Aмериканские образы "Веселых ребят" (1934)
nash_dvor — 30.08.2022Кинокомедия "Весёлые ребята" (1934) отличается не только от прочих шедевров Григория Александрова, но и вообще от остальных советских фильмов. Главным образом тем, что она ...не советская, не русская и не европейская. Она — американская.
Я вскоре опубликую еще один пост про образы домработниц в советском кино, так вот, хотя это самое советское кино 20-х годов за исключением особо избранных фильмов типа "Броненосец "Потемкин" нам почти незнакомо, я от всей души рекомендую посмотреть некоторые сохранившиеся фильмы ("Закройщик из Торжка" 1925 год, "Девушка с коробкой" 1927 год, "Дом на Трубной" 1928 год, чтобы понять, что из себя представляла российская/советская комедия начала века и чем же фильм "Веселые ребята" от них визуально отличается, чтобы не только по этому посту судить. Фильмы очень интересные и по-настоящему смешные, жалко, что современные художники по костюмам их не пересматривают вместо рытья в западных модных журналах, ляпов с тканями и фасонами того времени было бы намного меньше
И именно вот эта часть совершенно нехарактерной ни для России, ни для вообще СССР культуры и была перенесена на экран, хотя и в специфическом местном исполнении. В Америке, например, в рванье в комедийных шоу обычно выступали актеры, намазанные ваксой и изображавшие негров, это считалось смешно, а белые на сцене обычно были одеты с неким театральным шиком (традиция пошла еще с салунов Дикого запада). В СССР же рваная одежда была таким же элементом послевоенной комедийной культуры, как, например, у Чарли Чаплина
Кадр из фильма "Веселые ребята"
B кадре Большой Театр — в нём джаз-банд в драных портках играет какую-то новаторскую композицию — причём, в какой-то момент не на саксофонах (инструменты промокли), а на губах. Трам-пам-пам.
Кадр из фильма "Веселые ребята"
Кадр из фильма "Веселые ребята"
В реальном Большом этого не могло быть в 1930-х уж точно. Александров и его коллеги создали беспрецедентный кино-образец: не проамериканский, а - штатовский фильм, где Мюзик-Холл по статусу даже выше, чем Большой Театр - именно он является центром изначального притяжения главгероя. В кадре - типично бродвейская картинка, с огнями реклам. Электрическая Америка, о которой писали Ильф и Петров. Страна равных и разных возможностей...
Мюзик-холл из фильма "Веселые ребята" (1934) и мюзик-холл Radio City в Нью Йорке
Визитной карточкой американского кино, начиная с 1898 года, вообще-то были ковбойские фильмы или вестерны. Другие жанры, безусловно, существовали, невестерны снимались тоже, но вот визитной карточкой были именно ковбойские фильмы, это была фишка чисто американской культуры, которой американцы очень гордились.
Существовали гастролирующие родео на темы Дикого Запада, где наряду с собственно родео (киданием лассо и скаканием на диком коне или быке) исполнялись еще и театральные сценки, песни и танцы, причем не только ковбойские, но и индейские
Существовала ковбойско-бродвейская культура, очень "лубково-пряничная", если такие слова вообще применимы к США, но выступление ниже - это крайне театрализованный и приукрашенный вариант ковбойской жизни.
Существовал целый жанр народной / ковбойской музыки под названием кантри ( в "Веселых ребятах" в качестве "народной" музыки были продемонстриpoваны марши Дунаевского и игра на таких привычных инструментах как рожок и даже скрипка - у цыган, молдаван, тех же евреев - абсолютно народный инструмент)
Кадр из фильма "Веселые ребята"
Российское и советское кино начала ХХ века очень любило использовать в комедиях животных, в фильмах часто можно увидеть комедийные сцены с разнообразными животными. Но это животные типа свиньи, козы, курицы, гуся. "Ковбойские" трюки с коровами и быками не ставили и не умели этого делать. Фильм "Веселые ребята" в этом отношении был новаторским.
Вот, например, Анюта верхом на быке демонстрирует нам чудеса и ужасы классического родео.
Кадр из фильма "Веселые ребята"
Далее Костя Потехин, переодевшись в сюртук и цилиндр своего учителя-немца, становится похож на плакатного Дядю Сэма — вплоть до обшлагов, стоячего воротничка и красного банта. Не говоря уже о светлом цилиндре.
Кадр из фильма "Веселые ребята"
Кадр из фильма "Веселые ребята"
Леночка - Дитя Торгсина
Кадр из фильма "Веселые ребята" (1934)
Здание Торгсина в Москве. 1931 год. Некий аналог валютной "Березки" позднего СССР
Скупили у населения "старинy" по дешевке ...
Показан cоциум, где есть богатые и бедные. Причем богатые не уровня интеллигентного инженера, врача или академика, а вот именно нахрапистые торговки. И это даже не НЭП (в советских комедиях 20-х нэпманы совсем другие, они чистые лавочники без культурных претензий). Это некий скриншот с Америки. Cемья работника Торгсина очень сильно тянет на оборзевших мисс и миссис из семьи какого-нибудь мистера Твистера.
