Окрошка пошла по политической статье
p_syutkin — 27.06.2019Процесс декоммунизации, развернувшийся во многих пост-социалистических странах был непрост. И наталкивался как на действительно важные проблемы «оздоровления» общества, так и на совершенно комические случаи.
Волею судьбы в Украине под разрушение социалистического наследия попала… окрошка. Сам с удивлением прочитал об этом на российском портале, принадлежащем РИА Новости, но деликатно названном Украина.ру. Вообще, конечно, материал Андрея Манчука занятен именно своим назамутненным невежеством. Там и о Елене Молоховец, благодаря которой об окрошке узнали в России. О том, что «популярная сегодня окрошка ведет свое прямое происхождение от старинного блюда ботвиньи, которое изготовляли на кислом квасе». О том, что «само это название (окрошка) стало общеупотребительным только в начале ХХ века». В общем, ровно то, что получается, когда журналист считает себя разбирающимся в любом материале лучше специалиста. Бывает.
Обилие подобных глупостей о прошлом невольно заставляет и сильно сомневаться в утверждения автора относительно более близких эпох. Что-то мне подсказывает, что в отличие от мнения РИА попала окрошка в Украину задолго до Советской власти.
Но, конечно, аргументов против последнего утверждения у меня просто не оказалось. Дело в том, что слово «окрошка» использовал В.И.Ленин для объяснения чего-то там политического в работе «Материализм и эмпириокритицизм». И следуя логике РИА Новости, на этом основании депутаты могут запретить ее в Украине. Видимо, запрет нормальных сыров и теперь и грузинских вин в России оставил уже пожизненный след в мозгу российских пропагандистов. Они и двадцать лет спустя будут приписывать этот милый грешок всем окружающим.
При этом нельзя сказать, что под нож декоммунизации в Украине, действительно не попадают те или иные продукты. Вот только речь идет не о щах, окрошке или бефстроганов, а о торговых марках, имеющих связь с коммунистическим прошлым. Так, «советское» шампанское официально переименовали согласно декоммунизационному закону. Та же судьба постигла «московскую» колбасу, демонстративно переименованную на Ивано-Франковщине в «бандеровскую». А не далее как в апреле текущего года Николаевская областная администрация убрала слово «стахановский» из названия местной марки хлеба. И это действительно, собственное дело украинцев.
Кстати, ровно такие же процессы шли в Европе многие столетия. Вспомните, Великую французскую революцию. После нее куда-то исчезли блюда, названные в честь королевской династии (потом вернулись). А великий повар Мари-Антуан Карем (еще в молодости) был вынужден изменить свое имя (очевидно, подразумевавшее отсылку к Марии Антуанетте). В общем и действительно в 1790-х года жить с таким именем во Франции были примерно, как с именем Адольф в Советском Союзе в 1941-м. Так и образовался гражданин Антонен Карем.
Да и наша собственная история оставила немало комичных картинок этого процесса «отречения от старого мира». В советской кухне были вещи профессиональные, поварские. Которые часто делались качественно и на совесть. А были и те, что привносились туда из политической и идеологической области. С которыми специалисты могли только сосуществовать и подчиняться этому диктату. Вспомним череду смешных переименований наших блюд в конце 1920-х годов, когда суп «прентаньер» стал весенней похлебкой, а «битки по-казацки» превратились в битки под томатным соусом. Ну не любили тогда воспоминания о казацкой плетке.
Вы спросите, плохо это или хорошо – то, что происходит сегодня с кухней в Украине? Попробую объяснить:
Любая национальная кухня – это сложный культурный объект, которому время от времени действительно нужна встряска. Чтобы по-новому посмотреть вокруг, переоценить свое прошлое, найти пути в будущее. По сути дела, здесь разворачивается такая же самая эволюция, как, к примеру, в животном мире. Вот тараканов все в жизни устраивает, и они миллионы лет живут, не тужат. Только скучно живут. А какой-то маленький теплокровный зверек все искал где получше, подстраивался, развивался. Отвечал на вызовы окружения. И в результате через те миллионы лет превратился сначала в обезьяну, а потом и в человека.
Вот и любая национальная кухня тоже должна проходить через эти кризисы. А они могут быть разные – голод и климат, война и смена политического режима… Все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Иначе и мы до сих пор ели бы «святую русскую репу», да нахваливали.