
Хозяйка Медной горы

Живой Журнал объявил хешмоб #ценныевещи.
И я решила принять в нём участие. Потому что семейные реликвии — это моя любимая тема. Мне есть, что показать и о чём рассказать!
И начну я свои рассказы с Хозяйки Медной горы, почтенной дамы, живущей в нашей семье 74 года!
Папа подарил её маме через несколько месяцев после свадьбы.
Это был его первый подарок. Подарок был прекрасен! Хозяйка стала
украшать собой единственную комнату молодой семьи!
Но теперь, спустя столько лет, я вдруг подумала, а не было ли
это ещё и признанием маминой бесспорной власти в нашем
семействе?
Папа был ироничным человеком и, может быть, этим подарком он
признал полную «капитуляцию» перед молодой женой…
Хозяйка Медной горы - хозяйке большого дома.

Это свадебная фотография моих родителей. Южно-Сахалинск, январь 1951 года.
А познакомились они в 1950 году. Юг острова, освобождённый от японцев, активно заселялся гражданским населением, но военных, на радость девушкам, было очень много.
Папа служил в Корсакове в Охране водного региона Тихоокеанского флота. Мама жила с родителями в Южно-Сахалинске, работала бухгалтером в конторе кинопроката.
Вместе с подружками они приезжали на танцы в военно-морскую часть, где служил папа. Там они и познакомились.
Ухажёров у маменьки было много. Одновременно с папенькой, за мамой активно ухаживал Коля Авдеев, коммунист, человек с активной жизненной позицией и с хорошим карьерным ростом.
Но мама отдала своё сердце Коле Усову, человеку беспартийному,
простому, потому что лучшего кавалера на танцах не было! Танго,
фокстрот, вальсы – папа танцевал безупречно!
Партийный билет в кармане Коли Авдеева тихо вздыхал, глядя, как
лихо Коля Усов выделывает ногами замысловатые кренделя!

И вот, мама полюбила папу.
А папа, как гласит семейная легенда, встретил маменьку в грустную пору своей личной жизни - его бросила любимая девушка. И вот назло изменщице коварной, папа стал обаять маму и всё закончилось свадьбой в заснеженном новогоднем Южно-Сахалинске.
Папа был невероятно лёгким человеком.
Несмотря на драматическую историю о несчастной любви, к маме он относился очень уважительно и бережно. Да он вообще ко всему миру относился уважительно и бережно. Любил жизнь, любил её красоту…
Трудности переживал с юмором, поэтому я не помню его в плохом настроении, в унынии, в гневе. Он всегда находил поводы для радости.
И сам любил радовать других!
Прожив несколько лет после свадьбы в бараке, мои родители купили роскошный деревянный дом на окраине города.

Хозяйку Медной горы в красном сарафане сразу поселили в залу.
Кроме неё в самой большой и нарядной комнате дома проживал юный
фарфоровый Александр Пушкин, задумчиво сидящий в поэтическом
блаженстве за маленьким столиком, фарфоровая Балерина,
распластанная на полу в позе умирающего лебедя.
И бюст Петра Ильича Чайковского из силумина - тёмного и тяжёлого
сплава алюминия с кремнием.
Поэт, композитор и балерина украшали пианино «Приморье» – орудие пытки моей старшей сестры.
Хозяйка украшала телевизор.
Клейма на Хозяйке нет, поэтому утверждать, что она прилетела к нам прямо из Дулево я не могу.
Знаю, что в 50-х годах на фабрике "Дулево" начали выпускать статуэтку "Хозяйка Медной горы" в красном сарафане.
"Автор Павел Михайлович Кожин, скульптор-анималист, работавший в различных керамических материалах.
С 1938 года творчество П. М. Кожина связано с Дулевским фарфоровым заводом. Созданию скульптур предшествовали рисунки с натуры, в материале фигура компоновалась вместе с окружением морского или речного дна: ракушками, водорослями, камнями. Кроме того, П. М. Кожин работал в историческом, литературном и фольклорном жанре ("Царевна-лягушка", "Сказка о глупом мышонке", "Иванушка в полете", "Хозяйка Медной горы», "Баян"). (Интернет)
Конечно, Хозяйку я любила больше задумчивого Пушкина, тяжело-мрачного Чайковского и умирающей Балерины.
В Хозяйке я любила всё, особенно её лицо.
Оно до сих пор восхищает меня сказочной красотой и тонкостью исполнения.
И почему-то только лицо сохранило абсолютно яркие краски! Всё остальное убранство красавицы, как-то малость потускнело и облезло…

