Невроз писателя
blau_kraehe — 01.11.2020 У писателя ПетраГлубокий творческий застой
А все невроз от осознанья,
Что он хуже, чем Толстой
(с)Шаов.
Писательская среда у нас крайне невротическая. Вспомним, например, Стругацких, "Хромая судьба".
Ведь это же какой-то балаган, если вдуматься.
Герой "Хромой судьбы" - профессиональный советский писатель, которые за деньги и дополнительные жизненные блага (членство в СП, ресторан, поездки) строчит сценарии про войну. В свободное время он пишет фантастику для себя, и одна книга, написанная "для себя" - "Современные сказки" - уже получила международное признание. Теперь он пишет другую книгу "для себя" и крайне беспокоится за ее судьбу.
Мистический изобретатель, косящий под Михаила Булгакова, предлагает ему узнать заранее судьбу будущей книги (выраженную в "наиболее вероятном числе читателей"). И вот писатель в ужасе... нет, не от того, что книгу, например, не напечатают. К этому он готов отнестись стоически - ну пусть будет 3-4 читателя, может, это гениальное творение, не оцененное косными цензорами.
В ужасе он от того, что вдруг число читателей окажется... емнип, там было 30-40 тысяч. В общем, порядка десятков тысяч.
Это же ужас. кошмар, так жить нельзя. Как это его напечатают стандартным дежурным советским тиражом, его Великое Творение осядет в районных библиотеках - и все?!
Не-ет, меньше, чем с Булгаковым, он себя ни с кем сравнивать не может.
То есть ты либо гений - либо тварь дрожащая. Середины нет. Середина - это и есть тварь дрожащая, презренный графоман, не имеющий права в принципе касаться пальцем клавы.
А я вот вспоминаю детство и юность, когда я читала все и читала запоем. Не было сериалов, не было игрушек, социальных сетей - ничего не было, кроме книг.
И вот если честно, я читала далеко не только Великих Гениев. Их я встречала даже довольно редко. А в основном масса, которую я начитывала - это были вот те самые "средние советские писатели", тираж 50-100 тысяч. Они писали про разное: для детей - про детей разных национальностей, разных эпох, про детей в войну, до революции, в революцию, в наше время, как дети играют, дружат, какие у них проблемы.
Для взрослых - о проблемах на производстве, про любовь, строительство, сельское хозяйство, науку, отношения, словом - о жизни во всех ее проявлениях.
Еще были детективы. К этому жанру я отношусь не очень - но многие их очень любили.
Да и фантастика по большей части состояла из этих же самых "средних писателей", только с другой тематикой. Гениев среди них тоже было очень мало.
Я сейчас не вспомню фамилии этих писателей. Вот помню Шукшина или Чингиза Айтматова. А большую часть этих авторов - вообще не помню. Но вы знаете что? Я рада, что у меня были эти книги, я их читала с удовольствием, получала кайф, а может, и узнавала что-то новое для себя.
Это такая работа - писатель. Что в этом особенного? В медицине не все должны быть Пироговыми. Так и в литературе не все должны быть Пушкиными. И не каждый дом культуры должны оформлять картины Репина.
Сейчас тираж 30-50 тысяч - это признак Маститого Автора, это редко кому удается добиться таких тиражей. И они уже не комплексуют (наверное - не знаю, честно говоря). Но невротическое отношение к писательству только усилилось. Пресловутая "писательская среда" гиперконкурентна и крайне ядовита.
Вероятно, кто-то чувствует себя в такой остро конкурентной среде как рыба в воде - им хорошо. Это никак не коррелирует собственно с писательским мастерством.
Да и сравнение по этому "мастерству"... в обычных профессиях люди ведь стараются не выпячивать перед коллегами свою невероятную крутизну. Если ты делаешь что-то круто или хорошо знаешь - это и так заметят. А вот намекать об этом, говорить, да еще опускать других - это прямой путь к разрушению коллектива, таких не любят.
У писателей же коллектива вроде как нет, каждый пишет сам по себе, и все вокруг - конкуренты. Видимо, отсюда и эти постоянные рассуждения о "мастерстве", "графоманах", "вторых и третьих эшелонах", "МТА" - все это, собственно, можно прочитать уже в "Хромой судьбе", только сейчас нужно умножить минимум на три.
Многие, кто мог бы вполне рождать что-то вполне приятное и достойное, поэтому даже не пытаются конкурировать в этой среде, а становятся звездой какого-нибудь фанфик-сайта. Широко известной в узких кругах. В таких местах, правда, тоже своя маленькая иерархия, тоже свои звезды и "графоманы презренные" - в уменьшенном масштабе.
В общем, все это, конечно, мешает жить и работать.
|
</> |