О реках Втроя и Утроя

В этимологии речные названия Втроя и Утроя рассматриваются в связи с эстонскими словами utra (udras) – выдра и oja – ручей, а также в связи с русским словом «утро» в смысле «утренняя река».
В принципе, если соотнести окончание «я» с русским местоимением «я», нем. ja (йа) – да, конечно и образно с санскр. -ja – рожденный, происходящий от, связанный с, то трактовка «рожденная утром» в какой-то мере совпадает с образом видимой проснувшемуся человеку утренней росы и в то же время соответствует санскр. rasa – жидкость, влага, что можно отнести и к реке.
Но если рассматривать названия Втроя и Утроя не с профанной, или бытовой, стороны, а со стороны сакральной, то соединение неба и земли, дающее росу, можно определить как взаимодействие двух человеческих начал, которое наступает с расцветом быстро проходящей юности.
Не случайно же роса в символике связана с чистотой и невинностью, но может также олицетворять недолговечность, эфемерность, иллюзию. Однако именно в это время в подрастающей молодежи закипает особое «варево», которое в преувеличенном виде отображено в санскритском слове roṣa — ярость, гнев и ассоциативно в образе красивой (красной) розы с шипами, готовой уколоть.
Поэтому английские слова dew – роса, свежесть, чистота, слеза, орошать, увлажнять и devil – бес, искуситель, боевой дух, парень, энергичный и напористый человек относятся к юношеской поре, когда для девушки-девы приходит время выдры, которая в символике связана с плодородием, игривостью, дружелюбием и высокой сексуальной активностью.
Если же мы сравним речные названия Втроя и Утроя с названием Троя, то их объединяет значение «утроба» (порт. utero),- с одной стороны речная, а с другой земная. При этом элемент «утро», заключенный в словах Утроя и утроба, можно сопоставить со словом «нутро».
Считается, что данное слово произошло от более древнего словосочетания вънѫтро путем разделения на въ и нѫтро, однако само вънѫтро, скорее всего, образовалось путем сложения вън (вон) и ѫтро (находящееся в глубине). В таком случае получается что элемент ѫтро (утро) по своей сути соответствует значению др.-русск. ıадро (ядро) — плод,- в том числе и плод соединения света и тьмы, дающий росу.
Необходимо указать и на то, что благоприятным условием для появления ночной росы является чистое небо, не мешающее звездам лить свой лучистый свет на земную поверхность. В каком-то смысле это соответствует легкому дождю при ясном небе,- не зря же в народе при этом говорят: черт дочку замуж выдает. Поэтому и льются легкие девичьи слезы, потому что они носят обрядовый характер.
Однако в ассоциативном плане река также является плодом соединения двух источников, дающих божественную влагу: дождливые небеса, особенно с громом и молниями (что является признаком страстных отношений), и земные родники, из которых могут вытекать ручьи, превращающиеся в реки.
Если же вспомнить про солнечное сплетение, которое представляет из себя совокупность нервов в верхней части брюшной полости, то это поможет определить смысл элемента «ба» в слове «утроба», вероятно связанного с санскр. bha – солнце, светило, звезда, созвездие.
Во всяком случае слова пальба, борьба, гульба и даже судьба с ее ярко-мрачной расцветкой содержат элемент «ба», значения которого влияют на жизнь человека.
Его вариантом является англ. be – быть, существовать, что соотносится непосредственно с молодостью и ярым состоянием души, потому как если бытие определяет сознание, когда человек осознает себя как личность, то само бытие по древнему укладу жизни начиналось с поры взросления и заканчивалось с уходом жизненных сил.
Сюда же можно добавить санскритские слова uḍu — звезда и ud- 'подниматься', а также русск. уд — рука, нога, палец, половой член и опосредованно англ. udder – вымя, что косвенно указывает на утробу как на объект плодородия и связывает слово «утроба» с названием «Утроя» с учетом появления самости (появления собственного «Я»), которая образно соответствует статусу новой молодой и яркой «звезды» в человеческом обществе.
Не случайно же значения санскритских слов usra — утренний, свежий, usri — утро, свет и śrā — варить, стряпать, śrī — красота, богатство, успех, смешивать, варить, готовить, кипятить, одеваться входят в единый образный ряд весеннего возраста молодежи, обладающей «кипучим» характером и способной жить в своих мечтаниях, как живет активная выдра, переходя из мира земного в мир водный и обратно.
Поэтому в Китае именно выдра олицетворяет любовь, брак, зависимость и утреннюю свежесть, а в Авесте выдра связана с образом великой богини Ардвисуры Анахиты — богини священных вод, обеспечивающей плодородие природы и покровительствующей стадам и пастбищам.
Нужно также вспомнить и прасл. *rоjь — течение, поток, который течет из уда, что в общем смысле можно воспринимать как любой источник влаги в сопоставлении с древнескандинавскими словами ut – вон, наружу и гóа (средненид. rōjen) — грести, волноваться, беспокоиться. В то же время санскр. ud- 'направление вверх, наружу' можно отнести к появлению воды из подземного родника.
То, что река Утроя вытекает из озера Мейрану, соответствует значению др.-сканд. ut – вон и русскому предлогу «от», а также древнегреческим словам ὕδος — вода, дождь и ροή — поток, струя, приток. Сравните: отойди! — вон иди или от(о) иди!
К сожалению тот факт, что река Втроя вытекает из сети осушительных каналов, делает ее исток неопределенным. Было ли там озеро или просто родник?- неизвестно. Возможно даже, что река Втроя носит такое название из-за того, что стремится не просто к реке Нарове, а к Чудскому озеру. Можно даже высказать предположение о том, что само Чудское озеро когда-то включало в себя место нынешнего впадения Втрои в Нарову, но это предположение лишено всякой доказательной базы и поэтому его можно снять.
Во всяком случае Чудское озеро до сих пор богато на рыбу, что позволяет сравнить его с утробой — троей, тем более что символика озера помимо своей священности включает в себя такие термины как очищение, загадочность, плодовитость, удовлетворение, исцеление, мудрость. Особенно это касается Чудского озера, потому что термины «чудо» и «диво» полностью соответствуют друг другу.
А так как любую, особенно плодовитую, утробу нужно защищать, то в месте впадения Втрои в Нарову когда-то существовал острог, а сейчас находится деревня Скамья (на карте 1792 года Сканья), название которой может быть связано с др.-сканд. skáney – щадить, беречь, сохранять. В русских диалектах есть слово сканьё, связанное с прядением, но это занятие, судя по всему, в деревне Сканья было не развито.
PS Наверняка реки Втроя и Утроя были значимы для древних народов, но об этом не осталось никаких сведений кроме названия горы Отторженец между рекой Утроя и ее притоком Лжа. Там же расположен Вышгородок. Тоже любопытное название.
|
</> |