Октябрьские размышления

На пенсии я уже давно. Как-то незаметно набежало 8 лет. А я ведь не только в детстве и в юности, я и потом, до самой пенсии не думал, что когда-то не буду работать, не планировал я уходить когда-либо на пенсию. И не ушёл бы, если бы не Перестройка (чубайс ей в самые дерипаски).
Сохранилось у меня рабочее отношение к календарю: мысленно делю год на кварталы и продолжаю считать самыми продуктивными месяцами октябрь и март. Вот сейчас октябрь... Холодно, мокро, темно... В памяти октябрь - это гул кондиционеров, мигающие индикаторы на пульте, бегают девчушки с магнитными дисками и лентами, с треском лезут из АЦПУ полотенца распечаток... Причём, последние годы, примерно с 1986, было уже не так: задачи разбежались по дисплеям, а потом по персоналкам, но в памяти осталась картина большого машинного зала. Октябрь - это время интенсивной работы, но ещё без спешки, без нервотрёпки, без ругани с начальством.
Сегодня часов до 11 стоял туман. С деревом и гвоздями работать было мокро и холодно. Я решил убрать недозревшую фасоль и подсушить её в стручках на решётке над печкой. До потребительской зрелости дотянет, а на семена я возьму ту, что уже поспела. После полудня немного всё-таки постучал молотком, а в обед сходил за хлебом в сельмаг. Фотик с собой брал, но ничего не попалось, кроме сосен.


То есть, прояснилось сегодня поздно, а стемнело рано. Посему я листал интернет и налетел на интересное высказывание патриарха Кирилла о теории Дарвина. Если помните, один думец (не хочу знать и помнить его фамилию) пару дней назад предложил исключить теорию эволюции из школьного курса. Я не исключаю того, что он полный дубень, но скорее он бежит впереди паровоза, надеясь на то, что власти и Церковь погладят его по головке и дадут денег на бутыльброд. Тенденцию на оглупление школьников (вспомним Мединского) он схватил правильно, а то, что он её очень примитивно понимает, он считает демонстрацией своей лояльности. Но Кирилл не поддался соблазну изобразить из себя тупого мракобеса. Прочитайте, как он среагировал на провокацию:
«Бог создал потрясающую Вселенную, он вложил в нас способность к развитию. Иногда говорили, что эволюция против, так сказать, Божьего замысла - она не против Божьего замысла, она свидетельствует о невероятном Божественном замысле, когда человек своими силами, опираясь на внешние факторы, может развиваться таким образом, как это произошло в результате эволюции. Поэтому для меня эволюция —Дарвин, кстати, тоже был очень верующим человеком — никогда не была фактором антирелигиозных аргументов.»
Я плохо отношусь к клирикам, и рыночно-буржуйский апологет Кирилл - не исключение, но Кирилл - умный человек и опытный политик. Замечу только, что в работе Дарвина (я её, представьте, читал) я не заметил следов теизма, хотя я тогда был на 40 лет моложе, мог пропустить. Кстати, своим электронным друзьям я рекомендую прочитать Дарвина, но не "Эволюцию", а "Путешествие на Бигле" - замечательно написано, интересные сведения и прекрасный язык.
На мой взгляд упёртые канонические аврамисты могут обвинить Кирилла в ереси, но здесь есть один объективный факт. Бога человек создавал по своему образу и подобию, и одной из важнейших причин его создания - было возложить на Бога слежение за соблюдением законов и понятий нравственности (так как иначе пришлось бы держать большой иерархический аппарат полиции). Но набор законов божиих определялся местом и временем образования религии. Поэтому Ветхий завет, созданный евреями для евреев четыре тысячи лет назад, не может буквально быть законом в современном обществе.
Для меня загадка, почему попы до сих пор картину рая рисуют на основе мечтаний рабов, для которых безделье было высшим, недостижимым удовольствием. В народных ("языческих") религиях это не так: "поля вечной охоты" не предполагали безделья. С закрепощением тружеников мечта о безделье стала привлекательной. А сейчас?
|
</> |