Больное поколение: легко ли быть молодым?

топ 100 блогов blau_kraehe23.10.2020

Увидела ссылку у Розова о том, что меня почему-то совершенно не удивляет. Не удивляет потому, что согласуется с той картиной, которую я реально вижу вокруг себя.

Многие миллениалы сознательно практикуют здоровый образ жизни, придерживаются диеты и отказываются от вредных привычек. Но с возрастом состояние их здоровья ухудшается быстрее, чем у предыдущего поколения. Динамика настолько тревожная, что без вмешательства смертность в этом поколении может быть на 40% выше, чем у их родителей в том же возрасте. Это потребует роста расходов на здравоохранение на 33%, а также повлечет ускорение безработицы и снижение доходов в этой возрастной группе.
Причины уже начавшегося всплеска смертности в поколении миллениалов до конца не ясны, хотя она «растет по всем направлениям – от передозировки до рака». Однако несомненно, что одну из решающих ролей здесь играют шоковое ухудшение психического здоровья и его поведенческие последствия. Миллениалы все чаще переживают депрессию.

Речь идет о реальном ухудшении здоровья - не только психического - молодого поколения. Поколения, выросшего на лучших продуктах, витаминах, обласканного и залюбленного, никогда не знавшего (если говорить о ФРГ) насилия.

Конечно, я не говорю о своих личных наблюдениях: тетеньки-дяденьки за 40-50 привычно тянут на себе рабочую лямку, молодые ломаются, уходят на больничные, срывают спины и психику, меняют специальности, "ищут себя"... Это в конце концов может быть только моей личной подборкой. Но оказывается, да, есть и статистические наблюдения на эту тему. Ну ок, возможно, по поводу психики молодые чаще обращаются (хотя в Германии нет предубеждений по поводу обращения к психиатру и у пожилых). Но ведь и смертность/заболеваемость от других причин растет.

Позволю себе высказать некоторые предположения. Не надо только лезть очередной раз с криками о "статистике" и "а где у вас доказательства". У нас регулярно путают публицистику, научно-популярную литературу и научную монографию. Так вот, блоги в ЖЖ - это первое. Не нравится - переходите к монографиям. Только последние нельзя комментировать так, как это обычно делается в ЖЖ.

Так вот, миллениалы - это едва ли не первое поколение, выросшее на грани "традиционного" и "современного" мира. Это может показаться странным, но еще в 90-е воспитание детей было гораздо более традиционным.

Чем отличается последнее? Нет, не "ремнем", как немедленно подумали многие. Прежде всего - самим отношением к наличию ребенка. В традиционном мире рождение детей - необходимая данность. До изобретения противозачаточных и разрешения абортов это вообще было необсуждаемым моментом, наличие детей воспринималось как нейтральный неизбежный факт, вроде смены времен года. Далее сохранялась некая инерция: ну все-таки надо же завести детей, как же иначе?

Но вот она закончилась, и либеральная идеология немедленно дала ответ на вопрос "а зачем дети". А не нужны. Дети - это личное хобби семьи, развлечение, удовольствие, счастье. Если ты заводишь ребенка - это твои личные проблемы, никто тебе ничего не должен, и сам ребенок тоже ничего тебе не должен, он тебя не просил его рожать, и теперь ты просто обязан(а) создать ему абсолютно идеальные условия.

Казалось бы, что в этом плохого? Все прекрасно. Родители счастливы самим наличием ребенка и постоянно должны демонстрировать состояние счастья (иначе их обвинят в том, что "а зачем родили, кто просил").

Родители миллениалов жили - как ни странно, не только в СССР, но и в ФРГ того времени - в совершенно другой среде. И опять же вопрос не в "ремне" (хотя и физические наказания к ним применялись, а уж что-то в стиле отшлепать вообще считалось чуть ли не обязательным). Это были гораздо менее счастливые дети. В семье они были лишь небольшой ее частью, с них требовали какой-то помощи, учебы, приличного поведения. Участия в семейных делах.

В СССР было еще и общественное воспитание, которое люто ненавидят сегодняшние мамочки, не понимающие, как можно нежного сладкого малыша заставлять ходить строем, есть кашу, которую он не особо любит, и высаживать на горшочек в ряду других. Это им кажется нечеловеческим насилием. Советские садики считаются рассадником садизма и пыток детей.

