О стране посредственного образования
a-nalgin — 07.12.2016Мы так привыкли гордиться лучшей в мире – унаследованной от СССР – нашей средней школой, что совершенно не замечаем, как сильно изменился мир вокруг нас. И что советское качество школьного просвещения давно перестало быть отличным. Хорошо хоть его можно считать посредственным...
Итоги очередного теста школьных знаний PISA, опубликованные только что, стали для наших чиновников просто бальзамом. Как же, успешно догоняем и вот-вот догоним маленькую Эстонию по математике, чтению и естественным наукам!
Но если заглянуть внутрь, картина станет несколько иной.
Российские результаты, хотя и чуть-чуть улучшившиеся в сравнении с 2012 годом, всё-таки находятся на довольно среднем для ОЭСР уровне.
И если по математике и чтению наша страна ещё немного лучше усреднённого результата по ОЭСР, то по естественнонаучным дисциплинам – биологии, физике, химии, географии – остаётся типичным середнячком.
Китай, Вьетнам, не говоря уже о странах Балтии нас тут уже хорошо так обошли. Уверенно. Европа же и вовсе впереди, кроме не слишком прилежных южан – румын, болгар, греков и прочих албанцев.
Но дело даже не в этих счётах. Если посмотреть, на чём срезались российские школьники, остаётся либо недоумевать, либо возмущаться.
Вот такая, например, задачка из теста 2015 года.
Ученику задавался сложный вопрос:
Пасечникам очень важно знать, что такое Синдром гибели пчелиных семей, но его влияние распространяется не только на пчёл. Орнитологи, например, считают, что это явление может приводить к сокращению численности птиц. Подсолнух, в частности, служит и пчёлам, и некоторым из пернатых. Первые питаются его нектаром, вторые - семенами.
Учитывая эту связь, объясните, как Синдром гибели пчелиных семей может вызывать сокращение популяции птиц?
Думаю, что большинству читателей даже остатков школьных знаний по биологии хватит, чтобы дать внятное и логичное объяснение. Но многим школьникам, которых учителя буквально натаскивают на тесты ГИА и ЕГЭ, почему-то не по силам оказалось вспомнить, что подсолнухи не могут производить семена без опыления, а перелетающие с цветка на цветок пчёлы как раз и переносят пыльцу.
И уж совсем тяжёлым тестом для наших 15-летних подростков оказались задания нового типа, нацеленные на коллективное решение проблем. Там предлагалось в чате с некими виртуальными партнёрами совместно обсудить и решить практическую задачу: организовать, например, посещение своей школы иностранными студентами. Для чего в сотрудничестве с тремя "одноклассниками" и "учителем" спланировать визит, распределить гостей между сопровождающими, а также найти выход из неожиданно возникающей проблемной ситуации. Оказалось, в ЕГЭ этому не учат...
Словом, когда по международной методике проверяется не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные в знания в жизни, тут и выползают все пробелы. Привитое с младших классов шаблонное мышление убивает в российских тинейджерах способность к самостоятельности, потому в любой слегка нестандартной ситуации они теряются и сливаются.
Меж тем современная экономика требует синтезировать знания из разных областей и творчески их применять. Тех, кто на это неспособен, уже вскоре заменят роботы. Это значит, что в наших школьных программах нужно многое поменять, пока ещё не поздно.
И что предлагает Минобрнауки в ответ на эти вызовы современности?
Сосредоточиться на патриотизме и физкультуре.
Может, это диверсия? Или это чтобы рвы на границах копать совковой лопатой сподручнее было?
|
</> |