Родина плохого
mikaprok — 01.04.2020«Листая старые тетради»
Года эдак три назад мы уже поднимали тему взаимодействия американо-японских корпораций и китайского кинематографа. Vice versa.
Там в частности сквозит очевидная мысль: госкапитал КНР прикладывает зримые усилия к насаждению определенного идеологического ландшафта. Не без ошибок и явных ляпов, но по-восточному последовательно и упорно.
Надо сказать, точно также они поступают и с международными продуктами, в частности, изготовленными американскими коллегами.
КНР гигантский (один из двух крупнейших) рынков дистрибьюции кино в мире. Поэтому в ЕС и США существуют специальные комиссии, оценивающие отношения с китайской территорией.
Они ежегодно генерируют отчеты о происходящем, не без стеснительных умолчаний и саморекламы, но тем не менее раскрывающие некоторые важные детали социально-политических процессов.
Коих много.
Например, в них освещаются особенности китайской цензуры и как под них адаптируются крупные продюсерские центры в США.
Для начала, абсолютно любой сценарий крупного блокбастера проходит предварительное одобрение комиссией, в которую входит представитель ассоциации прокатчиков КНР.
Он подсказывает, насколько сюжет корректно отражает идущие в его родной стране процессы и подходит ли он для широкого показа.
Такая практика существует с начала 2010-х и по мере роста рынка это влияние только усиливалось.
Причем делается не pre-seed стадии, до выделения бюджета кинокартине.
Игнорирование рекомендаций подобного «культурного аудитора» дорого обходится производителю.
С точки зрения правил-регуляций Китай находится между двух огней в комфортной серой зоне.
Страна много лет игнорирует шанс поговорить о возможности распространения правил ВТО на собственный кинорынок.
Не безосновательно. По этой причине умудряется диктовать всем свою волю без малейших попыток сопротивления.
Например, в конце 90-х, когда практика советов была неформальной, КНР из-за картин «Кундун» и «Семь лет в Тибете», некорректно отражающим жизнь «свободного горного народа», заблокировал вход на свой рынок не только Walt Disney, Sony Entertainment, но и даже режиссерам-продюссерам-актерам, занятым в производстве. Бред Питт и Мартин Скорсезе еще 3 года служили пугалом для всех без исключения фильмов, к которым они имели отношение.
Ровно такая же история приключилась с относительно недавней «Малефисентой». К сожалению, Анджелина Джоли умудрилась высказаться о Китайско-Тайваньских взаимоотношениях. Напросилась.
Она сама была лишена %% с проката своих картин в КНР, а Disney получил предупреждение немедленно дать опровержение и откреститься от слов актрисы. Что и было исполнено.
Дабы попросить прощения у китайской публики г-жа Джоли со всей семьей в собственный день рождения поперлась в Шанхай и там резала торт 12 часов подряд, угощая им посетителей супермаркета.
Если кинокартина изготавливается независимыми продюсерскими центрами, то она проходит цензуру в момент постпродакшена с непосредственным участием американского (европейского) владельца прав.
Скажем, в ремейке восьмилетней давности фильма 1984 (!) года «Красный рассвет» на территорию США нападают китайские войска и «простые американцы» оказывают им яростное сопротивление. 35 лет назад, разумеется, фигурировала тогдашняя Империя Зла (USSR).
На монтаже китайцы были заменены на северных корейцев :-)
Ровно та же история приключилась с «Падением Олимпа» следующего года выпуска.
Но самое интересное: редакция последней мили. Нейминг-обстоятельства-сценарные нюансы.
Государственная цензура КНР вычеркивает все мелкие упоминания страны в критическом свете.
Причем последовательно и всегда. Где-то получается делать это на этапе подготовки картина, а где-то режут уже после.
Знаете, какие две тематики лидируют по упоминанию Китая в американском кино?
1) Химическое (оружейного) производство, где случается нежданно-негаданно авария или выпускают смертоносное оружие. Впервые это стало популярным еще в 80-е.
Так история “Робокопа” показывает настойчивые попытки переместить месторасположение оружейного конгломерата (отрицательный фон) в любую другую азиатскую страну.
Всего таких картин было на момент 2018 г. – 152.
2) Внимание: распространение смертоносного (генетического) вируса откуда-то из центра Китая на весь мир, вызывающего пандемию и катастрофу.
Удивительно, но задолго до SARS подобные экивоки были в порядке вещей.
Последний случай явного табу – «Война Миров Z».
Попыток установить Поднебесную в качестве колыбели вируса было 211.
Причем в самых разных контекстах. К месту и не к месту.
Т.е. это не творчество сценаристов, а идеологическая установка сверху.
https://telegram.me/mikaprok
|
</> |