Одна фуражка
olga_srb — 09.07.2017 Политическая жизнь – последнее, что вызывает у меня интерес, поскольку я предпочитаю то, что правдиво, тому, что построено на разнообразных искажениях. Однако в политике есть нечто, что периодически привлекает мое внимание: поведение людей – то, которое случайно попадает в кадр.Детали – вот в чем проявляет свою сущность человек. Внезапные реакции, незапланированные действия, случайные реплики, короткие жесты, бытовые привычки – все это и есть то настоящее и истинное, что составляет психологический портрет человека.
Можно тщательно отрепетировать вход в зал, можно элегантно развернуть на коленях льняную салфетку, можно виртуозно вскрыть панцирь омара и разломить булочку, а потом привычным, а потому неконтролируемым, движением смахнуть хлебные крошки на пол… Всё. Отрепетированный аристократизм летит на пол вместе с крошками!
Так вот – о политике.
Политику делают политики – это очевидно.
Политики – это мужчины и женщины, жизнь которых не столь сильно отличается от жизни их сверстников, далеких от политической сферы. Если рассматривать жизнь по существу, разумеется. Политики стремятся контролировать свои поведенческие проявления и презентовать себя в наиболее выгодном ракурсе, постоянно помня о том впечатлении, которое они желают произвести. Я уверена, что так стараются вести себя все публичные персонажи – на всех уровнях и во всех странах.
Покидая одну из американских авиабаз, Дональд Трамп попытался помочь одному из пехотинцев выйти из неловкой ситуации: он наклонился и поднял фуражку, слетевшую с головы военнослужащего из-за сильного ветра. Этот эпизод попал в камеру (я думаю, потому что снимается все, что связано с президентскими визитами) и был растиражирован по всему миру. Разумеется, комментарии к этому короткому эпизоду были диаметрально противоположными: от восхищения поведением лидера до насмешливого замечания о победе ветра над президентом. Дело не в комментариях, поскольку они относятся не к Трампу, а к культуре комментаторов - дело в деталях!
Совершенно очевидно, что ситуация не была намеренно подстроена, поскольку такой сильный ветер не только сорвал фуражку пехотинца, но и прилично взъерошил шевелюру президента, который вряд ли мечтал предстать перед всем миром в непричесанном виде. Однако, несмотря на «закадровость», в ситуации, когда простой человек оказался в неловком положении, президент счел нужным наклониться и поднять головной убор. Не сердито сдвинуть брови, выражая недовольство нарушением регламента, а сделать «непрезидентское» движение и поднять фуражку.
В его жесте была снисходительность, но - не высокомерие; была некоторая ирония, но - не «директорский снобизм». Этот маленький эпизод можно рассматривать как большой рассказ о мужчине, в настоящее время занимающем серьезный пост.
Допустим, все было иначе: эпизод был построен с целью создания положительного имиджа президента. Предположим, что физически развитые ассистенты спрятались за военным вертолетом и дули изо всех сил, нагоняя ветер, а еще один ассистент намеренно дернул за веревочку, привязанную к фуражке этого бедняги-пехотинца.
Или промежуточный вариант: никто не дул, фуражка слетела самостоятельно, но этот эпизод имиджмейкеры намеренно популяризировали с той же целью: создать образ.
В любом случае, важно, что такой образ воспринимается американскими политиками как позитивный и соответствующий представлениям граждан о том, «что такое хорошо, что такое плохо». Эти политики не стремятся создать образ «рэмбо», или «небожителя», или «царя-батюшки» - эти образы не найдут отклика в сердцах зрителей.
Да, незначительные эпизоды очень важны. Важнее значительных.
И как бы высоко не поднимался человек по политической лестнице, чемодан привычек и базовых представлений он несет с первой ступеньки.
|
</> |