Образование — труд или развлечение?

Учеба – это не труд, - говорят мне. Утверждать, что учеба – это труд – это даже глупо. Почему? А потому, что учебу можно сделать интересной, а не тяжелой. А если какой учитель не смог, то он унылый надзиратель, а не учитель. Так что смотрите, глупые, я сейчас вам расскажу, как можно заинтересовать детишек путем проведения игр и веселых шоу. Что, съели?
Это я пересказала содержание одного поста, который появился, надо полагать, в ответ на серию моих и Лелиных постов про образование.
И ведь хорошо же звучит, правда? Ну все равно как лучше быть здоровым и красивым, чем бедным уродом. Спорить сложно. Но я попробую.

Во-первых, тут сразу же неверный тезис. Труд в глазах автора – это по определению нечто ужасное – тяжелое, скучное и унылое. Прямо-таки отвращение к этому слову проскальзывает. Детишек трудиться заставляют – вот же, нехорошие люди. Не надо им, детишкам, трудиться, им надо играть. И вообще – образование – это исключительно проблема учителя. Путь он сидит и выворачивается наизнанку, чтобы каждого заинтересовать. А мы посмотрим и покритикуем. Или похлопаем в ладоши – ах, какой молодец, творчески подошел, сумел ребенка зацепить.
Чувствуете, к чему я клоню? А к тому, что в данном случае мы видим типичное представление об образовании, которое сложилось у нас в последнее время. Как об услуге. Так и пишут везде – образовательные услуги. А что такое услуги? Есть тот, кто их предоставляет (учитель), а есть – клиент (ученик). Который ничем никому не обязан. Наоборот, это задача учителя – заинтересовать, убедить, удержать. А клиент – он всегда прав. И под него надо подстраиваться. Ну и что, что таких клиентов много? Не сумел – хреновый из тебя учитель. Некачественный. Несите другого.
Знаете, почему такой подход неверен? По одной простой причине. Если вы, к примеру, идете в салон красоты получать услуги, то вы точно никому ничего не обязаны, кроме денег. Платите, садитесь в кресло, объясните, что вам надо и дальше- это проблемы и зона ответственности мастера. Вы в этом процессе участия не принимаете.
С образованием это так не работает. Мало его дать, его надо уметь получать. Учиться, прилагать усилия, чтобы запомнить текст, даты, чтобы вникнуть в правила, суметь их применить. Это работа обеих сторон.
Нам же предлагают некоего пассивного деточку, перед которым должен бегать этот несчастный «предоставитель услуг» и из кожи вон лезть, чтобы деточка соизволил хотя бы его выслушать. А деточке скучно и не интересно. Плевать он хотел на терзания князя Болконского, и интегралы ему по барабану. Деточке внушили, что он всегда прав, клиент же. Что у него есть свое мнение и он никому ничего не должен. Это ему все должны. Не заинтересовали? Плохо услугу предоставили. Некачественно. Во всем виноват учитель. А деточка, он просто еще маленький, ему надо сделать интересно.
А теперь пошли дальше. Вот вырос такой дитятко, которого все развлекали и заинтересовывали. И даже полюбил он какой-то предмет, и все там понял, и ему очень интересно. И пошел он в вуз. И даже поступил туда. А дальше – вот сюрприз-то. Система поменялась. Ни в одном вузе преподаватель не будет за вами скакать и трясти пробирками, чтобы заинтересовать. К этому времени подразумевается, что ребенок умеет самостоятельно работать с большим объемом текста (без предварительных плясок с бубнами) и даже делать определенные выводы и оформлять их в некоторые работы. Письменно желательно. И желательно без ошибок. И никто не будет из кожи вон лезть, проявляя чудеса педагогики. А ребенок, увы, не умеет.
Да, ему интересно. Ему нравится предмет, и он даже его понимает. А вот дальше – надо работать. Высшее образование – это всегда сложно. Более того, там вас учат не только тому, что вам нравится. Предметов много, и неизбежно будут такие, которые вам не совсем интересны. И что тут делать? Кричать – мне это не нужно? Я собираюсь изучать современную литературу, к чему мне знание латыни, к примеру?
