О переосмыслении Победы в последнее время

топ 100 блогов anlazz09.05.2023 Интересно: но чем больше времени отделяет нас от Великой Отечественной войны, тем более явственным становится то, что же реально принесло нам Победу. Да, именно так, вопреки всем обыденным представлениям. Впрочем, обычно так и бывает: во время самих больших событий их значение, а так же законы развития не понимает никто - за множеством деревьев леса никогда не увидишь. И лишь по прошествии времени становится понятным, что в реальности происходило. И это что не короли, вельможи, полководцы и т.д. плели свои интриги и пытались решать свои мелкие вопросики. (Начиная с того, как бы прирезать себе земельки и заканчивая тем, как затащить в постель понравившуюся даму.) А на самом деле так шло развитие человечества, формировались производительные силы и производственные отношения, разворачивались локусы будущего.

Так и тут: изначально, после войны, все было настолько привычно и обыденно, что вряд ли кто мог предположить, что присутствуют при событиях эпохального масштаба. Скорее наоборот: с точки зрения солдата - любого солдата - война, это кровь и грязь во всех своих проявлениях. То есть, зло чистое и беспримесное, и единственное желание, которое существует у него - так это как можно скорее закончилось. Впрочем, и ко всем остальным это так же относится: любая война плоха по определению, и иного отношения к ней быть не может. Поэтому современники воспринимали Победу, прежде всего, как завершение тяжелого и страшного периода жизни, как возвращение к "нормальности", к миру. И не особо хотели задумываться над всем остальным.

Правда, была еще и официальная пропаганда - с ее утверждением о героизме советского народа, о роли государства и партии в победе над фашизмом - но и она, по существу, не давала ответа на вопрос о том, "что же это было?". В том смысле, что это ритуальное - по сути своей - прославление воспринималось всеми, включая самих государственных деятелей (которых прославляли), как неизбежное, но уже "постериорное" действие. (То есть, врага победили - это стало уже прошлым - надо праздновать данный момент. Потому, что "так надо".)

Потом уже - ближе к 1970 и 1980 годам - в указанное ощущение начали "вкладываться" нотки ностальгии, нотки воспоминания о фронтовом братстве и той общности, которую воспринимали и солдаты, и гражданские. Ужас прошедшего (та самая "кровь и грязь") стал постепенно вымываться из памяти, "открывая" доступ к воспоминаниям, к новому переживанию прошлых ощущений, но уже не в виде кошмаров, а в качестве переосмысления, в качестве неотъемлемого элемента реальности. Этот момент совпал с тем, что сами ветераны начали занимать ведущие места в обществе, подниматься по иерархической лестнице вплоть до самых высоких этажей. (Л.И. Брежнев.)

Подобный момент породил известный "культ Победы", "культ Великой Отечественной войны" - немыслимый в начальный период, когда люди, напротив, старались как можно быстрее забыть то, что прошло - со всеми вытекающими последствиями. Начиная с огромного количества памятников и монументов и заканчивая бесчисленным количеством книг и фильмов о случившемся. Великих книг и великих фильмов - однако, при этом, скорее относящихся к мифам, нежели к реальности. К мифам о беспримерном героизме советских людей, которые победили страшную угрозу. (Слово "миф" тут употребляется в том смысле, что данное представление имело четко прослеживаемую мифологическую структуру, а не в том, что на самом деле никакого героизма не были, и его придумали. Конечно был - но в данном случае он оказался практически закрыт "внутренней логикой мифа".)

В свою очередь данное изменение - в смысле, начало массового употребления "символов Победы" и постоянное обращение к "подвигу народа" - привело к "контрреакции" со стороны более молодых поколений. И, прежде всего, поколения бэби-бумеров - т.е., лиц рожденных после войны - для которых, помимо обычного "конфликта отцов и детей", было важным еще и то, что их "отцы", заняв управляющие места в обществе, "перекрыли" им дорогу. (А поскольку "военное поколение" обладало невероятным чувством ответственности, то они старались держаться "до конца". В прямом смысле слова - до смерти на занимаемых должностях, потому, что "кто же работать будет?")

Поэтому данное "новое поколение" не могло ни создать "антикульт" - то есть, отрицание указанных ценностей, от героизма до самой Победы. Конечно, прямо высказывать мысли типа "пили бы баварское" было невозможно - все же "бумеры" не были какими-то запредельными циниками, да и вообще, они были советскими людьми по духу, которые сами не понимали: что же с ними происходит. (В смысле: как это формируется "антикульт" и зачем.) Но перебить историческую неизбежность - да, и тут была так же она - они не могли. И поэтому, постепенно, неявно и не желая это делать сознательно, они "занижали" случившееся, разбавляли прежний пафос "той самой" кровью и грязью, которая - см. выше - есть неизбежная часть любой войны.