Но несмотря на отсутствие такого "садизма", и в ФРГ лет 30-40 назад все было вполне традиционно. Например, дети массово ходили в церковь, где нужно сидеть смирно и целый час не шуметь, причем тогда в церкви никого не "развлекали" - ну по крайней мере не так бурно, как сейчас.

О школе я уже молчу. Любая традиционная школа "душит инициативу", "убивает все творческое", "убивает детские души" и так далее.

О семье. Несмотря на то, что ребенок, конечно же, центр семьи, заведенный исключительно для любования им и служения ему - все-таки могут случаться эксцессы, когда выведенные из себя родители могут, страшно сказать, накричать на малыша... или подростка уже... или даже его наказать. Но тут есть бдительный надзор соседей. И я не говорю о побоях - тут я лично категорически против. Но даже регулярное (а то и редкое) повышение голоса в ФРГ может повлечь за собой визит службы по делам несовершеннолетних.  А если вы вообще прикасаетесь к ребенку - например, схватить за руку и потащить домой насильно - тут все крайне сложно. Отношения в семье фактически приравниваются к отношениям учителя и детей в школе. Ведь учитель не имеет права хватать детей, вообще трогать их, правда? Так вот, и родители, в принципе-то не имеют - ну разве что  обнять, это им можно.

Нет, не надо нагнетать ужасов: никто детей за это не "изымает". Нет у государства таких средств, чтобы во всех таких случаях куда-то детей забрать.
Но ведь совершенно достаточно визита службы или вызова туда на беседу, чтобы родители реально испугались и изменили стратегию поведения. То есть родителям прямо предписывается - и это контролируется - определенный стиль отношений с детьми.

Вот такой, как мы имеем.
Причем всем кажется, что это даже и замечательно. Растут дети, не знающие насилия вообще. Никакого. Счастливые детки, родители целыми днями только и думают, чем бы их порадовать. Что бы еще подарить, куда бы свозить. Чем бы накормить этаким. А рынок еще и подсовывает услужливо идеи: как, вы еще не купили ребенку вон такой-то самокат? Такую-то игровую приставку? Да вы сволочи, а не родители - у всех уже есть, а у вашего нет.

Родители потеряли право заставлять детей что-то делать. Это чревато. Нет, не тем, конечно, что ребенка "изымут". И даже не осуждением окружающих, педагогов и службы по делам несовершеннолетних - все это можно было бы еще обойти или наплевать. Но ведь ребенок очень скоро вырастет, и что вы будете делать с подростком? Как "заставите" - ведь учтите, что весь мир будет против вас, будет поддерживать подростка в его бунте против авторитарных родителей. Как, у девочки нет отдельной комнаты?! Вашей семье так удобнее? Это никого не интересует, надо думать о благе ребенка, а не о каких-то "удобствах для всех". Как, у вашего сына есть обязанность по вечерам мыть посуду?! А вы его не перегружаете домашними обязанностями?! (это реальный вопрос, который задали мне лично педагоги).

Но главное - поддерживать с ребенком хорошие отношения, иначе он просто плюнет и уйдет. В 18 лет, но может уйти и в 15, 16 - пути для этого есть, служба по делам несовершеннолетних подберет ему место в доме с опекой (жизнь фактически самостоятельная, с присмотром педагога). Или у него начнутся "психические заболевания". Я была потрясена, узнав, что огромное количество подростков сейчас занимаются "саморезанием", это такая форма протеста. Честно сказать, не знаю ни одного такого случая во времена моего детства, а ведь я одно время даже и работала в психиатрии, и интересовалась этим. А сейчас это совершенно нормально, подростки режут себе руки, тело, попадают в психиатрию, а там им помогают, например, устроиться в какой-то "дом с опекой", уйти, к примеру, от авторитарной плохой мамы к разведенному доброму и богатому папе. Так что не хотите потерять ребенка вообще - поддерживайте с ним хорошие отношения, помогает он по дому - это его личное решение, не помогает - ваша святая задача обслуживать ребенка с головы до ног, для чего вы его родили? Учится хорошо - его решение, не учится - утешайте, что оценки не очень хорошие. Нормальное поведение немецкой мамы: дочь принесла из школы неуд - ну не расстраивайся, доченька, пойдем сходим купим тебе какую-нибудь шмотку или посидим в кафе-мороженом.

