Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

топ 100 блогов varandej06.04.2011 Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Если едешь на поезде, Республика Коми начинается задолго до своей официальной границы - ведь её неотъемлемой частью служит Печорская магистраль. Тепловозная линия длиной 1953 километра, построенная в 1937-47 годах в основном силами заключенных - это становой хребет республики. Если сама Коми - это Малая Сибирь, то Печорская магистраль соответственно Малый Транссиб. А по совместительству - одна из самых колоритных железных дорог России с неповторимой атмосферой и уникальной историей.
Поэтому первая часть моего рассказа о путешествии в Республику Коми будет посвящена ближней части этой железной дороги: от станции Коноша на линии Москва-Архангельск до станции Микунь - главных "ворот" республики.

Печорская магистраль - одна из четырёх Великих Северных магистралей России, вместе с более старой Мурманской железной дорогой (построенной еще до революции) и более поздними Югорской и Байкало-Амурской магистралями. Строилась она в самую что ни на есть сталинскую эпоху, частично в годы Великой Отечественной войны, и с 1942 года снабжала Москву и Ленинград воркутинским углём. Дорога построена на костях заключенных - но без неё не было бы Победы. История магистрали довольно запутанная: первой станцией на ней был Котлас, куда в 1895 году подвели железную дорогу из Перми - здесь пассажиры пересаживались с поездов на речные суда по Двине, Сухоне и Вычегде. Линия Котлас-Воркута строилась в 1937-42 годах, и была одной из самых страшных строек ГУЛага. Несколько раньше были построены лесовозные ветки Котлас-Гирсово (1897-99) и Коноша-Вельск (1929-34), а большая часть участка, о котором я расскажу в этой части, пущена в 1947 году - линия Коноша-Котлас на границе Архангельской и Вологодской областей. В 1948 году сооружена северная ветка Чум-Лабытнанги - часть несостоявшейся Трансполярной магистрали, а в 1950-70-е в Республике Коми линия обросла "усами" на Сыктывкар, Усогорск, Усинск, Троицко-Печорск... Но это уже другая история.
Первые полсуток пути в Воркуту поезд идёт по Архангельской железной дороге - через Сергиев Посад, Александров, Ростов Великий, Ярославль, Вологду... До Вологды дорогу протянули еще в 1872 году, до Архангельска - в 1898, причем до Первой Мировой войны она была узкоколейной.
На самом юге Архангельской области поезд достигает станции Коноша:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Здесь и начинается Печорская магистраль. Мрачноватый сталинский вокзал, обликом уже напоминающей о Крайнем Севере, соседствует с романтического вида водонапоркой:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

И явно дореволюционными деревянными домами:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Сама Коноша - довольно крупный (11 тыс. жителей) поселок городского типа, застроенный в основном бараками:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

А с путепровода хорошо видна развилка - Печорская магистраль отходит от Архангельской почти под прямым углом:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

К поезду здесь подцепляют тепловоз - электрификации дальше не будет. А вот так выглядит Архангельская магистраль с первых сотен метров Печорской:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Где-то здесь есть миниатюрная станция Коноша-2, которую я заснять не успел. Поезд теперь идет не на север, а на восток, и пейзажи вдоль линии - обычный Русский Север с деревнями на реках:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

И бесчисленными лесопилками:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Но в целом, здесь всё становится как-то иначе. Поезд идёт медленнее и ровнее, за окном почти не мелькают провода, но то и дело пролетает сизый дым от тепловоза. В двух часах пути от Коноши - Вельск, самый старый город на Печорской магистрали. Как пункт сбора дани с чудских племен он известен аж с 1147 года, с 1397 года - волостной центр, с 1560 - посад, а с 1780 - уездный городок.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Вроде бы, в Вельске неплохо сохранился купеческий центр, а в окрестных сёлах очень необычные деревянные церкви с огромными грушевидными куполами. Но железная дорога проходит по окраине (а провели ее сюда еще в 1934 году), и больше всего впечатляет огромный для такой маленькой станции и очень современный вокзал. Ничем подобным не может похвастаться ни одна из крупных станции на линии - Котлас, Микунь, Ухта, Воркута. Да и архитектура очень приятная - один из лучших образцов современного вокзалостроения в России.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Откуда он здесь и тем более зачем - загадка. Стоянки поездов короткие, город небольшой (24 тыс. жителей), крупных городов, которым Вельск мог бы служить аванстанцией, также нет.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Буквально через полчаса - станций Кулой в небольшом поселке:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Эта часть линии построена уже в 1942-47 годах, о чём напоминает характерный сталинский вокзальчик:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Просто вид кулойского перрона. Надо заметить, что в гораздо более бедной Архангельской области станции куда опрятнее, чем в нефтегазовой Республике Коми.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Следующие четыре часа дорога идет по довольно глухой местности - в общем, понятно, почему её построили лишь после войны. Часть станций в Архангельской области, часть в Вологодской. На некоторых (например, Ломоватка) сохранились следы узкоколеек. А станция Ядриха до недавнего времени была основными "воротами" Великого Устюга - одного из красивейших городов Русского Севера.
За Ядрихой начинается пойма Северной Двины, и на горизонте как средневековый замок возвышается элеватор Котласа:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Хорошо видна Троицкая церковь (1795-1806) в селе Вондокурье в стиле "устюжского барокко":

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь
В 2008 году она выглядела вот так.

