О скрытом значении древнегреческого названия Троя

топ 100 блогов anti_fasmer20.11.2023

Если мы попытаемся разделить слово Троя (др.-гр. Τροία, Τρῴα)   на части, чтобы выделить самостоятельные значения этих частей, то первая из них имеет значения τά (τό) — тот, этот, он, хотя и может быть обычной протезой в начале слова, наподобие белор. воблака, а вторая имеет значение roia — гранатовое дерево, гранат.

Сравните с англ. tree – дерево и в то же время tree – вал (в качестве ограждения крепости).

Отдельно можно указать на некую особенность объектов или явлений, обозначаемых словами «то» и «это», что изначально могло определять их несомненную важность для языческого периода развития человеческого общества.

При этом др.-гр. ῥοά помимо смыслового равенства с roia — гранатовое дерево, гранат имеет дополнительные значения «поток, течение, струя, влага», что добавляет к названию Τρῴα (Τροία) — Троя указание на близость воды.

В то же время это название можно сравнить с фонетически схожим древнегреческим словом τρώω — разбивать, раскалывать, сокрушать, при том что гранат предварительно разламывают, чтобы вынуть зернышки.

Однако эти значения могут как относиться к разрушению Трои, так и не относиться, если допустить, что изначально Троя могла находиться на мысе, разбивающем течение воды на две части.

Здесь можно добавить, что по словам Калью Паттустая таким же мысом, но только в виде острова, когда-то могла быть гора, на которой расположен Ивангород, потому что «с восточной стороны есть то ли старинный ров, то ли второе русло реки».

Однако, справедливости ради, можно указать и на то, что финская Тойя, которую итальянский исследователь Феличе Винчи определяет как Трою, находится в юго-западном скалистом углу Финляндии.

Что же касается гранатового дерева и его плодов, то на этот счет существует фригийский миф об уснувшем андрогине Агдистисе, которого бог Дионис обманом лишил пениса, привязав его мужское достоинство к дереву.

Кровь из чресел резко вскочившего во время пробуждения Агдистиса окропила почву, на которой чудесным образом выросло гранатовое дерево, плод которого впоследствии оплодотворил речную богиню Нану.

Очевидно, что в таком случае гранатовое дерево и его плод со множеством зерен символизируют мощное мужское и женское плодородие, но в то же время плод соответствует земной и речной утробам, первая из которых дает растения, а вторая рыбу.

При этом отделенный от остальной земли остров, выступающий из воды, можно воспринимать как живот забеременевшей речной богини Наны, чье имя соответствует санскр. nanā — мама и опосредованно русск. няня, при том что кормилицу (няню) могли называть и мамкой.

Во всяком случае, в языках из одного и того же региона имеются фонетически схожие слова: тунгусо-маньчж. ур — живот, дагур. у̇р — потомство, семя, дитя, ребенок, нивхск. ур — остров и татар. ур — подъем, возвышенность, холм, к которым можно добавить русские диалектные слова урá — болото, ур — гора, водораздел и ураз — внебрачный ребенок, которые ассоциативно увязывают в единый образ воду и рожденный ею остров,- пусть даже и в виде болотной кочки.

Отдельно можно указать на то, что имя Агдистис (Ἄγδιστις) хорошо трактуется в соответствии с древнегреческими словами ἀγά — разделение и δί-στχος 'состоящий из двух частей'.

Если же сопоставить слова Троя (Troia) и Тойя, как это делает Феличе Винчи, то в таком случае др.-гр. roia – гранатовое дерево, гранат надо сравнить с др.-гр. οἵα (οἷος) -  одинокий, подобный, подходящий, способный, что, в принципе, соответствует изначально одинокому гранатовому дереву, которое мифологическая мысль уподобляет одинокому по отношению к другим членам мужскому органу.

В то же время слово Тойя можно сопоставить с древнегреческими словами θυία — туя, жертва, θυῖα — исступление, неистовство и θυΐα (θυεία) — ступа, при том что ступа вместе с пестом символизируют женское и мужское начала, что равнозначно символике граната и гранатового дерева.

Этот факт подтверждает  высказанное в заметке «О Тойе (Toija)» предположении о том, что на месте финской Тойи могло расти священное дерево (не обязательно туя), возле которого совершались языческие обряды, посвященные плодородию.