Что же касается их детей - пресловутого "поколения П" (рожденных в 1960 годах), то про него и говорить нечего: в отличие от "бумеров" эти люди не были ограничены образом своих отцов (очернять которых было слишком подло), и поэтому... ну, думаю, это все помнят. В том смысле, что именно в 1990-2000 годы - годы торжества указанной "генерации" - были созданы самые черные мифы про Великую Отечественную, про советский народ и про Победу, как таковую. Но и это прошло. "Военное поколение" стало глубокими пенсионерами и постепенно сошло на нет, прежние "обиды" стали смешными - а на фоне всего случившегося в постсоветское время мелкими и глупыми - и наступило время очередного переосмысления тех событий.

Переосмысления, уже практически полностью лишенного каких-либо личных эмоций - не для всех, конечно, но все же - время, когда стали значимыми только факты. Причем, не столько "мелкие" и обыденные, имеющие отношение к жизни конкретного человека - как это было до этого - сколько "большие", исторически значимые. Факты, показывающие картину движения целых социосистем, факты, лишенные прежних "запретов" - например, в плане невозможности показывать неприглядную роль советских союзников по Варшавскому договору (скажем, чехов и словаков, кои были чуть ли не целиком и полностью на стороне Германии) или "добрых соседей", вроде Финляндии. Да и вообще, вопрос о том, "кого бы не обидеть причислением к нацистскому блоку" сейчас стал неактуальным - потому, что очень многие государства открыто демонстрируют, что не прочь сделать это и сейчас. (И поэтому можно стыдливо не "замазывать" участие французских, норвежских или испанских легионов в войне с СССР, и не раздувать движение Сопротивления. Которое, конечно, было - и это забывать так же нельзя - но имело силу много слабее, нежели указанное выше.)

Поэтому сейчас можно честно сказать, что Великая Отечественная война была войной не СССР и Германии. (На самом деле Третьего Рейха, куда входила, например, Австрия.) А войной СССР и почти всей Европы - включая и некоторые формально "нейтральные" страны. (И на этом фоне само то, что мы в той войне имели союзников в виде Великобритании и США выглядит "почти чудом" - впрочем, на самом деле это было последствие реальной работы нашего руководства тогда.) И уж конечно, нет никакого смысла "стыдливо" пересчитывать "мобилизационные ресурсы" нашей страны к ресурсам одной Германии - и на этом фоне говорить те фразы, которые так любят представители "поколения П". Потому, что в реальности давно уже понятно, что все было наоборот: это не "маленькая Германия" почти поставила на колени СССР, а наша не такая уж и огромная (если говорить о населении и разведанных на 1940 годы ресурсах) сумела остановить европейского Колосса с достаточно небольшими потерями. (Относительно небольшими по сравнению с тем, что нам противостояло.)

Впрочем, реально переосмысливать - и относительно тех конструктов, которые нам оставили "бумеры" и "пепсеры", и относительно того, что было создано самими ветеранами в 1960-70 годах - надо очень и очень много. Противопоставляя их "личному" представлению - и личному впечатлению - анализ имеющихся материалов и системное понимание того, что было тогда. Но об этом, понятное дело, надо говорить уже отдельно...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Имхо хороший пост. Разложено по полочкам многое. Немножко убрать какие-то странные русофобские замашки из него и вообще замечательно. Естественно, что не всегда все так и не у всех. Но очень многое - симптоматично, к сожалению. Оригинал взят у asaratov в Наташа, давай до свида ...
Посетив сегодня последний раз (впредь закаялся) заведение "Кофе Хауз", понял, что ...
19 января православные христиане празднуют Крещение Господне       ...
Пришла на ум мысль, что нищенство сегодня более распостранено чем в старые времена. В Средневековье порошайнечество было делом богоугодным, "блаженны нищие..." и т.д. Раздать свое имущество и пойти бомжевать около церкви, считалось поступком тру-христианина 99% левела (у евреев это ...
- Умных клоунов не бывает.- Почему Вы так думаете?- Никогда не встречала умных клоунов.- И многих знаете?- Регулярно вожу ребенка в цирк.Третий день дико болит голова (только не надо мне желать и проявлять, пожалуйста). Ничего не соображаю, сижу ...