Вещий Олег. Часть 3 - А была ли змея?
nash_dvor — 31.08.2022
История Вещего Олега в картинах и
иллюстрациях
Обратите внимание, как князя, правителя Руси, укушенного змеей,
изображают либо босоногим, либо в лаптях. Сапог не видно почти
нигде, древнерусская летопись - редкое исключение. Это потому
что уже с XIX века никто не мог понять, как гадюка может прокусить
сапог или укусить выше сапога, а летописец-художник мог быть
не в курсе повадок змей
В.М. Васнецов. Олег у костей коня. Иллюстрация к "Песни о вещем
Олеге" А.С. Пушкина. 1899 г.
Самая знаменитая история из жизни Вещего Олега - это история его
смерти от укуса змеи. Знаменита она не столько благодаря летописи,
сколько стихотворению Пушкина, которое мы все учили в школе.
При этом история эта совершенно загадочная, потому что умереть от
укуса одной из трех ядовитых змей, водившихся в Древней Руси на
пути из варяг в греки было ну очень маловероятно, практически
невозможно. У них и зубы мелкие, обувь они прокусить не могут, и яд
у них не достаточно сильный, обычно от укуса могут умереть дети, а
не взрослые здоровые мужчины в расцвете сил. Да и в черепах
эти гадюки не живут
Олег у останков своего любимого коня; смерть Олега от укуса
змеи. Радзивилловская летопись
Знаете, что было неправильно в рассуждениях всех
этих людей, пытавшихся разгадать загадку укуса змеи?
Они опирались только на летописную историю Руси и не
рассматривали историю, которая лежит за границами летописей. И
соответственно, не рассматривали и географию этой истории, а
онa намного шире пути из варяг в греки, Старой Ладоги и Киева. Онa
включает еще как минимум и Хазарию, и Каспийское море.
Потому что, если смотреть на логику торговых путей, то
основной торговой целью Древней Руси были совсем не Черное море и
Византия. Основной торговой целью был Каспий и та часть Шелкового
пути, которую на юге поломали религиозные разборки между Византией
и Арабским халифатом.
Бруни Ф. А. "Кончина Олега". Лист из альбома "Очерки событий
Российской истории, сочиненные и гравированные профессором живописи
Ф. Бруни, с пояснительным текстом соч. М. Резвого. Изданы Обществом
Поощрения Художников в С.-Петербурге" 1839 г.
Именно с каспийским регионом была самая выгодная торговля, но она
абсолютно осталась за границами древнерусских летописей, потому что
к моменту их написания военные походы русoв туда были уже в
прошлом. К арабским документам, крайне, кстати, одиозным и
субьективно окрашенным, у летописцев доступа не было, а
византийские документы, частично использованные в летописях, об
этом ничего не рассказывали. Существовали только какие-то устные
рассказы и легенды о великих походах, причем, как было рассказано в
предыдущем посте, настолько запутанные, что несколько разных Олегов
(как минимум двое) слились в один персонаж.
Для того, чтобы понять историю и логику каспийских походов руси,
нужно разбираться с историей Хазарского каганата, который
был одним из главных торговых, если можно так сказать, "партнеров"
Руси того времени
Ф. А. Бруни "Кончина Олега" 1839 г.
История Хазарского каганата, несмотря на его в свое время громадную
торгово-политическую значимость, для нас до сих пор полна
загадок. Про Хазарский каганат под катом
У хазар не было письменности, поэтому даже по поводу хазарского
языка нет единого мнения, каким именно он был и на основе каких
именно тюркских племен сформировался хазарский этнос. Hаселение
было этнически и религиозно сильно разнородным, а доступная нам
археологическая материальная культура необыкновенно скудна, даже
достоверных остатков столицы Хазарии до сих пор не обнаружили.
В связи с этим существует масса спекуляций насчет тех или иных
событий в хазарской истории и тех же хазаро-русских отношениях.
Чтобы в эти спекуляции не лезть, давайте посмотрим на карты, с
картами понятней
На этой карте хорошо виден южный классический и традиционный
Шлковый путь, который окaзался перерезан в связи с
религиозно-торговыми разборками между Византией и Арабским
халифатом (возник в 632 году и в течение чуть ли не 10-15 лет
отвоевал у Византии массу важных территорий и перерезал ей выход к
южному берегу Каспийского моря, к Индии, Средней Азии и Китаю).
Чуть севернее располагается кавказский отрезок Шелкового
пути.
