Невыученный урок Второй мировой

топ 100 блогов trim_c09.09.2016 Пол Гобл
  Человечество не извлекло всех необходимых уроков из истории Второй мировой войны, убежден американский политолог Пол Гобл (Paul Goble).

Авторитеный специалист по этническим и национальным вопросам в странах Восточной Европы и Евразии, в прошлом специальный советник Госдепартамента США по национальным проблемам Советского Союза и стран Балтии, он посвятил часть своей карьеры работе в международном вещании США. Ныне он является автором популярного блога Window on Eurasia – о событиях в России и сопредельных странах.

Пол Гобл уверен, что некоторые из уроков Второй мировой сохраняют свое значение и сегодня. Речь идет, в частности, о соотношении двух принципов политического самоопределения – гражданского и этнического. Столкновение которых в Европе конца тридцатых годов приобрело особенно драматический характер.

Алексей Пименов: C 1 сентября 1939-го минуло 77 лет, однако Вторая мировая война по-прежнему – предмет острых дискуссий. Один из самых острых вопросов – причины первоначального успеха гитлеровской Германии. Ваше мнение?
Пол Гобл: Успех Гитлера объяснялся тем, что очень многие в Европе – и особенно в руководстве европейских стран – хорошо помнили, как страшна была первая мировая война. Никто не хотел конфликта, который мог привести к новым боям на Сомме или новому Вердену. Люди готовы были пойти гораздо дальше, чем следовало, чтобы умиротворить того, кто бросал вызов системе. И Гитлер сознавал, что может делать это, не опасаясь, что его остановят. Он знал: его оппоненты не хотят воевать. Между тем сам он ясно давал понять, что ради достижения своих целей готов начать войну, если Париж и Лондон не согласятся на его условия.

А.П.: Помимо военных приготовлений, гитлеровская стратегия включала в себя и широкомасштабную пропагандистскую кампанию. Почему многие в Европе оказались так восприимчивы к нацистской политической демагогии?
П.Г.: Живая память о Первой мировой войне, разрушившей жизнь целого поколения, давала Гитлеру возможность запустить пропагандистский механизм, основанный на риторическом вопросе: «Готовы ли вы умереть за Данциг»? Большинство европейцев ответило: «Нет». Тем временем он приступил к незаконному перевооружению Германии, и к тридцать девятому году третий рейх был, с военной точки зрения, в значительно лучшем положении, чем Франция, Великобритания и Советский Союз.

А.П.: Сегодняшнему поколению, пожалуй, уже непонятен смысл выражения: «умирать за Данциг».
П.Г.: В те времена Данциг (Гданьск) представлял собой немецкий анклав на территории Польши. И, как и Судетскую область в Чехословакии, Гитлер считал необходимым присоединить этот анклав к рейху.Европейцы, полагал он, должны признать, что границы, установленные согласно решениям, принятым в Версале, проведены без учета интересов Германии. И что Германия – разделенная страна, разделенная нация. Используя лозунг: «Готовы ли вы умереть за Данциг?», гитлеровская пропаганда сумела привить очень многим европейцам представление, которое по-другому выразил Невилл Чемберлен, вопрошавший, зачем «рыть окопы и надевать противогазы из-за распрей в далекой стране между людьми, о которых мы ничего не знаем».

А.П.: И все же чем объяснить успех, с которым нацисты использовали эти настроения в своих интересах?
П.Г.: Прежде всего тем, что границы, установленные в Европе после того, как в 1918 году распались европейские империи, действительно не всегда проводились с учетом национального состава населения. И Гитлер сумел сыграть на том, что многие немцы оказались за рубежами своего отечества. При этом он взывал к принципу национального самоопределения, который союзники сами провозгласили после первой мировой войны. И здесь тоже налицо точный расчет. Многие задавались вопросом: почему Судеты или Данциг должны оставаться вне Германии? Ведь это же немецкие земли. Вот только когда дело дошло до войны, стало ясно, что аппетиты Гитлеры не ограничивались Судетами и Данцигом. То, что люди игнорировали – точнее, хотели игнорировать, стало очевидным в сентябре 39-го, когда Германия напала на Польшу, а Великобритания и Франция в ответ объявили войну Германии.

А.П.: Продолжаются дискуссии и о том, какие силы несут ответственность за развязывание Второй мировой войны. Ваше мнение?
П.Г.: Я полагаю, что по окончании предыдущей – Первой мировой – войны союзники поставили Германию в чрезвычайно тяжелые условия. Версальская система провалилась в двух отношениях. Во-первых, союзники не поняли, что условия Версальской системы необходимо пересмотреть – в противном случае Германия станет на путь реванша. Во-вторых, когда стало очевидно, что Берлин игнорирует Версальские ограничения, вводя войска в Рейнскую область (что, напомню, прямо запрещалось Версальским договором), международное сообщество (в первую очередь Великобритания и Франция) ничего не сделало в ответ. А отсутствие реакции показывает нарушителю, что ему сойдут с рук и более крупные нарушения. Поэтому ответственность за то, что Гитлер уверовал в успех, когда развязывал войну, несут западные страны, оказавшиеся неспособными должным образом отреагировать, скажем, на милитаризацию Рура.