Еще один элемент ia в названии Τροία имеет значения «дротик, стрела, яд, сок, ржавчина, голос, вопль», в то время как элемент θυ в слове θυία — туя, жертва можно сопоставить с θύος — благовонные курения, жертва, каковой является и Агдистис. При этом необходимо учитывать, что туя (или туйя , Жизненное дерево) имеет хвою, которую можно уподобить острым дротикам.

В этимологии просматривается связь яда с едой, в качестве чего может выступать гранат, но в то же время существует его образная связь с гневом, опухолью и горем, что соответствует цвету и округлости граната, а также гневу и горю Агдистиса, чей «дротик» был варварски оторван. Естественно ко всем этим смыслам добавить и вопль оскопленного андрогина.

При этом разность фонетики древнегреческих слов roia — гранатовое дерево, гранат и oia в сопоставлении с οἵα (οἷος) -  одинокий, подобный, подходящий, способный заключается в элементе r(?), который может соответствовать др.-гр. ῥᾶ — легкомысленный, беспечный, каким и был не только беспечно уснувший и не ожидавший беды Агдистис, но и троянский царевич Парис, похитивший из Спарты Елену Прекрасную, что привело к разрушению Трои.

В данном случае можно сопоставить символику граната в качестве любовного и по всей видимости греховного плода, который по своей сути тождественен библейскому райскому яблоку, неосторожно сорванному Евой, и символику туи, которая в восточной традиции связана с духовной силой и очищением ума. На обыденном уровне это соответствует состоянию безбашенной юности, пускающейся в опасные сексуальные приключения, и состоянию более спокойной и связанной семейными узами молодости, прошедшей перед браком необходимое обучение.

Что же касается имени царя Менелая, мужа Елены, то оно лишь по касательной соответствует древнегреческим словам μένω со значением силы, связанной с ожиданием (бездействием), и λᾱός — народ, племя, войско, что никак не определяет отношения к сюжету похищения Елены. Разве что Менелай до поры до времени был лишен импульсивных действий, которые пробудились в нем после похищения супруги.

А вот санскритские слова menā — женщина, самка и laya — исчезновение, заход (солнца) очень хорошо соотносятся с данным сюжетом, как и санскр. parīṣ — искать, разыскивать, кружить вокруг, что соответствует образу влюбленного, который нарезает круги вокруг своей избранницы. Любопытно и санскр. elāna – апельсин, который своим цветом и округлостью напоминает не только гранат, но и солнце, а в данном случае полнотелую луну.

Поэтому, если допустить, что Елена (Хелена) — это луна (селена), а легкомысленный Парис — это взошедшее и парящее над миром солнце, которое помещает луну в невидимую для посторонних глаз «крепость», то ахейцы, разрушившие эту условную крепость и освободившие луну, своим названием соответствуют санскр. ahi — змей,- тот самый мифологический Змей (Дракон), живущий на западе, который поглощает ослабевшее от долгой битвы с наступающей тьмой дневное светило.

О скрытом значении древнегреческого названия Троя

Приведенная на фото маска ахейского вождя Агамемнона чем-то напоминает капюшон кобры, но это может быть отражением любой змеи, приготовившейся к атаке.

Вполне возможно, что эта маска имеет ассоциацию с мифическим василиском, якобы обитавшем на всей территории Европы, потому что «в народных преданиях василиск обладает свойствами, имеющими много общего с кобрами, которые при опасности поднимают голову и раздувают свой кожистый капюшон».

Если же поискать среди балтских племен племя, почитавшее змей, то это могут быть кривичи в качестве возможных потомков более древних ахейцев. На то что кривичи могли жить на Балтике указывает наименование балтских верховных жрецов Криве, которые при этом обладали значимым для язычников голосом или гласом, что соответствует др.-гр. ἀχά — глас, звучание, пение и санскр. āha — говорить, высказывать.

Более того, вероятно, существовало и слово кривь — змей, змея, которое приводят некоторые исследователи, что может быть основано на образе извивающейся змеи. Можно указать и на образ «Святой Георгий побеждающий Змея», соответствующий победе христианства над язычеством, которое оно во многом впитало в себя.