Проблемы с кавказским шелковым путем заключались в том, что
там горы, проходимых дорог раз два и обчелся, да и входов туда на
Кавказ тоже раз-два и обчелся и один из входов/выходов продолжался
по степи и именно этот степной отрезок пути и стал в
результате одним из самых востребованных
Из-за этой своего рода привилегированности хазарам удалось
поставить под свой контроль огромные территории - как степной путь,
так и речные пути по Волге и Дону, а Византия им даже послала в
первой половине IX века архитекторов для возведения ряда крепостей
для защиты, например, Волго-донского волока (знаменитый
Саркел), чтобы никакой контрабанды и все дань и подати платили.
Соседи хазар достаточно долго пытались их или охристианить,
или омусульманить, на территории каганата проживало огромное
количество как христиан так и мусульман, но примерно в 865 году
хазарские элиты решили стать иудеями.
И после этого их отношения как с Византией так и с многими
прикаспийскими мусульманскими территориями/государствами сильно
ухудшились. Да еще и всякие кочевники стали досаждать.
Хазария начала слабеть, врагов у нее было значительно больше
чем союзников.
И к началу Х века сложилась объективная ситуация для появления на
Каспии русских дружин.
Я не буду спекулировать, с чьей подачи (Византии, Хазарии,
самой Руси) состоялись эти походы. Документов никаких нет кроме
арабских записей, сделанных значительно позже, по воспоминаниям
населения (не совсем понятно, какого именно) и людьми, заранее
настроенными очень негативно, то есть которых нельзя обвинить
в объективности. Многие пассажи большинства арабских
документов написаны откровенно ядовито и субьективно.
Слева Чориков Б. "Смерть Олега" из "Живописный Карамзин, или
Русская история в картинках" 1836 г. Справа Белов Владимир
Андреевич "Вещий Олег" 1967
909-910 годы
Осенью 909-910 (год по мусульманскому календарю захватывает 2
календарных года по христианскому) 16 кораблей русов отправились в
разведывательный поход на Каспий который закончился
неудачей.
>
Бороздин Александр Дмитриевич "Песнь о вещем Олеге"
1937 г
И что у нас случается после этого?
911 год
Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило
"многолетний" мир и заключило новый договор. Олег
именуется в договоре "великим князем русским". В
подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она
подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в
византийских источниках.
В древнерусских летописях эта запись идет под годом 912
С учетом того, что никакого похода на Византию в 907 году не
было, Вещий Олег в 911 году вдруг ни с того ни с сего подписывает с
Византией знаменитый торговый договор 911 года, обеспечивая Руси
мир, добрососедство и соблюдение торговых интересов на Черном море.
Ну вот так вот, жили себе и вдруг, бах, откуда ни возьмись и
торговый договор.
В торговле и торговых отношениях есть свои правила, законы
и порядки. В торговой войне тоже. Ну там фланги надо прикрыть,
союзников найти, интересы заинтересованных лиц соблюсти,
договорившись обо всем этом заранее. Короче, надо со всех сторон
подготовиться.
И вот этот договор 911 года с Византией - это часть подготовки
к новому Каспийскому походу русов.
Слева иллюстрация из интернета, справа Лосин Вениамин
Николаевич. Иллюстрация к книге "Песнь о Вещем Олеге" 2014
г.
А потом у нас по киевским записям правитель Руси
Вещий Олег умирает в 912 году от укуса змеи, а могила его в Киеве.
А по новгородским записям воевода Олег при Игоре согласно
одним возвращается из Киева в Ладогу и умирает там в 922 году, а
согласно другим уходит в какой-то поход за море, там его кусает
змея, от этого он и умирает. А могила его в Ладоге.
Ну с учетом того, что Олегов у нас могло быть несколько, а
русы иногда хоронили людей в пустых могилах, если тело было,
например, недоступно для похорон, могила в Киеве и могила в
Ладоге для двух разных Олегов вполне возможны и даже
обоснованы.
А вот наибольший интерес для нас представляет тот поход за
море, в который ушел Олег согласно каким-то другим, которые
рассказывали...
Как раз в 912 году должен был быть подготовлен новый поход на
Каспий, о котором заранее договорились с хазарами и этот поход из
500 кораблей готовился Олегом и массой других людей из
заинтересованных племен.
Олег этот поход должен был возглавить. И
он либо умер прямо перед походом, либо пошел в него и погиб там от
укуса змеи. Если он умер прямо перед походом, то конкретно в
истории этого Олега никакой змеи вообще не было, а змея была у
Олега из 940-х годов. Помните,
Как
летописец Олегов перепутал?
