О национальной гордости мазохистов

Вот ещё пару слов вдогонку относительно Фёдора Михайловича. Почему-то существует устоявшийся стереотип, что его мировая слава и огромное влияние основаны на том, что он самый крупный специалист по “загадочной русской душе”.
Правда, дальше следует бесчисленное количество вариантов мнений. Начиная с того, что он, будучи психически больным и сильно травмированным несостоявшейся смертной казнью человеком, сам эту душу вместе с её загадочностью выдумал, и заканчивая тем, что постоянное и назойливое копание в самых омерзительных глубинах этой души является всего лишь коммерческим ходом постоянно материально нуждающегося писателя.
Но тут в любых случаях имеет место некоторое преувеличение, наведение тени на плетень, перекладывание с больной головы на здоровую и смещение акцентов.
Например, есть ещё один писатель, пожалуй, сыгравший в моей жизни не меньшую роль, чем Достоевский. Это Фолкнер. Перечитайте, если давно не читали, тот же “Свет в августе”. Да по сравнению со многим там описанным самые крутые закидоны любого из братьев Карамазовых могут показаться детским лепетом простейших и наивнейших человеческих существ. Но никто почему-то особо не говорит о какой-то невероятной “загадочности американской души”. Как-то не возникает такого уж эксклюзивного бренда. Видимо, недоработка маркетинга.
Или, не буду сейчас даже перечислять фамилии, но многие немецкие писатели, особенно послевоенные прошлого века, правда корнями, конечно, уходящие в сильно более ранние культурные пласты их культуры, хоть и лично мне гораздо более чуждые, но умели блистательно докапываться до столь страшных глубин самой изысканной человеческой подлости и омерзительности, что любой русский классик, включая даже того же Достоевского, мог бы обзавидоваться. Но и при всей распространенности определенного рода мифологии о “мрачном германском духе”, до уровня “загадочности русской души” все это сильно не дотягивает. Как, знаете, неплохая массовая японская аудиотехника, но явно не то, что настоящий британский hi end.
А вот уже, например, совсем, казалось бы, придуманное и максимально абстрактное. “Саламбо” Флобера. Загадочная карфагенская душа? Что-то уж, воля ваша, на мой вкус слишком сильная и неестественная натяжка.
И всё это немного напоминает мой разговор с соседом по деревне за шашлыком под водку. Он такой классический московский армянин во многих поколениях, даже армянского не знающий, но очень трепетно относящийся к национальным вопросам. И вот он мне говорит, мол, всё-таки в русском народе есть такое нутряное презрение к Закавказью. Например, даже в детских дразнилках есть ”армяшка - в жопе деревяшка" или "у грузина в жопе резина". А я ему отвечаю, ну, и что, точно так же есть и “русский - в жопе узкий”. Он удивился, а что, правда есть такое в фольклоре? Не знаю, отвечаю, на счет всего фольклора, но у нас в магаданском детском саду было очень распространено. Сосед призадумался, потом выдал протяжно что-то вроде, да, возможно я ещё не всё до конца знаю о русской душе...
Короче, вообще душа человеческая не самая простая и не слишком светлая и приятная субстанция. Но я сильно подозреваю, что по изощренной мерзости нутро какого-нибудь зимбабвийца вовсе не уступает загадочным глубинам, скажем, Свидригайлова. Просто в Зимбабве до сих пор не было своего Достоевского. Или, по крайней мере, мы о нем пока не знаем и нам только предстоит познакомиться с тайнами загадочной зимбабвийской души.
|
</> |