О смысли жизни ll. (продолжение) | Религия и вера
Сообщество «Религия и вера» — 01.04.2012Посмотрим, какие ответы «О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ» дают главные течения человеческой мысли, т.е. наука, философия и религия, все они занимались и занимаются разрешением этого вопроса и выработали много разных гипотез и теорий.
Этим трем главным течениям человеческой мысли указываются три главных пути, и имеют каждый множество боковых ответвлений и тропинок.
Наука указывает как на цель и смысл жизни — на человека, философия — на человечество, религия — на Бога. Остановимся несколько подробней на каждом из этих трех главных путей.
Философская точка зрения, приглашает поверить в радостное и светлое будущее всего человечества, в грядущий земной рай, в земное блаженство будущих поколений. Мы, люди настоящего времени, должны послужить в некотором роде как удобрение, как навоз, так как лишь на удобренной и на унавоженной нашими трудами и страданиями почве, может расцвести тот прекрасный сад будущего человечества, к созданию которого нас приглашает теория прогресса.
Философия - вместо ясной и определенной полноты бытия в настоящем, приглашает поверить в проблематическое будущее, ему сулят какой-то мифический будущий земной рай, в котором ему побывать не придется и для которого он должен послужить удобрением. Приглашение в столь невыгодную сделку не может быть принято всерьез ни одним правоверным материалистом.
Для стоящих направо она неприемлема потому, что ответов на мучительные роковые вопросы она не дает, загадок бытия не разрешает. Все вопросы, все загадки остаются открытыми и неразрешенными. Моста между преходящим и вечным в ней не видно. Служение голой идее человечества, которое в конце концов погибает так же, как всякий отдельный человек, разница лишь во времени, смыслом жизни служить не может.
Современная наука, которая признает лишь видимый физический мир, не может в сущности, разрешать вопросы и объяснять явления, происходящие из мира невидимого. Вопрос о смысле жизни связан с целой серией вопросов высшего порядка. Наука это мир материалистический и будет признавать лишь мир физический с его законами. Вопрос о смерти человека - имеющий прямое отношение к невидимому миру, который имеет свои законы, наука не знает и не признает.
Гордая своими успехами, своими открытиями и изобретениями в области видимого мира, наука, отрицая мир невидимый, не может отрицать явлений, происходящих из невидимого мира, ибо они происходят всякий день, но попытки объяснить эти явления методами, явлений физического мира, положительных результатов не дали. К таким вопросам и истинам нужно подходить с другой точки зрения.
Поэтому для современной науки - причина и цель мироздания, навсегда остаются недоступны. На развитие человечества она смотрит, как на вечное движение к неизвестной и непонятной цели.
Происхождение Вселенной объясняется как случайное сцепление частиц материи, которые пришли в движение. Жизнь человека тоже случайность, которая неповторяема ни в прошлом, ни в будущем. Мы живем потому, что рождены и жизнь наша — временное соединение частиц материи, которая со смертью человека возвращается в общий резервуар, из которого механический закон создаст новую случайность — нового человека.
Души у человека нет. Есть лишь ум или функция физического вещества мозга, который, со смертью человека, вместе с телом подлежит уничтожению. Отсюда вытекает, что загробного, потустороннего существования быть не может, так как все, что составляло человека, уничтожается.
При таком мировоззрении, какой смысл можно было придать жизни человека?
Раз объективной цели существования нет, то должна быть принята субъективная точка зрения, целью жизни объявляется сам человек, а смыслом жизни — вся доступная человеку полнота бытия.
Перед этой полнотой бытия смерть бессильна, по учению материалистов, и будто бы побеждена, так как человек не в будущем искал цели и смысла жизни, но в каждом мгновении своего бытия, то смерть ему якобы нипочем, потому что ни к какой сказке он не стремился. Человек, как самоцель, как мера всех вещей, есть предел материализма, за которым начинается быстрый регресс, расцвет и развитие эгоизма, нетерпимости, разъединения и прочих наиболее худших и отрицательных сторон человеческой природы. Полнота бытия, как смысл жизни, при низком умственном и нравственном состоянии человека, есть не более как пробуждение низших инстинктов природы человека и возврат к животному состоянию, не более как покрывание пошлости и пороков, не более как призыв к вседозволенности.
Идеалы земной жизни, даже наиболее высокие из них, никогда полного счастья создать человеку не могут. Всей полнотой бытия могут довольствоваться и довольствуются лишь наиболее отсталые в своем развитии люди. Человек развитой и чуткий одними идеалами земной жизни удовлетвориться не может. Он требует от жизни чего-то большего, и раз он этого большего в жизни не находит, то вкусив полноту бытия, он быстро ею пресыщается и готов уйти от нее куда угодно, даже в небытие, что, к большому прискорбию, он часто и делает.
Какие результаты принесла проповедь материализма? - Самые отрицательные. Распространение среди людей учений грубо материалистических и разложение человечества идут рука об руку, это мы видим по современному состоянию мира.
Человек может понять и принять лишь такую теорию и такое учение, до которого он дорос. Смысл жизни может быть найден в любом разумном лозунге, в любом нравственном учении. Все зависит от того, как человек принимает, как понимает и как проводит его в жизнь? Дело не в лозунгах и не в учениях, но в толковании их и в применении их в жизни.
Можно самый высокий лозунг и самое светлое учение превратить в кучу звериных понятий. Обладая простыми и всем понятными истинами, мы можем расширить нашу жизнь обладая столь высоким и светлым учением, как учение Христа, или сузить его до удовлетворения потребностей своей низшей природы.
Наука - имея постоянные столкновения с явлениями, необъяснимыми с точки зрения физического мира, приводит науку к порогу потустороннего мира и постепенно, пока лишь ощупью, наука начинает проникать и изучать тот невидимый мир и его законы, которые долгое время отрицались.
Наличие вопроса о смысле жизни - есть показатель недостаточности духовного развития. Духовно развитой человек, ни в каких теориях о смысле жизни не нуждается, ибо смысл жизни ему ясен и понятен. Поэтому все теории о смысле жизни, как предназначающиеся для людей духовно малоразвитых, должны развивать человека, должны облагораживать его, должны поднимать его ввысь, но не будить в нем низшую природу. Если осуществляет борьбу за светлые идеалы, человек духовно малоразвитый, то эта борьба выльется в самый беспросветный эгоизм, в звериную борьбу за существование, в желание жить личной жизнью.
Истинный смысл жизни может заключаться лишь в том, что само по себе вечно и никогда не погибает. Этого вечного непогибающего, в теории прогресса нет, благодаря этому она так же несостоятельна..
Человек ищет такого смысла жизни, при котором конечное не поглощалось бы бесконечным, но превращалось в него. Он ищет непрерывности существования - личной вечности и личного бессмертия. Без личной вечности вечность всего мироздания не имеет для человека никакой цены, так как разум человеческий и его внутреннее сознание не согласно мириться с фактом смерти, как полным прекращением своего бытия. Беспредельность Вселенной, вечность вселенской жизни без вечности личной, способна породить лишь горечь и разочарование.
Вот этой личной вечности и беспрерывности существования, без которой всякий смысл жизни будет лишь бессмыслицей, не дает ни наука, ни философия. Его должна бы дать религия, то есть тот третий путь, по которому в своем развитии идет человечество, но она тоже его не дает.
Ответы на все недоуменные вопросы и разрешение проблемы о смысле жизни находятся, в каждой из существующих мировых религий многочисленными лжеучителями и лжетолкователями, у которых иногда бывает усердия больше, нежели разума, иногда учение сознательно или умышленно искажается с эгоистической и корыстной целью. Далее…