О страшной опасности, грозящей российским подросткам
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![О страшной опасности, грозящей российским подросткам Young Man in Handcuffs О страшной опасности, грозящей российским подросткам Young Man in Handcuffs](/images/main/o-strashnoy-opasnosti-grozyaschey-rossiyskim-podrostkam-beac94.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/a_nalgin/17023173/2520551/2520551_original.jpg)
О таком в России не очень принято говорить – возможно, из суеверных опасений притянуть беду. Но если молчать, то ведь она всё равно может нагрянуть в любой дом, внезапно и беспощадно. В зоне риска те подростки, кто растут в не самых обеспеченных семьях. Например в тех, где родители на трёх работах батрачат от зари до зари, чтобы их дети «или не хуже других». Или там, где молодое поколение целиком отдано на попечение старшего, сиречь бабушек и дедушек.
Хотя совсем не факт, что так называемых «благополучных» это не коснётся. Но у них хотя бы чуть больше возможностей, чтобы совладать с последствиями…
Вот лишь одна история из многих.
Волею судьбы Андрей с 14-ти лет оказался на воспитании у бабушки с дедушкой. Нет, они не были совсем уж из низов, скорее наоборот. Просторный трёхэтажный дом с камином в 100 км от Санкт-Петербурга. Большая добродушная собака, пушистый кот. Уютная, организованная жизнь.
Под присмотром стариков в 2018 году Андрей окончил девять классов местной школы, поступил в кулинарный техникум. Оттуда всё и началось. Учебное заведение — в соседнем городке, и каждый день не наездишься. Бабушка с дедушкой сняли Андрею квартиру за 10 тыс. руб. в месяц. Оплачивали сами, равно как и вообще все расходы на жизнь: дед выдал внуку свою кредитную карточку.
Вот так ещё несовершеннолетний «ребёнок» стал как бы самостоятельным. Позвал жить вместе свою девушку, с которой познакомился ещё в школе. Пытался работать на автомойке. Тем не менее первый год учёбы закончил без хвостов — перешёл на второй курс. Наступили каникулы. И тут Андрей подружился с Максимом, который летом жил в том же посёлке у своей бабушки (все имена в истории изменены – А.Н.).
У ребят нашлось много общего. Максиму также едва стукнуло 18. Мать умерла. Жил то с отцом, то с бабушкой. Свободное время проводил на футбольном поле. Учился на автослесаря в политехническом лицее, но после второго курса был отчислен за неуспеваемость. Пытался работать вместе с отцом-сварщиком. Планировал осенью восстановиться в лицее. А пока друзья вместе тусовались, возились с мотоциклами и по мере возможности подрабатывали в своём посёлке на участках: кому траву покосить, кому дрова попилить. И, увы, вместе баловались MDMA, известным как экстази.
На это за лето они вдвоём промотали около 150—200 тыс. руб. Прокутили сбережения, залезли в долги и… решили заработать быстро и легко. Им пришла в голову идея заняться фальшивыми деньгами. По словам Андрея, об этом ему рассказывал пару лет назад некий знакомый. Да и Максим читал о таком во «ВКонтакте».
«Это тот же магазин в даркнете, где продаются наркотики. Проверенный сайт. Выбираешь, что тебе нужно, доставят такой же закладкой. Мы купили на пробу десять поддельных пятитысячных купюр за 22 тыс. настоящих рублей», — рассказывает Андрей.
Чисто внешне банкноты от подлинных не отличались: присутствовали защитные нити-полоски, просматривались водяные знаки. Вот только бумага на ощупь немного разнилась с гознаковской. Для более-менее приближенных тактильных ощущений и придания хруста и блеска в сопроводительной инструкции рекомендовалось покрыть купленные подделки лаком для ногтей. Сбывать-разменивать друзья собирались по мелким загородным магазинчикам, где нет электронных аппаратов проверки подлинности.
Первые опыты прошли удачно, и дело завертелось. Ребята отъезжали на электричке от своей станции подальше, выходили купить сигареты-зажигалки. Сдача — около 4,5 тыс., но уже настоящих рублей. Ездили зайцем — от контролёров-кондукторов бегали. А в какой-то момент решили попробовать купить билеты за те же фальшивые пятитысячные, благо у кондуктора в поезде нет устройств для проверки подлинности. Получилось. И это стало началом конца их совместного предприятия.
Кассир на станции, принимая выручку от кондукторов, забраковала одну банкноту. Пропустила ей через детектор – тот запищал. И запустилась довольно стандартная процедура.
Все разъездные кассиры снабжены видеорегистраторами. При сомнении в подлинности получаемых денег записывают номера купюр и точное время их получения. Одна из кондукторов сделала такую запись прямо на глазах Максима и Андрея. Остальные, возможно, тоже записали. С помощью видео они фиксировали лица возможных преступников. Современные средства слежения позволили почти мгновенно их идентифицировать. На розыск и задержание юных преступников ушло… всего два дня.
Ребят взяли с поличным, подделки изъяли. Фальшивые купюры, по предположению оперативников, изготовлены на Кавказе: совпадают с изъятыми ранее у других распространителей. И всё это – фрагмент очень тревожной общей картины.
По оценкам сотрудников ОБЭП, в последнее время всё чаще конечными распространителями фальшивых денег оказываются подростки и молодые люди студенческого возраста. Официальной статистики на этот счёт пока нет, но поиск в интернете по ключевым словам «подростки, фальшивые деньги» выдаёт целый список свежих историй. В Пермском крае задержали 16-летних, в Крыму — одного 16-летнего и одного 17-летнего… У всех одинаковая схема: купили через Telegram или сайт в даркнете. А механизм передачи – как и в теневой торговле наркотиками: предоплата – в одном месте, закладка в другом, координаты передаются через защищённые мессенджеры.
Теперь обоих подельников ждёт суд и реальные сроки. Конечно, им оформили явку с повинной, раскаяние и помощь следствию. Но судебная статистика почти не оставляет надежд на приговор со словами условно. Как и защита бесплатным адвокатом по назначению.
Такова печальная и поучительная история. Которую, конечно, надо знать: предупреждён, значит, вооружён… хоть как-то…
Потому что вся правоохранительная система хорошо заточена, чтобы вылавливать таких вот юных и глупых исполнителей. А вот организаторов, для которых они – расходный материал, устанавливать, задерживать и судить получается плохо. Наверное, не только из-за достижений современных интернет-технологий.
И дело даже не в крышевании: то ли есть оно, то ли нет в современной России. А в том, что для оперов и следаков любое раскрытие – «палка». Поймать же конечного исполнителя, как правило, не обременённого интеллектом, задача не самая сложная, как видно по Андрею и Максиму. Вот и пополняется судебная статистика подобными юнцами…
Так что же делать родителям и родным, чтобы не допустить?
|
</> |