Полуденное и парящее солнце в зените своего существования по статусу соответствует санскр. para – высшее божество, наивысшая точка, вершина, что можно сравнить с молодым и поэтому особенно ярым возрастом царевича Париса, в имени которого могут присутствовать значения, тождественные санскритским словам iṣ — желать, искать, требовать, приводить в движение, возбуждать, сила, мощь, услаждение, напиток и īś — владеть, иметь, мочь. Сюда же можно добавить древнегреческие слова παρά — со стороны, рядом, что соотносится с приходом самца к самке или с появлением солнца над землей, и ἴς — сила, мощь, стремительность, напор.

Исходя из того, что ахейцы далеко не сразу приступили к осаде Трои и десять лет ее осаждали, бывшая уже в возрасте Елена была отобрана у Париса спустя 20 лет после своего похищения, что, в принципе, соответствует близкому к закату положению солнца, а также соответствует появлению полной луны во время солнечного заката.

При этом смерть Париса от ядовитой стрелы зашифрована в элементе ia - дротик, стрела, яд, находящемся в названии Troia, первый элемент которого может быть связан с именем Τρώς — Трой, основатель Трои, которое, в свою очередь, может быть связано с др.-гр. τορῶς — ясно, отчетливо, сильно, крепко.

То, что сын Троя Ἶλος (Ил), которого по другой версии также считают основателем Трои (Илиона), мог быть солнечным божеством (ήλιος), наводит на мысль о солнечном происхождении не только сына, но и отца, потому как санскр. tāra — сверкающий, проникающий, громко звучащий, спаситель, семантически схожее с др.-гр. τορῶς — ясно, отчетливо, сильно, крепко, включает в свои значения «звуки дня». Возможно, что это один и тот же мифологический герой, разделившийся на два равных друг другу персонажа.

В таком случае возникает сомнение в реальности истории о Трое, которая может быть основана на небесных явлениях, однако это сомнение вовсе не дает оснований посчитать данную историю полностью вымышленной, поскольку мифы и реальная жизнь были густо перемешаны и поэтому неразделимы в сознании наших далеких предков.

Тем не менее для подтверждения возможной связи места расположения Ивангорода с местом расположения древней Трои необходимо подтвердить его солнечную составляющую. Для этого возьмем название Девичья гора и сравним его с санскритским словом deva – небесный, божественный, бог, владыка, жрец.

Это слово по закону санскрита a+i дает e разложим на da+iva, при этом da со значением «отдавать, наделять» и dā – метать (копье) могут соответствовать образу солнца, мечущего свои лучи-стрелы на землю, в то время как iva – подобно, приблизительно, вероятно, именно так семантически схоже с санскр. sāma — равенство, сходство, подобие. И, действительно, семена или зерна подобны друг другу, что позволяет связать санскр. sāma — с русск. семя, а санскр. iva с эст. iva – зерно. Имеется даже значение da – гора, потому как солнце ежедневно поднимается на небесную гору и спускается с нее.

Если же допустить, что в слове deva зашифровано наше дневное светило, бросающее солнечные семена жизни на земную поверхность, то в другом санскритском слове devī — богиня может быть зашифрована луна. Не случайно же на востоке всех красавиц называли луноликими, а русские женщины носили кокошники в виде полумесяца.

Поэтому санскритские слова īvant — столь большой, столь великий и íyān – такой большой, такой щедрый могут относиться не только к имени «Иван», но и к образу ярого солнца, оплодотворяющего своими благодатными лучами матушку-землю.

Дополнительно можно указать на китайско-вьетнамское диалектное van – солнце и на китайско-тунгусское siwun с тем же значением, в котором просматривается имя бога Шивы (санскр. śiva — благой, милостивый), который символизирует мужское начало Вселенной.

При этом имя Шивы в соответствии с его оплодотворяющими возможностями легко делится на si — связывать, объединять, бросать, метать и iva с признаками подобия, соответствующими значению семени, в то время как элемент śi — точить свое оружие или рог причисляет Шиву не только к солнечным, но и к лунным божествам.

Здесь нет противоречия, потому как солнце и луна одинаково участвуют в воспроизводстве растительной, а вместе с тем и человеческой, жизни на земле, причем округлая луна имеет явно женские признаки, а острый месяц олицетворяет собой мужчину. То есть луна(месяц) воплощает в себе тип своеобразного андрогина.

