Сказки темного леса
auvasilev — 05.06.2024Это история более чем общеизвестная и публикаций предостаточно. Но, как ни странно, даже многие израильтяне с большим стажем, во всяком случае из тех, с кем я общался, не знают об этом или знают очень мало и поверхностно.
Я здесь сейчас тоже не стану особо погружаться в исторические или ботанические подробности, а лишь ограничусь несколькими основными фактами.
Есть в Израиле такой регион, который несколько условно можно назвать Иудейская пустыня. На карте её найти довольно просто, одним концом она практически упирается в знаменитое Мертвое море. Пейзажи там всегда были довольно жутковатые. Собственно, кое-что от них и до сих пор осталось таковым, лично свидетельствую, проезжал и наблюдал, напоминает марсианские виды на самых страшных картинках.
И вот Давид Бен-Гурион с самого начала провозглашения Израиля стал мечтать посадить там лес. Обращался ко множеству специалистов и в стране, и во всем мире, те приезжали, смотрели, даже проводили исследования и опыты, после чего единодушно выносили приговор. Здесь никогда ничего расти не может и не будет.
Пока, наконец, он не обратился к выходцу из местечка Волынской губернии, в восемнадцать лет эмигрировавшему в Палестину Иосифу Вайцу, человеку довольно своеобразному и не очень любившему смиряться с общепринятым. Он, насколько мне известно, никаких особых научных изысканий не проводил, просто постучал палкой по земле и сказал: “Здесь будет лес”. И то ли в шестьдесят четвертом, то ли в шестьдесят шестом, даты почему-то рознятся, начал сажать деревья. И сейчас их там больше пяти миллионов.
Более того, Вайц в какой-то момент добился того, что там перестало требоваться постоянное искусственное орошение, экосистема зажила собственной самостоятельной автономной жизнью. В настоящее время это самый большой лесной массив страны, оказывающий значительное влияние на всю её экологию. Называется Ятир. Подробности о нем и фотографии можете при желании погуглить самостоятельно.
Мне же остается сделать ещё всего два замечания. Во-первых, давно покойного Иосифа Вайца очень критикуют “зеленые”. Они утверждают, что его деревья нанесли невосполнимый урон той растительности, которая была для этой местности издревле естественной. А, во-вторых, многие арабские мусульманские активисты утверждают, что основной целью и Вайца, да и самого Бен-Гуриона, было отнюдь не озеленение пустыни, а желание скрыть под кронами деревьев следы разрушенных арабских деревень, незаконно захваченных евреями.
Но лес и вправду красивый. А была пустыня. Хоть и Иудейская.
|
</> |