О скрытом значении названия Ивангород
anti_fasmer — 14.11.2023Устоявшееся мнение о том, что название Ивангород было дано в честь великого князя Московского Ивана III, может быть не совсем верным, при том что имя Иван имеет к названию города прямое отношение, о чем и говорилось в заметке «О Трое и Ивангороде».
Надо сказать, что при попытке связать название города с человеком по имени Иван превалирует мышление сугубо рациональное по сравнению с мышлением мифологическим, присутствовавшим у простого народа в те отдаленные от нас времена.
Мысль ученых мужей ясна: раз Иван III повелел заложить Иванград, значит в его честь он и был назван.
При этом упускается из виду прежнее название данного места: Новое село, которое могло быть построено на месте села старого, к тому времени давно исчезнувшего.
Существует гипотеза о том, что на этом месте был когда-то город Ругодив или дивный город ругов, который в 13 веке был разрушен данами, а затем перенесен ими на другой берег Наровы, где сейчас и стоит современная Нарва.
В данном случае любопытна перекличка окончания «див» в названии Ругодив с названием Девичья гора, на которой ныне находится Ивангород, а в древнейшие языческие времена могло находиться капище местных племен, что подтверждается цитатой из книги Попова Г.А. Государево село Венкуль во времени и пространстве:
«Как утверждают исследователи, Толстые, Лысые, Девичьи, Чёртовы горы – не что иное, как древние капища, места общения язычников со своими богами. С введением христианства служители нового культа или строили свой храм на привычном для коренного населения месте, или проклинали то место...».
В книге Петрова А.В. «Город Нарва. Его прошлое и достопримечательности в связи с историей русского господства на балтийском побережье 1223 – 1900 гг.» есть такие слова:
«Можно думать, что церковь или часовня существовала на Девичьей горе ещё до построения крепости (Ивангородской), так как у крестьян и теперь водится исконный обычай устраивать гуляния и хороводы именно около приходских церквей с их погостами.»
Однако вполне возможно, что такие гуляния и хороводы на этом месте могли проводиться и в дохристианские времена в честь земного и человеческого плодородия, на что указывает сопоставление датск. rug (лит. rugiai, русск. руга) – рожь и эст. iva – зерно, которые представляют из себя элементы названий Ругодив и Ивангород.
Можно также сравнить название Ругодив в трактовке «богатый рожью» и санскр. ivant – столь большой, столь великий, а также русск. иванить — важничать,- хотя, вероятно, рожь сама по себе являлась символом богатства и преуспевания, на что и указывает образ жита (ржи) в качестве обозначения общечеловеческого существования.
Поэтому, несмотря на возражения ученых (но не всех) слово дева, относящееся к Девичьей горе, можно сопоставить с санскр. deva – небесный, божественный, бог, жрец, владыка, царь, что древние персы переделали в сверхъестественное человекоподобное существо-великана с названием дэв или див.
Отсюда и Ругодив — город великанов ругов или величественный город ругов.
Есть и такое мифологическое понятие как ржица — берегиня ржаных полей в образе пригожей жницы-хохотуньи, которая рождается, живет и умирает вместе со ржаным полем.
На то, что Ивангород (Ругодив) находится на священном месте, указывает не только термин гора, но и изгиб реки Нарова, который охватывает Девичью гору с трех сторон и символизирует вместе с горой плодовитую утробу, которая в отличие от светлого мужского начала является скрытой и поэтому темной для светского понимания, что также соотносится с сакральностью данного места.
В таком случае имя Жан (фр. Jean), которое считается одним из вариантов имени Иван, и санскр. jan — родиться, рождаться (в том числе в качестве жаниха — жениха) стоят в одном образном ряду с русскими словами жана — жена и ржань — ржаное поле в качестве общего источника жизни.
Для дополнительного доказательства оттолкнемся от названия города Иваново, который возник при впадении ручья Кокуя в реку Уводь. Если принять версию, что название ручья связано с кокуем — местом проведения языческих купальских обрядов, то их связь с Иваном Купалой не дает никаких оснований говорить о том, что название города Иваново дано в честь какого-нибудь реального человека с именем Иван.
При написании заметки были использованы сайты http://www.narovadom.ru/content/Tajni-Devichej-gori-Ivangoroda.html.
https://narovadom.ru/content/Devichej-gora.html
https://snegir.org/post/drevnij-rugodiv-narva-ili-ivangorod/
Полуденница — солнцева дева - Порог миров
|
</> |