Об экономике времени
maiorova — 28.08.2017 Продолжаю одолевать "Дорогих детей" А.С. Шадриной: великолепное исследование (кстати, уважаемая v_s_e_horosho, вас там цитируют!), требует от аудитории много-много шевелить мозгами. Ну, я и шевелю. Другого выхода нет. Вот, например:Сендхил Муллайнатан и Эльдар Шариф считают, что существует три типа бедности:
- бедность, связанная с нехваткой денег,
- бедность, связанная с нехваткой времени,
- и бедность как результат комбинации двух первых факторов.
Погоня за дедлайнами лишает возможности отдыхать, решать другие задачи и строить планы, разъясняют учёные. Иначе говоря, если вся когнитивная энергия уходит на решение безотлагательной проблемы, будущее остаётся без инвестиций, замыкая круг бедности.
Таким образом, дефицит времени -- это невидимая часть бедности. Чем меньше времени в доступе, тем меньше денег можно заработать. При этом количество денег, имеющихся в распоряжении, определяет наличие высвобождаемого времени.
Погуглила я этих Муллайнатана с Шарифом и открыла для себя новую область знания: экономику времени. Тайм-экономику, если можно так выразиться по аналогии с тайм-менеджментом. Такая задачка из новооткрытой области, точнее, две задачки:
Первый сценарий. «Вообразите, что вы весь день ездите по магазинам. Вам нужно купить, помимо всего прочего, DVD-проигрыватель. Под вечер вы оказываетесь в магазине, где нужная модель вашего любимого бренда стоит 100 долларов. Цена подходящая, но сегодня вы видели цены и получше: в другом магазине такой же проигрыватель стоит 65 долларов. Но, чтобы попасть в этот магазин, вам нужно сделать 30‑минутный крюк по дороге домой. Как вы поступите: купите проигрыватель за 100 долларов и поедете домой либо сделаете крюк, чтобы купить проигрыватель за 65 долларов в другом магазине? Подумайте, прежде чем ответить».
Второй сценарий. «Вообразите, что вы весь день ездили по магазинам. Вам нужно купить, помимо всего прочего, лэптоп. Под вечер вы оказываетесь в магазине, где нужная модель вашего любимого бренда стоит 1000 долларов. Цена подходящая, но сегодня вы видели цены и получше: в другом магазине такой же лэптоп стоит 965 долларов. Но, чтобы попасть в этот магазин, вам нужно сделать 30‑минутный крюк по дороге домой. Как вы поступите: купите лэптоп за 1000 долларов и поедете домой либо сделаете крюк, чтобы купить лэптоп за 965 долларов в другом магазине? Подумайте, прежде чем ответить».
В обоих сценариях предусмотрена возможность выгадать 35 долларов, потратив лишних 30 минут на дорогу. И что же отвечают участники эксперимента? Оказывается, большинство готово сделать крюк ради DVD-проигрывателя, но не ради лэптопа. Это противоречит стандартной экономической модели. Ведь, по идее, «курс обмена» времени на деньги должен быть неизменным, но здесь он очень волатилен. Чтобы в этом удостовериться, попросите участников назвать конкретную сумму, ради которой они готовы сделать крюк по пути домой. Это позволит высчитать, как дорого люди (подсознательно) ценят свое время. Результаты умопомрачительные: варьируя цену, можно изменить стоимость одного часа с 5 долларов 64 центов (у тех, кто приценивается к ручке за 3 доллара) до 1364 долларов (у тех, кто приценивается к автомобилю за 30 тыс. долларов). Это значит, что рачительность выходит нам боком. Мы крохоборствуем, когда нужно делать мелкие покупки, но швыряемся деньгами, когда приобретаем что‑то крупное. Так что в большинстве случаев наша экономность идет прахом. Мы тратим несколько часов, разыскивая в Интернете скидки, чтобы купить туфли не за 150 долларов, а за 100. Но нам лень тратить несколько часов, чтобы выгадать пару сотен долларов при покупке машины за 20 тысяч.
Чем важны эти результаты? Из них явствует: люди сплошь и рядом опровергают теории экономистов — стандартные «рациональные» модели человеческого поведения. Если ценность, которую человек приписывает одному-единственному доллару, столь легко меняется, то традиционный анализ экономического поведения начинает казаться домыслами.
Ссылка на всю главу: http://primerussia.ru/article_materials/341
|
</> |