Кстати, у Олега из 940-х лучше подходит временной лаг
5-летнего предсказания волхва между фактическим походом 939 на
Самкерц и походом на Бердаа в 943-944 гг
Но в этом посте мы пытаемся раскрыть загадку змеи, а не
Олегов, а змея там, на Каспии.
Иллюстрации из интернета
913-914 годы
Маcштабный Каспийский поход русов, обстоятельства которого
известны лучше других по рассказу аль-Масуди, получившем сведения
от местного населения. Сам он там не присутствовал, лично ничего не
видел, а записки свои писал где-то в лучшем случае лет через 10
после произошедших событий, а в худшем случае в 950-е годы.
Аль-Масуди пишет, что когда русские дружины возвращались из
похода, они отдали половину добычи хазарам, после чего были убиты
наемным хазарским войском
После этого до похода русов на хазарский Самкерц
(Тмутаракань) в 939 году мы о взаимоотношении руси с хазарами
почти ничего не знаем, хотя согласно Кембриджскому документу хазары
с русью в плохих отношениях и торговать хазары руси через
свою землю не дают (но из Ладоги по Оке/Волге можно доплывать до
Волжской Булгарии и торговать там)
Иллюстрация из интернета. Вот тут у нас тоже сапоги и змея
какая-то огромная. Кстати, вы обратили внимание, что многие
художники рисуют змею как на медицинской эмблеме с чашей Гигеи? Ни
на что другое фантазии не хватает, не встречались художники со
змеями
Ну а теперь давайте, наконец, взглянем на местных змей. А именно на
одну очень опасную, ядовитую и смертельную, называется она
гюрза. Нас интересует та гюрза, ареал распространения которой
красный - Macrovipera lebetina obtusa
Старое русское название гюрзы — гробовая
змея.
Oт ее укуса умирают через несколько часов (и до больницы на
скорой помощи могут не успеть довезти), эта змея еще и прыгать
умеет,
она может подпрыгнуть на расстояние в длину тела (выше
сапога) и укусить человека. Гюрза умеет лазить по деревьям
и может напасть с дерева. При этом гюрза активна и весной, и летом,
и осенью.
Гюрза. Macrovipera lebetina obtusa
Укус всех остальных ядовитых змей (гадюка обыкновенная,
степная гадюка, кавказская гадюка и щитомордник) опасности для
жизни и здоровья мужчины в расцвете сил не представляет.
Большинство укушенных гадюкой обыкновенной, например, либо не
испытывают каких-либо симптомов вообще, либо могут иметь симптомы
тошноты, рвоты, поноса и отека на несколько дней. Укус гадюки, как
правило, менее болезненный, чем укус пчелы или осы. Ни обувь, ни
плотную ткань гадюки прокусить не могут, у них мелкие зубы
достаточно глубоко в пасти
А вот по поводу смерти от укуса гюрзы вопросов никаких не
возникает. Гюрза - смертельно опасная змея, и сапоги не
помогут.
Так была ли змея? И умер ли Олег от ее укуса?
Cмерть от укуса змеи действительно могла быть. Oтвет на вопрос
"А была ли змея?" скорее положительный чем отрицательный.
A был ли череп? Теоретически, если гюрза пряталась под
могильным камнем рядом с черепом, то да. Чисто теоретически. В
черепах змеи не живут и не прячутся.
Давайте посмотрим на 3 источника, в которых нам
рассказывают о древнем герое, который умер от укуса змеи.
Первый - новгородские летописи про череп не говорят, пишут,
что Олег умер от укуса змеи, без подробностей и деталей.
Второй - киевские летописи, которые рассказывают до такой
степени пространную, полную деталей и подробностей историю, не
похожую на достаточно сухой и повествовательный язык летописи в
целом, что сразу же возникает мысль, что это красивая легенда,
имеющая с реальностью очень мало общего. Более того, эта история
расказывается не просто так, а для обличения волховства,
чародейства и бесовства на примере некоего
Аполлония Тианского Не уверена, что там
было в Х-ХII веках не так с этим давным давно умершим человеком,
возможно, он в христианстве считался неким каноном опасного
волшебника и его было принято упоминать.
Под катом текст из летописи, если кому интересно христианское
морализаторство против волхвов
И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла
осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил
кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он
волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один
кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, —
от него тебе и умереть!". Запали слова эти в душу Олегу, и сказал
он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел
кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя
его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло
четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого
волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и
сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот
же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника,
сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я
жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его".
