Образовательный ценз
mikaprok — 19.04.2020«CV»
В связи с разговором о Элизабет Уоррен и нескольких других кандидатах на должность первого лица Белого Дома, захотелось дать комментарий о формальном образовании претендентов.
Он длинный и, думаю, мало кому интересный.
Издержки профессиональной деятельности.
Стороннему наблюдателю масса академических регалий и пространные беседы на экономические темы очередного выступающего могут показаться преимуществом, но на самом деле они говорят об отсутствии бюрократической поддержки. «Нечем крыть».
Здесь мы видим важную черту американской политики, неизменной на протяжении последних 100 лет: слишком образованные не нужны.
Нужна гигиена.
В роли арбитра должен быть знающий человек из среды, но не тот, кто тратит время на получение лишней информации. Для этого припасены эксперты и специализированные think-tanks.
Силы необходимо распределить на всю дистанцию, а не израсходовать на достижение званий, которые не окупятся.
Из 45 президентов США у 25 нет Master Degree в современном значении слова. Понятно, что в глубине веков само понятие высшего образования не имело сегодняшнего значения. Более того, даже до конца 60-х годов XX века оно было украшением на щите, а не его обязательной бюрократической деталью.
Если брать XVIII - XIX века, то в колледжах (аналоге высшего образования) не учились 7 человек.
Считая тех, кто учился, но не закончил – 11 человек (44% от всех президентских позиций до начала XX века).
Например, у Вашингтона было хорошее среднее образование и начатое высшее. Причиной оставления колледжа называются семейные обстоятельства (сомнительно).
У самого цитируемого американского политика всех времен Линкольна («мудреца» и «оратора»), как известно, вообще не было никакого формального образования. Именно поэтому водят вокруг хороводы, приписывая ему задним числом цитаты из Руссо-Вольтера-Платона.
У двух человек в XX веке, Вудро Вилсона и Теодора Рузвельта, нет аттестата о среднем образовании, но есть высшее. Понятно, что это суррогат в случае Рузвельта и +/- полноценное образование для Вилсона. Кстати, последний – единственный американский президент с научной степенью (обычной, а не «почетной»).
Опускаем предания старины глубокой и берем ситуацию с 1920-х по 2020-е, отражающую современные реалии. Что мы видим?
Если отсчитывать от Вудро Вилсона, то без полного законченного высшего образования по схеме 4+2 мы видим шестерых.
Все они республиканцы.
Последние три:
- Рональд Рейган;
- Джордж Буш-старший;
- Дональд Трамп
В высшем образовании важна непрерывность получения знаний и отсутствие переводов из одного ВУЗа в другой, за которыми часто кроются манипуляции.
Таковых переходов-переводов было 5 в XX веке.
Последние два … у последних двух президентов: Обамы и Трампа.
Кто по профессии американские президенты?
У подавляющего большинства гуманитарное образование.
Можно выделить наиболее крупные группы:
- политика, история, педагогика, социология – складываю вместе, потому что до определенного момента это могло быть одной специальностью (42%)
- юристы (26%);
- военная школа (9%), при этом профессиональным военным был 1 человек – Дуайт Эйзенхауэр. У Трампа, напомню, среднее военное образование;
- бизнес-администрирование (4%)
Общее замечание по поводу среза данных.
Тотально недооценивается значение закрытых школ.
Из 45 человек 19 учились в private liberal arts colleges (42%).
Значение престижного высшего образования, напротив, несколько преувеличено.
Имеют отношение к:
- Гарварду - 8 человек, причем 6 до середины XX века.
- Йелю – 5 человек, 4 в XX веке.
- Колумбийскому – 3;
- Принстону – 2;
- Стэнфорду – 2.
Элитарное среднее образование (формирование семейных связей) важнее элитарного высшего (системы закрытых клубов).
N.B.: Почему никто из местной номенклатуры не любит Трампа?
Ответов может и должно быть много, но вот версия, прямо вытекающая из его резюме: для Администрации он чужак. Дональд из неэлитной казармы, учился в ВУЗе чуть ниже уровнем, чем положено в таких случаях. На госслужбе не был. Ему нечем компенсировать отсутствие связей, кроме, собственно, нью-йоркских контактов его отца. Это помимо всего остального букета.
Например, Рейган (другой «негений») имел записную книжку с телефонами бюрократов Чикаго, традиционной кузницы политических кадров США, благодаря учебе в закрытой школе.
Возьмем еще один случай. Скажем, нелюбовь к Бушу-младшему. Откуда она?
Он не планировал заниматься политикой и пошел в крупный бизнес. Образование было ориентировано именно на это. Занятие, кстати, по американским меркам более престижное. Однако, руководствуясь определенными причинами, на которых сейчас не стоит останавливаться, местные кланы передумали и забрали под него чужую квоту на публичное представительство. Несправедливо.
Требования к образовательному цензу постоянно повышаются, пропорционально демократизации высшего образования и расширению круга претендентов из элитных школ.
Например, в середине XX века престижной школы и престижного ВУЗа было более, чем достаточно. Где-то даже перебор.
Сейчас уже необходимо быть по меньшей мере лектором и уметь писать сложноструктурированные документы, дополнительно к элитарному образованию.
При этом Лоуренса Лессига выбирать президентом было рано в конце 90-х, а сейчас, пожалуй, уже и поздно.
Идеальная кандидатура в ситуации 100% управляемости:
- 55-60 лет,
- юрист,
- учился в liberal arts college и в престижном ВУЗе без переводов и академических отпусков;
- 3-5 лет карьеры по профессии, 25 лет госслужбы (минимум половина – на выборных должностях);
- приглашенный лектор в ВУЗе или НИИ;
- сам (от себя) пишет речи и составляет повестки встреч.
Большего не нужно, но и меньшее крайне нежелательно.
https://telegram.me/mikaprok
|
</> |