянные лавки с галереями, в которых торговали изделиями из серебра и драгоценных камней. В 1783 году они сгорели. По проекту ведущего зодчего строгого классицизма Д. Кваренги купцы на свои средства построили в 1784–1786 годах каменные Серебряные ряды. Кваренги применил здесь одну из его излюбленных композиционных тем – двухъярусную аркаду, перекликавшуюся с расположенным вблизи Гостиным двором. В нижнем ярусе, обработанном рустовкой, аркада была открытой. Два верхних этажа объединены ложными арками и полуколоннами. По сравнению с проектом Кваренги в осуществленной постройке полуколонны утоплены глубже в массиве стены. Ордерные элементы получились несколько субтильными, неубедительными по пропорциям. В 1878 году галерея была застеклена, двери и витрины устроены в лицевой аркаде. Здание находилось в собственности Общества лавковладельцев Серебряных рядов.

А мы вышли к Казанскому собору:

Питер. Возле Спаса на Крови

Казанский собор — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах архитектором Андреем Воронихиным в стиле русского классицизма для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Посетим собор следующим разом...

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я не понимаю, когда люди фотографируют покойников перед погребением, мне кажется это диким, но это уже дело и желание родственников. Антологичным образом отношусь и к фотографированию кладбищ, но тут другой случай. Богатые и знаменитые часто превращают свои надгробия в произведения искусст ...
Итак, день 31й. Спасибо всем вам, дорогие, за то, что были со мной в этом декабрьском путешествии. Мы все вместе шли-шли и дошли. До той дверцы, за которой - будущее. Которое через несколько часов превратится в настоящее. Я поздравляю вас с наступающим Новым не побоюсь этого слова ...
Фруктовые и овощные соки, приготовленные самостоятельно, — один из самых вкусных способов оставаться здоровыми. Не упускайте этот шанс! Близится осень, а это значит, что иммунная система начнет работать еще активнее. Избежать осенних недугов — насморка и простуды — будет проще, если ...
. Божечки мой, как же я хочу такую кошку! Ничего мне не надо, только дайте Ашеру  =D Доброго всем дня и улыбок)) . . Р.Ы.  Я мечтаю о ней уже несколько лет. . Р.Ы.Ы.  Все подарочные посты я напишу, не волнуйтесь, просто пока нету столько времени. . ...
То, чему я стал свидетелем, просто как три копейки, но оно повергло меня в глубокий шок. Никогда не думал, что работа грузчиков может произвести на человека такое глубокое впечатление. А дело было как Мне привезли 4 тонны цемента. В процессе оформления заказа я договорился о ...