И главное, это вовсе не трагедия для родителей, как можно подумать. Многие родители вполне счастливы - они же на самом деле любят ребенка, хотят слышать его смех и видеть радость. Что может быть прекраснее, чем одаривать свою кровиночку благами, вывозить ее на море, в парки развлечений, играть с ней, обнимать и любить? Зачем омрачать это счастье какими-то там "требованиями", да пусть они провалятся, требования эти...

Может быть, это как-то компенсируется школой, садиком? Вовсе нет. Учеба чем дальше, тем становится проще, элементарнее, теряет следы какой-то "авторитарности". Только творчество, только самовыражение!
Прежде чем заниматься творчеством. нужно вначале довольно долго учиться - но это ерунда. В нашей школе сочинения начинали потихоньку писать лишь в 6-7 классе, а по-серьезному только в 8-м, в 14-15 лет. До этого учили правила русского языка, списывали предложения, писали изложения и диктанты, учились пользоваться языком.
Сейчас сочинения пишутся с первого класса - а почему не дать ребенку сразу "самовыразиться", пусть коряво и неграмотно?

В России еще существует культ "кружков", внешкольных занятий. Занятия эти еще проводятся по советскому типу - серьезно. Если это спорт, то тренировки по 3 часа 4 раза в неделю - и это для всех, а не только для одаренных. Если это музыкальная школа - то 2 раза в неделю специальность, с оценками, требования ежедневно заниматься хотя бы 2 часа, плюс сольфеджио, хор, музыкальная литература.
Хотя бы здесь еще дети приучаются к дисциплине - те, кто способен ее выдержать, ведь родители, как мы помним, теперь заставлять не должны.

О том, как занимаются с детьми в Германии, я в свое время писала. Основной принцип - занятия должны доставлять удовольствие и радость. Упаси боже перенапрячься и перетрудиться. Занятий должно быть немного: в музыкальной школе это час в неделю и без всяких требований к домашним заданиям; спорт - иногда бывает 2-3 тренировки в неделю по часу, но тоже по большей части "для удовольствия". Для особо одаренных - больше, но их мало, это исключения. Ну так ФРГ гораздо дальше зашла по пути "блага ребенка", чем РФ.

А теперь о том, как все это отражается на мировоззрении и психике.


Ребенок, выросший в традиционных условиях, не просто конфронтировал в детстве с отрицательными эмоциями и был вынужден делать не всегда, то, что хочется, а иногда - и то, что надо. У него закладывалось представлении о себе как части целого - семьи, группы, класса... да собственно, позже - и народа. Не на уровне деклараций - а на поведенческом уровне. Вот мы всей семьей едем на дачу, я помогаю родителям - поливаю цветы, пропалываю грядки. Вот мы строимся с группой, беремся за ручки и идем на экскурсию. Потом ложимся спать, и надо лежать тихо, потому что так положено. В классе надо сидеть тихо, не бегать между партами. Сегодня я дежурный, надо вымыть доску.

Я - не в центре, я один из многих, такой же, как все. У нас еще говорили: "я - последняя буква алфавита".
А еще ребенок учился иногда терпеть. До определенного предела, конечно - но какие-то недомогания можно перенести, и собственные ощущения, физические и психические, может быть, надо иногда просто игнорировать, и они пройдут сами по себе. Может быть, на них вообще не надо обращать так много внимания - ведь если ты заболеешь всерьез, ты не сможешь этого не заметить.

Хотя в капиталистическом мире индивидуализма, конечно, и тогда было больше - все же в семье ребенок тоже не был центром всего и вся, он был частью семьи.

ВАжно то, что все это подготавливало психику ребенка к миру труда. Рано или поздно он начинал работать и совершенно естественно вливался в трудовой коллектив, где нужно учиться у более опытных. выдерживать какие-то нападки и наезды со стороны неадекватов (этот опыт уже тоже был проработан в школе и садике - но и неадекватов было тогда в разы меньше), нужно признавать свои ошибки и исправлять их, и наконец - действовать не как сверкающая звезда на небосклоне, а как часть рабочего процесса. Не обращать внимания на усталость, боль, преодолевать себя.