И
приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез
с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне
принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и
ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его
все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе,
называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой
Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.
Неудивительно, что от волхвования сбывается чародейство. Так
было и в царствование Домициана: тогда был известен некий волхв
именем
Аполлоний Тианский, который ходил и творил всюду
б
есовские чудеса — в городах и селах. Однажды, когда из Рима
пришел он в Византию, упросили его живущие там сделать следующее:
он изгнал из города множество змей и скорпионов, чтобы не было от
них вреда людям, и ярость конскую обуздал на глазах у бояр. Так и в
Антиохию пришел, и, упрошенный людьми теми — антиохиянинами,
страдавшими от скорпионов и комаров, сделал медного скорпиона, и
зарыл его в землю, и поставил над ним небольшой мраморный столп, и
повелел взять людям палки и ходить по городу и выкликивать,
потрясая теми палками: «Быть городу без комара!». И так исчезли из
города скорпионы и комары. И спросили его еще об угрожавшем городу
землетрясении, и, вздохнув, написал он на дощечке следующее: "Увы
тебе, несчастный город, много ты потрясешься, и огнем будешь
попален, оплачет тебя (тот, кто будет) на берегу Оронта". Об
(Аполлонии) этом и великий Анастасий Божьего града сказал: "Чудеса,
сотворенные Аполлонием, даже и до сих пор на некоторых местах
исполняются: одни — чтобы отогнать четвероногих животных и птиц,
которые могли бы вредить людям, другие же — для удержания речных
струй, вырвавшихся из берегов, но иные и на погибель и в ущерб
людям, хотя и на обуздание их.
Не только ведь при жизни его так
делали бесы такие чудеса, но и по смерти, у гроба его, творили
чудеса его именем, чтобы обольщать жалких людей, часто уловляемых
на них дьяволом". Итак, кто что скажет о творящих волшебным
искушением делах? Ведь вот, искусен был на волшебное обольщение и
никогда не считался Аполлоний с тем, что в безумстве предался
мудрому ухищрению; а следовало бы ему сказать: "Словом только творю
я то, что хотел", и не совершать действий, ожидаемых от него. То
все попущением Божиим и творением бесовским случается —
всеми
подобными делами испытывается наша православная вера, что тверда
она и крепка пребывая подле Господа и не увлекаема дьяволом, его
призрачными чудесами и сатанинскими делами, творимыми врагами рода
человеческого и слугами зла. Бывает же, что некоторые и
именем Господа пророчествуют, как Валаам, и Саул, и Каиафа, и бесов
даже изгоняют, как Иуда и сыны Скевавели. Потому что и на
недостойных многократно действует благодать, как многие
свидетельствуют: ибо Валаам всего был чужд — и праведного жития и
веры, но тем не менее явилась в нем благодать для убеждения других.
И Фараон такой же был, но и ему было раскрыто будущее. И
Навуходоносор был законопреступен, но и ему также было открыто
будущее многих поколений, тем свидетельствуя, что многие, имеющие
превратные понятия, еще до пришествия Христа творят знамения не по
собственной воле на прельщение людей, не знающих доброго. Таков был
и Симон Волхв, и Менандр, и другие такие же, из-за которых и было
по истине сказано: "Не чудесами прельщать...".
Ну и, наконец, третий источник, который нельзя не упомянуть, -
Сага об Одде Стреле, потому что именно на параллелях со змеей и
черепом некоторые особо борзые сказочники из норманистов
утверждают, что Одд Стрела и Вещий Олег - одно и то же лицо.
Сагу эту я пересказывала и давала ссылку на текст, чтобы было
понятно, что, если сказочников не слушать, а просто сагу прочитать,
то там вообще ничего общего с Вещим Олегом нет, там именно легенда
с героем, который живет 300 лет и за это время путешествует и
совершает совершенно сказочные и невероятные подвиги в
разнообразных местах, которые посещались скандинавами и о которых
они знали и слышали.
Примечательно, что Одд Стрела никогда не
был на Каспии, хотя побывал абсолютно во всех европейских точках
интереса скандинавов - и в Византии/Греции, где был конунгом
греческой Гардарики, и в Аквитании, и у финнов в Бьярмаланде, куда
он плавал грабить погребальные курганы. И даже на Руси в
Хольмгарде, где он сражался со страшным финским колдуном, сидевшим
там в князьях.
