О подсчёте асов и снайперов

И так всегда получается, что асы и снайпера стран "оси" на несколько порядков более умелые и более меткие, чем их противники.
Историки стали думать как такое возможно, есть ли этому разумное объяснение и выдали множество версий, исходя каждый из своей политической ангажированности.
Все эти версии перечислять не буду, назову только одну, чаще других встречающуюся: немцы считали не сбитые самолёты, а моторы. Сбил двухмоторный самолёт - записал две победы.
Я не знаю что они считали, с документами не знаком. Но для меня очевидно, что немцы, японцы и прочие финны не только считали иначе, но и для других целей. И именно этот момент определяющий.
Для чего считали победы в ВВС РККА? Для мотивации летчика и экипажа! Победил - получил премию, награду, почет и уважение товарищей. Но он же не один хочет быть лучшим, поэтому устраивается соцсоревнование: у Иванова три победы, а у Петрова две. Но Петров может догнать и перегнать своего товарища. И они оба стараются. А чтоб всё было по-честному каждую победу нужно подтверждать. Чтоб с земли видели, чтоб сбитый враг в кустах лежал...
Для немцев, японцев и прочих финнов главным было не соцсоревнование и борьба за переходящее знамя кто больше собьёт, а пропаганда как таковая, в чистом виде - создание боевых стахановцев.
Например, пишем снайперу Хяюхя сто побед за ночь, на следующую ночь ещё сто: остальные сидят в окопах и даже одного русского убить шансов не имеют, но читают о победах Хяюхя и воодушевляются. И неважно, что Хяюхя за все это время сделал всего два выстрела.
Проще говоря, подсчет побед зависел от типа пропаганды. У немцев и их союзников пропаганда была наступательная: нужен кураж, фарт потому что враги - тупые недочеловеки.
У РККА - пропаганда оборонительная: враг силен, опасен, и без знаний, навыков, самоотдачи, самопожертвования - его не победить!
Это не значит, что учёт побед асов нужно совершенно игнорировать. Но надо помнить, что он был средством пропаганды. В первую очередь пропаганды. А все остальное на десятом или, даже, на сотом месте.
|
</> |