А потом поезд въезжает на мост через Северную Двину. Неподготовленного человека её размер, особенно зимой, когда русло не отличить от поймы, повергает в шок - она гораздо шире Волги, Днепра и Оби, при том что в разы уступает им всем полноводностью:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Вдалеке автодорожный мост, построенный в 1997-2001 годах и позволивший "поселить" в Устюг Деда Мороза - до этого город был слишком труднодоступен для массового туризма.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Первая остановка - Котлас-Узловой, или Котлас-Узел:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Как уже говорилось, Котлас - старейшая станция Печорской магистрали: Пермь-Котласская железная дорога была введена в строй в 1895 году, и стала чем-то вроде так и не реализованного Белкомура (магистраль Беломорье-Коми-Урал) - связала бассейны Камы и Северной Двины. Конечная станция Котлас-Южный находится в небольшом аппендиксе, в то время как Котлас-Узловой - на основном ходу Печорской магистрали. Большинство поездов стоят на обеих станциях, причем на каждой по полчаса. Котлас-Узел известен своей торговлей - например, воркутинцы тут стабильно затариваются картошкой.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Сам же Котлас ныне довольно крупный по меркам Севера (68 тыс. жителей), но исключительно унылый город. Собственно, и городской статус он получил лишь в 1917 году, между двумя революциями. Но сложно найти другой город, столь же крепко привязанный к железной дороге. Например, на подходах к Котласу-Южному хорошо виден городской театр почти что у самых путей:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Вокзал Котлас-Южный (1957) - с явным отрывом самый большой на Печорской магистрали. В этот раз я его не заснял, поэтому ставлю кадр лета-2008, когда провел в Котласе несколько часов. Вокзал с тех пор почти не изменился - огромный, облезлый, тёмный и в состоянии бесконечного ремонта.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Между вокзалом и Северной Двиной - огромное асфальтовое пространство, где находится автостанция и почти не действующий речной вокзал. В прошлом именно здесь был перегруз с поездов на пароходы, один из которых - колёсный "Николай Гоголь" - по сей день курсирует по Северной Двине как круизное судно. На берегу Двины - церковь Стефана Пермского, построенная в 1825-29 годах, когда Котлас был еще селом.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Но ее присутствие и посвящение отнюдь не случайны. С 1379 года на этом месте известно зырянское селение Пырас, упомянутое в связи с тем, что сюда высадился Степан Храп, впоследствии более известный как Стефан Пермский. Миссионер из Великого Устюга, сын русского дьяка и зырянской крестьянки, в 1379-80 годах он обратил Малую Пермь (так называлась тогда земля Коми) в православие и в одиночку, почти бескровно, присоединил к России. Он создал уникальный алфавит коми "анбур" (вышедший из обращения в 17 веке), и по сей день считается небесным покровителем этого народа. А селение на этом месте так и стояло с тех времен, только в 17 веке из Пыраса незаметно переименовалось в Кодлас.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

В 2008 году, проторчав в Котласе несколько часов, я так и не догадался сходить за железную дорогу, где собственно и находится исторический центр. Пришлось наверстывать упущенной сейчас, за полчаса бегом по гололёду.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Центральная площадь Котласа с городской администрацией - вообще же, отснял я здесь очень мало, подробнее читайте у nordprod:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Но этот забег был необходим - в полукилометра от вокзала стоит здание, без которого рассказ о Печорской магистрали никак нельзя считать полным. Грандиозная на фоне окружающей серости сталинка - ни что иное, как управление Северо-Печорской железной дороги:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Суровый и неприступный вид очень уместен - по этому зданию видно и что дорога ведёт в глухую тайгу и Заполярье, и что её строили заключенные. Впрочем, здание использовалось по назначению недолго: в 1958 году Печорская железная дорога как отдельная единица была упразднена и включена в состав Северной железной дороги. Что именно здесь сейчас - я не успел посмотреть. Но надпись на фасаде сохранена:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

В общем, Котлас - настоящая "столица" Печорской железной дороги. Как в прошлом, так и ныне - не случайно большинство поездов тратят на него (две стоянки и переезд) более часа.
Далее железная дорога поворачивает на северо-восток, и идёт параллельно Вычегде, хотя и довольно далеко от реки.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Станция Сольвычегодск к заповедному городку с таким названием не имеет никакого отношения - как часто бывает на Севере, от станции до населенного пункта километров десять. Вокруг нее вырос посёлок Вычегодский, также известный как Новый Сольвычегодск.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Чуть дальше станция Низовка, обслуживающая город Коряжма, где находится крупнейший в России Котласский ЦБК. Впрочем, в самой Низовке моё внимание больше всего привлекли ТРУБЫ. Дело в том, что в Северной Коми сейчас идёт новая Великая Стройка - газопровод Ухта-Бованенково к крупнейшему газовому месторождению Ямала. Забегая вперёд, скажу, что и саму стройку из окон поезда прекрасно видно, а в Инте и Воркуте в связи с приходом газовиков чувствуется явное оживление. Ну а южнее - огромное количество труб, которые вскоре лягут в полярной тундре.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Еще через несколько часов после Котласа - поселок с таинственным названием Урдома.- последняя крупная станция перед границей Коми. Запомните облик этого вокзала - при всей своей унылости, это "фирменный стиль" Печорской магистрали дальше на севере.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