В жизни нашей фарфоровой красавицы однажды случилась жестокая драма – она упала с телевизора и разбилась. Этот момент я запомнила на всю жизнь.
Трагедия произошла в самый разгар очередной гулянки – так в
нашем доме назывался приход гостей. Гулянки проходили весело и
шумно. Сначала гости пили и закусывали в столовой. Дом у нас был
большой, с отдельной комнатой для застолий.
А потом начиналась культурная программа. Для этого из залы
выносились кресла, столик - освобождалось пространство для танцев.
Танцы проходили под пластинки.
«Рио-Рита», «Брызги шампанского» – эти волшебные названия я слышала с детства.
Танцы были с «переодеванием» и с «выходом». «Переодевание» состояло в … переодевании.
Гости набивались в родительскую спальню, вытаскивали из шкафа всякую одежду и переодевались. Тётеньки в дяденек, а дяденьки в тётенек. Потом весь этот маскарад вываливался в залу и под хохот начинал вальсировать друг с другом.
Танец с «выходом» – это была "Цыганочка". Цыганочка шла под живой аккомпанемент. За пианино «Приморье» усаживалась моя старшая сестра и начинала играть Цыганочку.
Стадию «выхода» особенно любил и со смаком исполнял дядя Вася. Он так бил пятками об пол, появляясь из коридора в залу, так хлопал в ладоши и вскрикивал: «Эть! Оба! Эть! Оба!», что остальные гости уступали ему право «выхода» и полное пространство в зале.
И вот однажды дядя Вася с особым смаком сделал «выход».
А пол в нашем доме состоял из деревянных досок, которые, при известных нагрузках начинали прогибаться.
А телевизор стоял на столике, сделанном папой собственноручно и как две капли воды похожем на крутящиеся стулья для пианистов. Небольшая столешница на одном винтовом креплении соединялась с замысловато выгнутыми ножками. И было это очень красиво, но не устойчиво.
И вот сестра Оля в экстазе бьёт по клавишам пианино, дядя Вася в экстазе бьёт пятками пол, доски прогибаются, Хозяйка медленно ползёт к краю телевизора, гости хлопают в ладоши и ничего не замечают, кроме «выхода» дяди Васи…
Хозяйка падает на пол.
Немая сцена.
Мама в обмороке.
Было очень смешно!
Папа потом всё бережно склеил. У него были золотые руки.
И склеенная, но не побеждённая Хозяйка, совершив длинное
путешествие из Сахалина в Украину, из Украины в Сосновый Бор, живёт
теперь покойно со мной.
Раз в год я мою её тёплой мыльной водой. Гулянки в моей квартире
проходят тихо, Цыганочка с выходом не практикуется. Поэтому Хозяйке
ничего не угрожает.
Она по-прежнему молода и прекрасна!

Вместе с Хозяйкой, живет с нами в Сосновом Бору ещё один папин
подарок.
Это кувшин.

Ломоносовский фарфоровый завод. Год выпуска определить не могу,
вероятно, 60-й.
Я помню этот кувшин всегда.
В детстве я часами рассматривала его диковинные цветы. Я очень
любила их рисовать.
В кувшине всегда жила кипячёная вода. Для меня. Потому что пить
сырую воду мне запрещали. Я пила воду прямо из кувшина, всякий раз
любуясь своим кривоватым отражением на дне кувшина...
Кувшин разбился, когда я уехала учиться в Ленинград.
Папа склеил черепки, и он продолжал жить на нашем столе.
Когда я забрала к себе маму, я хотела было кувшин выбросить, считается плохой приметой держать в доме битую посуду.
Но рука не поднялась.
Да и потом – какая это битая посуда?
Это - памятник, свидетель счастливой семейной жизни моих родителей.
Свидетелей не убивают.
|
</> |