Не меньше, чем она сама, любопытно выглядит презанятный гардероб Лены, который тоже являет собой грубоватую и точную карикатуру на тогдашние западные моды. Сейчас нам это не видно, а в 1934 году крутые изыски воспринимались, как "чересчур", но "очень в теме". Девочка одета, как заграничная куколка, но переборщила с шик-блеском, и потому - нелепа.
Звезда кино Клара Боу, игравшая красивых девочек-оторв (обратите внимание на сочетание пляжного костюма с туфельками). Костюмы от Жана Пату.
Балет Жана Кокто (1924) с костюмами Коко Шанель 'Le Train bleu'/ Труппа Сергея Дягилева. Фото 1929 года.
Кадры из фильма "Весёлые ребята" (1934) и костюмы для летнего отдыха из Европы и США
Пляжно-купальное облачение представляло собой обтягивающий комбинезончик с пояском на талии (хотя смотрится это, как майка с шортиками). Дамы по песку ходили в специальной обуви, но Лена щеголяет в туфельках на каблуке, что смешно. Опять же, никто не носил такие перчатки. Видите – всё в трендах, но ещё и сверх того.
Далее идут платья. В первой половине 1930-х был актуален очень длинный подол – как некая антитеза коротким юбкам прошлого десятилетия, и, если в 1920-х талия вовсе не подчёркивалась, то в 1930-х она сделалась центром композиции, правда, фиксировалась она чуть выше естественной линии – так ноги казались ещё длиннее.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934) / Курортная открытка и нарядные летние платья 1932-1933 гг. из Европы и США
Вечерние платья с тем самым фасоном крылышек.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934) и платья для раутов.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934)
Потом мы встречаем Леночку в театральной ложе – на ней вечерняя шляпка, отдалённо напоминающая треуголку XVIII столетия. Тогда в моду вошёл историзм – отсюда, кстати, и вышеуказанные рукава-буфы, и эти забавные шляпочки. Мадемуазель, увидев Костю на сцене, сказала: "Мама! Мы выгнали настоящего!" В смысле, Лена опять приняла Потехина за Фраскини.
На ней восхитительное бархатное облачение – с буфами, конечно же, а лацканы напоминают нечто из эпохи Ренессанса. Да, макияж! У девушки тонко-тонко выщипаны брови, которые ещё и драматически-изогнуты; крошечный ротик (верхняя губа – классический "лук купидона", ах!) и сильно подведённые, громадные глаза. Гротеск высшей пробы. Вообще, то, что в этом образе делает Мария Стрелкова, близко к эпатажу.
Ближайший аналог - характерная актриса Мэй Уэст, муза Эльзы Скиапарелли и Сальвадора Дали.
Актриса Мария Стрелкова и треуголка от Эльзы Скиапарелли в журнале Vogue.
Бродвейская Золушка Анюта
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
В то время был просто громадный пласт неграмотного и малограмотного деревенского населения, переезжавшего в города, который в силу каких-то обстоятельств не мог пойти учиться (возраст, семья, дети, финансовая ситуация -работать надо и не до вечерней школы). Огромное количество деревенских женщин нанималось в прислугу, для которой еще во время НЭПА был создан специальный профсоюз, чтобы обеспечить хоть какие-то минимальные права этим людям (как я уже написала, у меня будет пост про образ домработницы в советском кино, фильмы времени НЭПа 1921-1928 гг ну очень интересны)
Скриншот. Российская государственная библиотека
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
А уж башмаки то - особая гордость, в деревнях тогда все еще в лаптях и валенках ходили. В фильме есть сцена, где Анюта с любовью протирает свои башмаки тряпочкой, чтоб сияли. И башмаки эти ей, кстати, слегка великоваты, ну или даже сильно велики, но протирает она их тряпочкой все-равно с любовью
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
В силу скудости гардероба oсновной акцент в ее внешнем виде делается на прическу - прибранная она в косички с бантиками или дико растрепанная, а также на головные уборы из разряда "подсобный материал" - корзина, занавескa, цилиндр, позаимствованный у гробовщика
И даже ее последний золотой наряд, в котором она выступает на сцене, - это позаимствованные в театре материалы: занавеска, какая-то сетка и цилиндр гробовщика, поскольку "советская вандербильдиха / мистерша Твистерша " выгнала ее на улицу в дождь с дырявым зонтом.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
Ну и последнее, а кому же мы обязаны этими образами?
Профессии художник по костюмам в советском кино тогда еще не было. Александров заключил договор с Кукрыниксами на разработку ими эскизов костюмов и грима "Весёлым ребятам". Но работа с карикатуристами не заладилась и "заказ" выполнил Сергей Эйзенштейн. И хоть его сюрреалистические картинки (с музыкантами полулюдьми – полуинструментами) могли служить лишь слабенькой отправной точкой для создания полноценных костюмов, работа была оплачена в полном объёме.
Эскизы Сергея Эйзенштейна к фильму "Весёлые ребята"
"Александров открыл для Америки новую Россию. До этого фильма американцы знали Россию Достоевского, теперь они увидели большие сдвиги в психологии людей. Люди бодро и весело смеются. Это большая победа. Это агитирует больше, чем доказательство стрельбой и речами".