Ответ Чехову
bantaputu — 10.04.2022 Мiр продолжает спорить с Великой русской литературой. Других занятий у него нет. В силу относительной бездарности мiра спор проходит на повышенных тонах с применением насилия и подлости. Интересно, что мiр побеждает. Отвечать-то ему некому.Я получил комментарий, касающийся текущего мероприятия:
"Все-таки интересно: русскоязычный Чернигов укронацисты не сожгли. Это сделали российские освободители. Русскоязычный Харьков не сожгли. Российские освободители в процессе. Русскоязычный Мариуполь не сожгли. Российские освободители сами справились. Русскоязычный Херсон не сожгли. Русскоязычную меня, после того, как я уехала с Донбасса в этот бандеровский край, где и продолжаю разговаривать на русском до сих пор, - никто пальцем не тронул.
Таки все же очень интересно: от чего именно спасали крымчан и дончан? Что конкретно нам угрожало?"
Такой очевидно про-украинский и анти-российский взгляд на вещи вполне может быть свойственен нормальному, не сумасшедшему, не склонному к мизантропии и садизму, вполне даже доброму человеку, которого правильно обозначить как счастливого обывателя. Человек живёт своей жизнью и у него, в принципе, всё хорошо. Есть какие-то сложности, не выходящие за рамки обычных, есть какие-то причины быть недовольным своим правительством - опять таки, не в большей степени, чем любым другим правительством планеты. Но в целом этот человек довольно счастлив. Он живёт своей жизнью, которой ему никто не мешает жить, возделывает свой сад, по Вольтеру, и выращивает в нём - ну, необязательно вишню, а, допустим, крыжовник. У него есть его крыжовник и он счастлив. И я считаю, что он имеет право на это счастье. Претензии к людям за то, что они счастливы, мне совершенно непонятны.
И вдруг в его страну, в его город, может быть в его дом вламываются какие-то люди, которые начинают драку и кровопролитие, всё ломают и лишают обывателя его привычной жизни, а то и просто жизни вообще. И всё это они сопровождают ударами не молоточка по двери, а целой кувалды по голове несчастного обывателя, вбивая ему мысль, что пока он там растил свой крыжовник, где-то жили несчастные, которых мучили и убивали. Они говорят это себе в оправдание. Обыватель не верит этим людям и пребывает в уверенности, что если кого-то мучили и убивали, то в основном из-за этих "спасителей" самих. Возможно, эта уверенность основана не столько на анализе фактов, сколько не неприязни к вторженцам, но что есть, то есть. У человека была жизнь, а кто-то пришёл и испортил её. Этот кто-то что-то говорит, но разве обывателю нужны слова? Ему нужна его жизнь. "А Вы там, кто хочет подраться, летите за свой счёт на Луну и там деритесь."
Обывателю говорят: "восемь лет Донбасс, дети в подвалах, геноцид". По фактам обыватель может с чем-то соглашаться, с чем-то не соглашаться, но когда речь заходит о нём самом, он всегда способен сказать: "Почему именно Донбасс? А Сомали или Йемен, Чад или Ливия? Мне из-за всего мiра переживать? Я дал двадцать долларов в ассоциацию спасения китов; отстаньте уже от меня. И не надо вот этой Вашей достоевщины: "Мiру ли провалиться или мне чаю не пить?" Мiру провалиться - в конце концов я просто человек и не обязан нести на плече весь этот ваш мiр. И ни от кого я не требую того же самого. "Hey, Jude, don't carry the world upon your shoulder." Я живу и даю жить другим. И не надо мне говорить, "что я мерзавец, подлец, себялюбец, лентяй". Я хороший человек, я не желаю людям зла, я не делаю подлостей и я тружусь в поте лица своего. Идите уже ко всем чертям с Вашими "нравственными требованиями", выдуманными Вашими "великими писателями". Уходите как можно дальше, и войска свои с собой забирайте. И не надо этого Вашего "мiру провалиться" - если он провалится, то скорее из-за Вас, а не из-за меня. Провалитесь уж лучше Вы, "спасители", мiру лучше станет. "Мiру провалиться", ха. "Русскому мiру" точно провалиться".
Так может сказать не злодей, не нацист, даже не националист и совсем не обязательно русофоб. Это может быть обычный человек с довольно таки адекватной реакцией на простые факты, относящийся к чужим проблемам как к чужим проблемам. "Где-то плохо, но я продолжаю возделывать свой сад. Прикажете перестать? А есть мы что будем?" Тут кто-то приходит, топчет все пряники и говорит что-то про нравственный долг перед какими-то посторонними обывателю людьми. Пришедший воспринимается как источник зла и трудностей. Обыватель злится, если в его дворе яму выкопают, чтобы водопровод починить. А тут не яма, а всю страну разрушают, и всё это ради водопровода в далёких Донецке и Крыму. Обыватель не просто злится, он посылает проклятия и даёт двадцать долларов в Ассоциацию убийства русских.
И это, дамы и господа, довольно таки нормальная реакция. Не единственно возможная, но естественная. На слова: "Мы защищаем тех-то и тех-то" обыватель с полным правом ответит: "А меня кто от Вас защитит?"
Нравственность как повод для создания проблем не просто уязвима, а очень уязвима. Только умственно отсталые считают, что все должны бросить всё и бороться за тех, кому недоплатили - и идут в коммунисты. Лекарство от слабости аргументов нравственности есть - цинизм. Но этот рецепт работает только у сильных, способных продавить своё решение и вознаградить присоединившихся.
Думаю, что всегда и везде следует исходить из убеждения, что нам никто и ничего не должен, в нравственном отношении в первую очередь. Если мы хотим чего-то добиться, нужно либо подкупать людей, либо открыто ломать их волю. Второй путь предполагает умножение врагов вплоть до катастрофического для нас числа, но нельзя сделать омлет, не разбив яйца. Кто боится, пусть делает это в отставке.
|
</> |