Разумеется, ответственность лежит и на других. Германия и Советский Союз сумели заключить договор о ненападении (Пакт Молотова-Риббентропа), и Гитлер в течение определенного времени мог не беспокоиться об опасности войны на два фронта. Было ли бы лучше, если бы уже тогда сложилась «большая коалиция» против Гитлера? Скорее всего, да. Кто виноват в том, что этого не произошло? Полагаю, что виновных можно найти и на той, и на другой стороне – тех, кто, руководствуясь различными соображениями, подобного союза не желал.

Примечательно, однако, что два года спустя те же самые люди обнаружили готовность пойти на союз с СССР во имя борьбы с нацистской Германией. В общем, в данном случае поиски виновных, с одной стороны, и невиновных – с другой едва ли продуктивны. Правильнее будет сказать, что всякий раз, когда международное сообщество попустительствует нарушению правил, базирующихся на международных договорах, и, стало быть, нарушению – с применением силы – международного порядка, когда оно не дает нарушителю серьезный отпор, опасность только растет. И свидетельство тому – не только то, что произошло в 39-м, но, к несчастью, и другие, совсем недавние события.

А.П.: Извлекло ли мировое сообщество все необходимые уроки из истории Второй мировой войны?

П.Г.: Конечно, нет. Международное сообщество уроков не извлекло. Это совершенно ясно. Международное сообщество не сумело понять, что главный, если угодно, новый принцип, главный вывод из уроков Второй мировой войны – в том, что гражданство во всех случаях должно быть приоритетно по отношению к этнической принадлежности. И что любой, кто призывает перекраивать границы по этническому принципу, нарушает международное право, подрывая принцип гражданства. Второе – если то или иное государство угрожает международному порядку, будучи готово применить военную силу, то лучший способ сохранить мир – создание максимально широкого союза против подобных попыток, причем – как можно скорее. А вот надежда – вопреки всему – на переговоры (с нарушителем) зачастую оказывается иллюзорной.

Подчеркну еще раз: когда одна страна оккупирует часть другой, используя как аргумент этнический состав населения, она тем самым выступает против одного из основных принципов международного порядка. И тогда задача всех стран, сознающих свою ответственность за судьбу международного сообщества, – сплотиться, сделать максимум возможного, чтобы не дать конфликту разрастись, и восстановить нормальное положение дел. Подчеркну и другое: это – очень трудный урок. И состоит он, коротко говоря, в том, что неумение противостоять агрессивному национализму приводит, в конечном счете, к большим трагедиям, чем кажется поначалу.

Источник: Невыученный урок Второй мировой logo


Мне кажется, что вполне сознательно Гобл акцентирует внимания на чертах сходства.
Каждый новый гитлер - любых размеров - легко усвоит: цивилизованные страны не хотят воевать.
А раз так нужно начать нарушать правила, демонстрируя готовность убивать за свое право нарушить правила. И постепенно повышать ставки
И они БУДУТ ОТСТУПАТЬ. Как отступали сначала по поводу аншлюсса - все делали вид, что не заметили, как это было - они ведь сами хотели. Потом из-за Судет, потом из-за Данцига.

Но урок не выучен, и мы видим очевидные последствия. Путин урок выучил, и выводы правильные сделал, а вот Европа нет. Точнее Западная Европа. Прибалты урок запомнили накрепко, поляки тоже. А вот французы и англичане - не очень. А Италия, Испания, Греция и вовсе его не учили.

И лозунг "вы хотите умирать за Днациг?" все еще в ходу. Просто географические названия меняются.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Во вчерашней информации об ответах Владимира Путина на вопросы сотрудников российских СМИ, выложенной на сайте Кремля , меня вот что удивило. Почему вопросы задали только россияне? Почему не было иностранных журналистов? Даже китайских... Потому что корпункты иностранных СМИ, ...
art ma-zaika Life and times of John LennoN В  Значки в Центральном парке Нью-Йорка, 6 октября 2010 года. В  9 октября 2010 года ровноВ 70 лет ...
Я прошу прощения, если вдруг нарушу правила публикации, писал в сообщество раз, года два назад, а сейчас в голове такая каша. Мне 28, лет 7 назад развелся с женой, ей 32. Есть общий сын. Расходился по моей инициативе, по причине её пьянства. Впрочем, я сам далеко не подарок, тоже пил и ...
Две хромых утки мировой политики собрались для совместного промоушн. Невеселые лица, да и праздник какой-то грустный. Мы газ будем продавать через Турцию. Ну то есть через Европу никто газ уже не покупает? Или что? Хочется посмеяться, но весь этот подводный газопровод будет за счет ...
sametomorrow from Unsplash " title="Photo by sametomorrow from Unsplash " loading="lazy" /> Photo by sametomorrow from Unsplash Саша встретила словами: «Вы знаете, что ...