А так как полная луна своим обликом похожа на солнце, то возникает определенная двойственность Шивы, которая проявилась в праздновании «дня» Шивы в ночь перед последним зимним новолунием (февраль-март), когда солнце начинает входить в полную силу, чтобы набить жаждущую земную утробу теплом благодатных солнечных лучей.

В этом плане интересно сравнить нем. wanst – живот, утроба, брюхо и англ. want – хотеть, желать, требовать с санскритскими словами īvant — столь большой, столь великий и vānta — извергать, изрыгать, чувствовать тошноту, что может указывать на беременность с учетом санск. i – то, это, быть в движении, изливаться, появляться, что, в свою очередь, может указывать на роды,- в том числе и на то, что в результате этих родов уродился богатый урожай. В то же время с учетом дополнительных значений i — приходить, уходить, возвращаться снова здесь могут быть зафиксированы как течение полового акта, так и неоднократность сексуального подхода мужчины к женщине. Естественно, что это же относится и к отношениям крестьянина с землей, а также к значению англ. I — я, указывающему на проявление самости.

Можно также предположить, что слово vānta состоит из элементов, соответствующих санскритским словам van – стремиться, любить, владеть, помогать, нравиться и ta со значением телесного низа, в том числе и утробы, матки, а также со значением «Земля» (вероятно, в смысле «окружающий мир»). Значение же tā – неприступность, нерушимость, неприкосновенность может определять хорошо защищенное или требующее хорошей защиты место, в том числе и крепость.

Все это в своей совокупности хорошо сочетается с осмыслением граната в качестве плодородия, изобилия, жизненной силы и брака, который во все времена был связан не только с удержанием молодой девушки возле себя, но и с покорением и разрушением женской тщательно сокрытой «крепости», что мифологическим образом наложилось на разрушение Трои, в которой была спрятана Елена Прекрасная. 

Более того ее похищение можно сопоставить с похищением священного огня у жрецов, который по причине своей сакральности мог быть связан не с солнцем, а с луной, и расположен не на востоке от Трои, а на западе. Во всяком случае в соответствии со словами Беды Достопочтенного вход в иудейский храм располагался на востоке, а внутренняя часть, или Святое Святых, на западе. У тюрков вход в юрту также находился с восточной стороны, а сакральная часть юрты, где они хранили священные предметы, была на западной стороне. Первые христиане также ставили храмы входом на восток и престолом на запад, хотя в современных христианских церквях все обстоит иначе. Таким образом современные христиане воздают молитву молодому солнцу (Божьему сыну), а язычники и первые христиане вместе с иудеями молились солнцу, уходящему на покой, с просьбой дать им новое, молодое и ярое, солнце.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
+ Оригинал взят у yurasumy в + Оригинал взят у sokura в Миссия ОБСЕ покидает ДНР, в Киев прибывают эвакуационные самолёты Оригинал взят у kot_sapog в + Благодарю за репост sokura Оригинал взят у kot_sapog в + ...
Снегодня мы поговорим о такой важной и часто упоминаемой философской приблуде как смысл жизни. Ее так часто используют где ни попадя, что она уже навязла в зубах. А между тем что это такое мало кто понимает. И вместе с тем о нем задумывался каждый. Знаю даже нескольких даунов, ...
Перед походом в магазин к веганам хорошо бы отвлечься. Все уже в курсе, что сало реабилитировали? У меня на руках заключение научного центра Мюнхенского университета. Немцы делают акцент на содержание в сале арахидоновой кислоты (полезные Омега 6 ненасыщенные жирные кислоты). Входит в ...
Жительница российского села встала на колени перед Медведевым, - и вот, всем злопыхателям во стыд и во срам, пример истиннаго единения Власти с обожающим ея глубинным народом: Экая лепота! Ведь еще и ручку меньшому барину не облобызала, а он, милостивец, уже, не велев ...
Сегодня мы продолжим нашу предпраздничную прогулку по весенней набережной Геленджика. В этом месте оказалась самая настоящая концентрация скульптур классических и современных. А ещё мы совершенно случайно встретили Свято-Вознесенский кафедральный собор. ( Read more ... ) ...