Почему Вещий Олег не может быть скандинавским
викингом
Под катом отрывки из начала саги и из конца, где описывается
история с могилой коня и змеей
Они взяли Факси [коня], накинули на него уздечку и повели за
собой, пока не пришли в одну небольшую долину. Там они выкопали
яму настолько глубокую, что Одд с трудом выбрался из неё, а затем
убили Факси и столкнули вниз. Одд с Асмундом принесли туда такие
большие камни, какие только смогли, а между камней насыпали песок.
Над тем местом, где лежал Факси, они возвели курган.
Когда же они закончили свою работу, Одд сказал:
— Если Факси восстанет, я скажу, что в этом поучаствовали
тролли, но я думаю, что теперь избежал той судьбы, при которой он
стал бы моей погибелью.
После этого они вернулись домой
Прошло примерно 300 лет...
Вот они с Оддом пошли к морю, и везде, где раньше, когда Одд
жил там, цвели цветы, теперь была голая земля. Когда они
спустились, Одд сказал:
— Теперь я считаю, что нет надежды на то, что сбудется
предсказание, которое давно сделала мерзкая вёльва. Но что это там?
— сказал Одд. — Что там лежит, не конский ли череп?
— Да, — сказали люди, — выгоревший на солнце и старый на вид,
очень большой и весь снаружи серый.
— Как вы думаете, не череп ли это Факси? [selyanka1 ON:
никак курган разграбили? selyanka1 OFF]
Случилось так, что Одд ткнул в череп рукоятью своего копья
[selyanka1 ON: У конунга Гардарики, которая Греция, и меча нет, с
копьём ходит, как варвар какой, вот ужасти то! selyanka1 OFF]. От
этого череп немного наклонился, а из-под него к Одду скользнула
гадюка [Selyanka1 ON: змея необыкновенно пугливая,
кусающаяся только при защите, при этом с последствиями укуса слабее
чем от укуса пчелы или осы Selyanka1 OFF] Змея ужалила его в
ногу выше лодыжки [selyanka1 ON: И без сапог ходит, в сандалях
греческих, не иначе selyanka1 OFF] так, что её сразу поразил яд, и
вся нога распухла вместе с бедром [Selyanka1 ON: просто сказочная
гадюка какая-то, из параллельной вселенной Selyanka1 OFF]. Одду
стало до того плохо, что им пришлось вести его вниз, к морю. Придя
туда, Одд уселся и сказал:
— Теперь разделим моё войско пополам, и рядом со мной сядут
сорок человек, и я хочу сочинить песнь о моей жизни, а остальные
сорок сделают для меня каменную гробницу и соберут туда дерево. И
пусть там всё сожгут, когда я буду мёртв.
Теперь он начал песнь, а другие приступили к своему делу:
рубить каменную гробницу и носить деревья. Те же, которых назначили
для этого, слушали песнь. [песнь мы пропустим]
Когда песня кончилась, Одда охватила слабость, и они отвели
его туда, где была готова каменная гробница. Тогда Одд
сказал:
— Теперь подтвердится всё, что говорила мне вёльва. Сейчас я
лягу в гробницу и умру там. Затем разведите вокруг огонь и сожгите
всё.
Потом он улёгся в каменную гробницу и сказал:
— Теперь передайте мой привет домой Силькисив и нашим сыновьям
и друзьям.
После этого Одд умер. Тогда они развели огонь, и сожгли всё, и
не уходили, пока всё не сгорело.
Могли ли русские легенды и скандинавские как-то пересекаться? Да,
могли. Народный фольклор - первый кандидат на культурный
обмен. При этом скандинавы обычно заимствовали у других, а не
наоборот. Вот, например, лично мне кажется ну очень-очень странным,
что знаменитого вроде как викинга Одда Стрелу хоронят не по
обряду викингов в корабле (на котором он приплыл), а в каменной
гробнице. Это что за скандинавский обычай такой? Откуда взялся?
Погиб ли Вещий Олег действительно от укуса гюрзы где-то на
Каспии, отправившись в 912 году в военный поход, погиб ли от укуса
гюрзы другой Олег в походе на Бердаа в 943-944 гг - вопрос
открытый.
Выяснить истину сейчас уже невозможно.
Можно только выяснить какие-то факты, которые могут объяснить
легенду и как-то состыковать ее с реальностью и реальной
жизнью.
Вот наличие на Каспии в зоне деятельности русских
дружин ядовитых гюрз (могильной змеи), от укуса которых
может умереть взрослый сильный и могучий воин, как мы сейчас
выяснили, является фактом.
Остался у нас в житии Олега незакрытым вопрос коня и
волхвов.
Но об этом в следующий раз.
Продолжение следует.