О положительном упразднении частной собственности

"ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА
К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, стр. 41-174
Маркс полагал, что идея коммунизма есть лозунг (энергический принцип) для развития общества, но не есть цель человеческого развития в качестве формы человеческого общества. Сама идея коммунизма должна пройти развитие от грубого коммунизма, который "есть только форма проявления гнусности частной собственности, желающей утвердить себя в качестве положительной общности."
На втором этапе "коммунизм уже мыслит себя как реинтеграцию или возвращение человека к самому себе, как уничтожение человеческого само отчуждения; но так как он еще не уяснил себе положительной сущности частной собственности и не постиг еще человеческой природы потребности, то он тоже еще находится в плену у частной собственности и заражен ею." Замечу, что мы находимся на втором этапе.
Наконец, на третьем этапе, этапе действительного коммунизма, коммунизм представляется "как положительное упразднение частной собственности - этого само отчуждения человека - и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному.". По-видимому, Маркс предполагал стирание граней между частной и общественной собственностью, когда всякая частная собственность выступает как часть общественной собственности, то есть подчинена последней.
"Но как таковой коммунизм не есть цель человеческого развития". У человеческого развития есть сверхзадача. В 1845 году Маркс в Тезисах о Фейербахе написал: философы должны изменить мир. Следовательно, такой сверхзадачей человеческого развития должен стать примат практики познания над общественной практикой, то есть, в современном понимании, сверхзадачей человеческого развития должна стать ноосфера. Сама идея главенства познания над общественной практикой восходит к Платону. По-видимому, действительный коммунизм требует разумного развития и, поэтому, не может существовать без зародышей и ростков ноосферы.
|
</> |