
120 лет Цусимы – цветы, лампады, встречи в прошлом и настоящем (ч.3)


в первой части.
Я достаточно хорошо помню своё детство, в том числе раннее, но не могу вспомнить, когда впервые я узнал о Цусиме. Зато, что очевидно, я помню, как в мои студенческие годы по третьей программе Польского радио совершенно замечательной человек пан Стефан Высоцкий, журналист, яхтсмен, вёл среди прочих циклов своих передач передачу "Дружественная ладонь", Przyjazna dłoń. В конце каждой он давал адреса инвалидов, которые хотели бы переписываться по интересам. Мне было двадцать лет, когда желание установить почтовый контакт высказала пани Данута, интересовавшаяся русской литературой. Я написал. Пани Данута по состоянию здоровья не окончила русскую филологию Люблинского университета, была парализована и жила под Люблином в доме опеки. Я готов был поехать навестить её, но она ответила, что не в том состоянии, чтобы принимать гостей. По переписке я узнал, что её дедушка Павел Кречунеско родился в Гродно, по отцу наполовину молдаванин и в детстве несколько лет жил в Кронштадте. Его отец, прадед пани Дануты, был военным врачом и погиб при Цусиме. В годы нашей переписки интернета не было в помине. Я жил в Варшаве. То не слишком многое, что я знал тогда о Русско-японской войне, я пани Дануте писал. В результате она прочла в польском переводе роман "Цусима" Новикова-Прибоя.
Десятилетия спустя я стал бывать в Центральном военно-морском архиве в Петербурге. Это абсолютный кладезь с исключительно доброжелательными сотрудниками, среди которых с большущей искренней благодарностью я хочу упомянуть прежде всего Елену Викторовну Никандрову, а также Ирину Вячеславовну Осадчую и Раису Яковлевну Павленко. Там, а также в документах Гродненского университета я нашёл прадеда пани Дануты.

Судовой врач Константин Николаевич Кречунеско, 1873-1905
Константин Николаевич родился в городке Оргеев, ныне Орхей, Бессарабской губернии, ныне в Молдавии. До окончания Военно-медицинской академии в Петербурге он год служил в Абиссинии, ведшей тогда войну с Италией, и получил ордена абессинский и русский. По возвращении окончил академию и был распределён в пехотный полк в Гродно. Там познакомился и женился на уроженке Гродно, у них родился сын Павел, после чего Константина Николаевича перевели в морское ведомство в Кронштадт. С началом формирования Второй Тихоокеанской эскадры его назначают на броненосец "Наварин". Сцена прощания с ним пятилетнего сына, разрыдавшегося в голос несмотря на ласковые заверения родителей, что папа сплавает и вернётся, осталась в памяти Павла Константиновича на всю жизнь и была рассказана внучке Дануте, родившейся после всех пертурбаций двадцатого века в Польше и решившей изучать русский язык.
Броненосец "Наварин", спущенный на воду в 1891 году, имел главной особенностью то, что его четыре трубы располагались в вершинах воображаемого прямоугольника. Такая конструкция на флотах мира не была в то время чем-то совсем необычным, но в России других похожих кораблей не было.

Броненосец "Наварин" всею мощностью двигателей идёт на нас. Раскрашенная фотография 1902 года.

После модернизации уже с двумя мачтами. Поход Второй эскадры, по какому-то случаю подняты флаги расцвечивания.
В Цусимском бою с погибшего "Наварина" осталось в живых три матроса.
Окончив Варшавский университет и затем восемь лет поработав журналистом Польского агентства печати, я отбыл в Лондон. Там в течение одного лета я жил, снимая комнату в двухкомнатной квартире, у княжны Наталии Григорьевны Гагариной, ей было под девяносто. Она девочкой уехала с родными из России во время гражданской войны, окончила созданную в Чехословакии русскую гимназию и в 1939 году окончательно обосновалась в Англии. Квартира находилась в свыше часа езды от моего колледжа, где я учился английскому, а преподавал русский и польский, и с началом учебного года мне пришлось переехать, но потом в течение нескольких лет я раз в две недели приходил к Наталии Григорьевне убирать квартиру, она платила мне по существующим расценкам и дополнительно кормила обедом, за которым мы много друг другу рассказывали. Так я узнал о том, что отец Наталии Григорьевны князь Григорий Григорьевич Гагарин погиб при Цусиме со всем экипажем на броненосце "Император Александр III". Наталия Григорьевна родилась после ухода Второй эскадры на Дальний Восток, и она никогда не видела своего отца. Из-за всех исторических перипетий у неё не сохранилось ни одной его фотографии. Спустя десятилетия я увидел его портрет в книге "Цусима. Хроника-реквием".