Психика миллениала к миру труда в принципе не подготовлена. Уже в школе начинаются психические проблемы, срывы. И вот такой ребенок, залюбленный, центр вселенной (или по крайней мере декларируемый центр - ведь далеко не все родители на самом деле любят детей и счастливы, но демонстрировать это обязаны) - попадает в обычный трудовой коллектив. Это с одной стороны симпатичная девочка или мальчик, они открыты, доверчивы, их все любят... Но с другой стороны, работа - это тяжело, скучно, а тут еще начинается какая-то критика за ошибки. Это невыносимо, это страшная трагедия. Это сковывает свободную личность! Убивает душу!
А тут еще пристальное внимание к любому душевному и физическому дискомфорту. Что-то чуть-чуть болит? Это ужасно, надо срочно бежать к врачу, на больничный. 50-летняя коллега с гонартрозом и застарелой грыжей межпозвоночного диска смотрит понимающе: бедная девочка, у нее болит головка. а вдруг это что-то серьезное?!

А ведь все психологи сегодня учат нас: надо все время прислушиваться к себе, спрашивать, чего ты хочешь. где у тебя дискомфортные ощущения... Вот детки и поступают именно так. И смехотворное мышечное напряжение, которое легко снимается несколькими упражнениями, превращается в "нечеловеческие боли в спине" и чуть ли не инвалидность.

Причем это действительно так - настрой на болезнь, на поиск болезненных ощущений - это и в самом деле очень тяжело, это превращает жизнь в настоящий ад, этой девочке в самом деле в разы тяжелее, чем пожилой коллеге.

По сути, эти дети с самого начала воспитывались как баре. Как миллиардеры. Вот детей миллиардеров вполне можно воспитывать именно так: как центр вселенной, чутко прислушивающийся к собственным ощущениям. Им же потом работать не надо будет. Или они будут невыносимо тяжело "работать", просаживая на бирже папины капиталы или выступая в телешоу.

Детей рабочих так воспитывать нельзя, мы получим инвалидов. Мы уже их получили. Да, не всех - ну так и в статистике речь идет не о "всех". Только подумайте, что через 15-20 лет заласканное обожаемое дитятко превратится в винтик рабочего процесса, которому придется терпеть и крутиться... Да он же сломается - и именно это и происходит.

Честно говоря, я из этого в нынешних условиях не вижу реальных выходов, потому что попытки "заставлять" и воспитывать коллективистски будут наказаны обществом, да и ребенок подрастет и сочтет себя обиженным. Кому-то, конечно, повезло, и он живет в среде, которая за это родителей не наказывает. Но процесс идет, и эта среда будет дальше сужаться.
Я вижу только один глобальный выход - социализм и общественное воспитание.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем давно известно, что рынок Форекс – это жесткая конкуренция между брокерами. Каждый из них желает быть на лидирующем месте и поэтому постоянно усовершенствуется, предлагая свои преимущества. Поэтому трейдеры утверждают, что и новичок в этой сфере, и грамотный трейдер, имеющий ...
...
Кто-нибудь утром проснется и ахнет, и удивится - как близко черемухой пахнет, пахнет влюбленностью, пахнет любовным признаньем, жизнь впереди - как еще не раскрытая книга. Кто-нибудь утром просне ...
Сегодня с утра почему-то задумалась о приметах, иногда с определенным человеком постоянно совпадают какие-то мои действия, даже удивительно! Скажите, вы верите в приметы? Вот я вроде и не верю, а все равно стучу по дереву и плююсь через левое плечо, чтобы не сглазить… НО, плююсь не ...
Казан -- это песня. Испытание солянкой (не суп, а тушёная капуста) прошло более, чем успешно. В прежней высокой сковороде свободное место заканчивалось слишком быстро, здесь же этой проблемы не возникло вовсе. Едем дальше. У кого самый внимательный мальчик? Конечно, у меня! На неделе зашл ...