
360. Чужие здесь не ходят


Дверь открыта! Уборщик со шваброй виден в глубине двора. Значит, можно зайти?
Фигушки. У дома два двора, по обе стороны от центральной лестницы. И выходы на галереи, что в ту, что в другую сторону, закрыты на замок.

Приходится подглядывать.

А если рассказывать, то про архитектора.

Вильмош Фройнд / Freund Vilmos (1846–1920) только на проспекте Андраши построил одиннадцать зданий, и, стало быть, с его домами (и двориками!) в этом журнале мы уже встречались. Это дом со сводами в гротесках, почти как в Опере. Дом с двумя дворами и кружевными перилами на бульваре Елизаветы. Очень похожий, но с башенкой (сохранившейся) на углу, на бульваре Терезы. Тот, что рядом с Оперой (там ещё сграффито можно рассмотреть вблизи)…

Сын торговца-еврея, чуть не разорившегося, поставляя венгерской революционной армии муку в 1848-м. Из девяти его братьев-сестёр (в венгерском есть сиблинги/testvér, в русском получается длиннее) до совершеннолетия дожили четверо. Трое пошли в торговлю, он – в архитектуру. Тут, видимо, важна дата: 1867 г. – год указа Франца Иосифа об уравнивании в правах иудейского и христианского населения империи. Вильмошу Фройнду в этот момент девятнадцать лет, и он как раз заканчивает обучение у Готфрида Земпера, создателя Дрезденской оперы и венского комплекса музеев.

Его первая серьёзная работа – Izraelita Siketnémák Budapesti Országos Intézete / Будапештский национальный институт еврейских глухонемых на площади Габора Бетлена. И дальше он всё больше и больше строит разнообразные больницы; некоторые так и продолжают функционировать в том же качестве.
Duna Palota (Lipótvárosi Kaszinó) – тоже его работа. Да и Венгерская академия искусства нашла себе место в его произведении, точнее – его собственной вилле на Bajza utca 31.
Кстати, он участвовал в конкурсе проектов на здание Парламента, правда, не сам по себе, а вместе с Альбертом Шикеданцем. Проект у соавторов получился солидно-имперский: купола-аркады. Ну, кто ж знал, что у правительства хватит духу выбрать ни на что не похожую неоготическую фантазию Штейндля!
А в доме на бульваре Елизаветы, оказывается, сначала работала спроектированная им баня; стеклянную крышу делал Микша Рот. Не пережила осаду 1945-го.

Одну картинку к фотографиям дворика всё же добавлю. Это проект дворца «Нью-Йорк», того самого, где сейчас знаменитое кафе. «Я посчитал, что цветной мрамор, инкрустированная стеклянная мозаика и бронзовое литье являются наиболее подходящими для украшения фасада, и я выбрал для фасадов итальянский стиль раннего Возрождения».

Похоже на то, что он сделал для формирование облика Будапешта, пожалуй, не меньше, чем всеми уважаемый Миклош Ибл, или по крайнем мере, чем Густав Петшахер…

Но архитекторы – люди молчаливые. И личные истории у них, как правило, не такие, чтобы романы писать. Женился на девушке по имени Ирма, моложе его на девять лет; она его переживёт на пятнадцать. Похоронен на еврейском кладбище улицы Salgótarjáni. Дочка выйдет замуж за юриста, один сын станет архитектором, другой художником. Только фамилию свою они будут писать уже иначе – Ferkai. Но это история уже не личная.

Арх. Freund Vilmos
Keppich-palota
Andrássy út 5
1882
A kórházspecialista építész – Freund Vilmos 175 éve született
Andrássy úti paloták sorát tervezte – Száz éve hunyt el Freund Vilmos építész
|
</> |