В самой Урдоме успел заснять краешек огромного "кладбища паровозов", уходящего куда-то в лес. Здесь эти старые машины постепенно утилизируют, распиливая на металлолом. Таких кладбищ в России немало. О нём, а также о довольно симпатичном памятнике лесотрактору можно прочитать у modelman, который был здесь в 2008 году (правда, пост не только про Урдому). В своём посте он предрекал, что уже в 2009 году дорежут последние из них - но пока кладбище паровозов тянется на километры.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

А от Урдомы всего 100 километров до станции Микунь:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Этот небольшой городок (10 тыс. жителей) - фактически, главные ворота Республики Коми для тех, кто едет сюда по железной дороге. И главный на ее территории перекресток, на рубеже 1950-60-х годов выпустивший два "уса". В 1958 году была пущена ветка в Сыктывкар - столицу Коми, а в 1961 открылся "ус" на Удору - глухой район в верховьях Мезени, населенный обособленным субэтносом коми. У меня были мысли съездить в "столицу" Удоры город Усогорск (станция Кослан), но единственный поезд из Сыктывкара прибывает туда в полночь.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Вообще, железная дорога Коми, хотя и входит в Северную ЖД, живёт своей особой жизнью. Тут и стиль оформления вокзалов немного отличается, а самое значительное отличие - нет пригородных поездов. Вообще никаких, даже дизелей и автомотрис. Лишь 600-е поезда, а точнее совокупность вагонов на Воркуту, Печору, Усинск и Троицко-Печорск, выходящая вечером из Сыктывкара. В Микуни я пересаживался с поезда Москва-Воркута на прицепной вагон Сыктывкар-Троицко-Печорск.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

И кстати, был я здесь поздно вечером, а кадры сняты опять же в 2008 году, когда я предпринял на редкость неудачную поездку в Сыктывкар. Местная достопримечательность - паровоз-памятник на привокзальной площади (в Котласе, кстати, такой же) из тех, что курсировали по этой дороге в самом начале:

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

Вдалеке видно единственное примечательное здание - ДК Железнодорожников. А сама улица, ведущая к нему - часть автодороги на Сыктывкар. 

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

О столице Коми и пойдёт речь в следующих двух частях. Кроме того, на полпути до Сыткывкара находится заповедное село Усть-Вымь, древняя столица и духовный центр Коми, где Стефан Пермский в 1380 году одолел языческого жреца и крестил зырян. Свой пост 2008 года об Усть-Выми я немного переделал - добавил несколько новых фотографий, расширил историческую справку, исправил ошибки. Советую прочитать и его - иначе многое в истории Коми будет непонятно.

Печорская магистраль. Часть 1: Коноша - Микунь

КОМИ-2011
"Упекли пророка в Республику Коми...". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. Общее.
Сыктывкар. Разное.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма и ее обитатели.
Ижемские сёла.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Общее.
Воркута. Частности.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.


P.S.
Всё-таки решил выкладывать серию сейчас, но не слишком быстро. Выложу что успею, а оставшееся (скорее всего всю Северную Коми) - по возвращении из Одессы.

Оставить комментарий

Maxim Molchanov 19.05.2013 16:59
автор наврал,ст Урдома-база запаса паровозов на случай войны.и тепловозом-при увеличении перевозок
Maxim Molchanov 19.05.2013 17:05
и кстати на Таросовей ,а Харасовей
грамотей хренов
Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вечером 28 марта в театре "Diligentia" в Гааге прошло балетное представление, организованное президентской четой Аргентины для членов королевской семьи Нидерландов по случаю завершения двухдневного государственного визита. ...
Снова жив и бью ...
Ровно 75 лет назад войска 3-го Белорусского фронта совместно с частями польской Армии Крайовой, подчинявшейся лондонскому эмигрантскому правительству Польши, освободили Вильнюс от немецких захватчиков. В операции принимало участие более 10 тысяч польских солдат и офицеров. В течение ...
Депутаты Европарламента большинством голосов («за» — 532, «против» — 84) приняли резолюцию об ужесточении санкций против России в связи с отравлением оппозиционного политика Алексея Навального, сообщил журналист радио «Свободная Европа» Рикард Йозвяк. В свою очередь журналист Би-би-си ...
Если посмотреть на старые фотографии советских очередей, то, кроме того, что они были почти за всем в том или ином виде, можно заметить еще один интересный момент. В очереди становились так, что один человек почти что касался другого. А по мере приближения к прилавку сгруппировывались ...