Программа в школе и вузе – это не просто случайный набор предметов. Где можно выбирать – тут мне весело и нравится, а тут мне не интересно, не хочу-не буду. Всегда, у самого умненького ученика будут предпочтения. И никто не сможет одинаково интересоваться всеми предметами без исключения. Просто потому что что-то дается легче, а для чего-то придется напрячься. Более того, даже самые любимые предметы в процессе усложняются. И одно дело весело объяснить таблицу умножения, а другое – какой-нибудь интеграл, тут даже самой светлой голове придется попотеть, чтобы усвоить материал. Поработать. Заняться тем самым ненавистным трудом. Но мы же не привыкли напрягаться? Мы хотим легко и весело, с песнями и играми.
Я это к чему. К тому, что процесс обучения – это не про то, что один из кожи вон лезет, чтобы научить, а второй сидит и ничего не делает. Это работа обеих сторон. И ученик тут не клиент парикмахерской, который просто сидит и следит, чтобы мастер выполнил все его хотелки. Он такая же сторона процесса. Знания надо УМЕТЬ получать. А это всегда труд. Иногда интересный и приятный (да, он таким бывает), а иногда надо напрячься.
В любой самой любимой и интересной работе есть вещи, которые даются хуже. Вот я, к примеру, когда пишу – всегда говорю, что это для меня самое большое удовольствие. Но если вы думаете, что для нас с Лелей это просто такая веселуха, то я вас разочарую. Иногда приходится делать вещи очень трудные, и не всегда приятные. Надо изучать материал, от которого я, к примеру, впадаю в ступор. Надо писать планы, которые я ненавижу. Но надо. Без этого никак. И если бы я не прошла школу, гимназию и два университета, я бы вряд ли смогла это делать. Просто не получилось бы. Спасовала бы перед огромным объемом информации. Начала бы все лепить на коленке, от фонаря. И даже легкие детективчики – это тоже работа. Далеко не всегда приносящая исключительно удовольствие. Текст надо вычитывать, корректировать, сюжет надо разрабатывать, увязывать все детали, устранять нестыковки. Это ТРУД. Иногда очень интересный, иногда сложный и муторный. Но одно без другого не работает.
Тут еще, конечно же, можно написать, что условных макаренко на всех не напасешься. Но дело тут не в Макаренко. Потому что никогда, ни при каких условиях и даже в самом идеальном мире не получится всех учителей сделать гениальными педагогами от бога, да еще и с артистическими задатками массовика затейника. И вот тут я скажу очень крамольную вещь. И не надо! Потому что образование – это не про гениального учителя, это про систему. В хорошо отлаженной системе качество полученного образование не должно целиком и полностью зависеть только от личности и таланта одного учителя. Достаточно, чтобы учитель просто был крепким профессиональным середнячком. Потому что в хорошо отлаженной системе – ученик так же заинтересован в получении результата. И работает над ним вместе с учителем. А не сидит с попкорном за партой, ожидая пока ему сделают интересно. И даже родители участвуют в этой схеме. Но не так, как многие думают – не сидит вечерами со своим дитятком, объясняя ему то, что недообъяснил учитель. Задача родителей замотивировать ребенка, объяснить ему, что образование – это его обязанность. И что, если он хочет чего-то достичь, ему придется приложить к этому усилия. И вот если все три участника процесса сработали удовлетворительно, тогда все будет хорошо.
Никто не говорит, что уроки должны быть непременно скучными и тяжелыми. И, конечно же, многое зависит от учителя. И учитель может делать свою работу формально, без огонька, а может устраивать из уроков развлекательные шоу. Но если есть система, то не так уж важно, как именно дает материал учитель.
А пока мы будем относится к образованию, как к услуге, мы будем получать на выходе ленивых балбесов, уверенных в том, что ему все должны. И считающих труд – чем-то неприятным и ненужным.
|
</> |