Князь Григорий Григорьевич Гагарин, 1873-1905

24А Upper Park Road, Belsize Park, London NW3

Тонет с частично сбитой снарядами второй трубой броненосец "Император Александр III"
Прошло ещё двадцать лет. Будучи в Риге, я узнал, с большой вероятностью, о самом старшем участнике Цусимского сражения. Среди участвовавших четырёх русских адмиралов самый старший, контр-адмирал Дмитрий Густавович Фелькерзам, родился в 1846 году. А кондуктóр Иван Фёдорович Гуров в 1842-м. Кондуктóр – самое высокое унтер-офицерское звание на Российском Императорском флоте, кондуктóры носили мундиры офицерского кроя. Иван Фёдорович родился в Севастополе и в возрасте двенадцати и тринадцати лет принимал участие в его обороне во время Крымской войны. По-видимому он в составе Второй Тихоокенской эскадры единственный участник той севастопольской обороны. Во взрослом возрасте стал военным моряком. Когда на рубеже 1904 и 1905 годов в Кронштадте формировался Отдельный отряд (Третья Тихоокевнская эскадра) для отправки под командованием контр-адмирала Небогатова вдогон в помощь Второй эскадре, Иван Фёдорович был призван в звании кондуктора из запаса и назначен на буксирный пароход "Свирь". К большому сожалению, фотографий Ивана Фёдоровича я не нашёл.
У "Свири" долгая и богатая жизнь. Пароход родился в Голландии в 1891 году и получил название "Zwarte Zee" – "Чёрное море". Через одиннадцать лет поменял флаг на немецкий, а ещё через два, в 1904 году, был куплен Россией для включения в отряд адмирала Небогатова, как буксирное и посыльное судно. При Цусиме спасал, поднимая из воды, моряков затонувших кораблей и, уцелев, ушёл в нейтральный Шанхай. По окончании войны служил на Дальнем Востоке, потом, когда в России угасала гражданская война, ушёл с последним отрядом кораблей под Андреевским флагом в филиппинскую Манилу, там был продан, сменил следующие три флага, и в 1947 году ещё служил портовым судном в Гонконге. Дальнейшая его судьба требует новых поисков.

Пароход "Свирь" в 1905 году; таким он прошёл весь крестный путь Второй эскадры
На "Свири" Иван Фёдорович в числе тридцати пяти членов экипажа был после командира и старшего офицера третьим по старшинству. Его вспоминает с большущей симпатией служивший с ним на "Свири" старшим офицером кресовянин Антон Станиславович Кашкель, после революции живший в Литовской Республике.
И четвёртый человек, по следам которого я ходил сто двадцатую годовщину Цусимы, – в 2019 году я узнал, что в дошкольном возрасте не раз видел участника сражения и даже немного с ним разговаривал. Это рядовой матрос с броненосца "Ослябя", спустя одиннадцать лет кондуктóр, а в годы Великой Отечественной войны герой Ладожской флотилии Василий Александрович Никитин. О нём рассказано в моей предыдущей записи, она была ко Дню Победы.

Несколько выше середины – поручик корпуса инженеров-механиков князь Григорий Гагарин.
Изображение при нажатии на него увеличивается.

Строки снизу седьмая, шестая и пятая – старший судовой врач Константин Кречунеско.
Изображении при нажатии увеличится.
Соответственно...

...к доскам броненосцев "Император Александр III" и "Наварин"
А на канун три свечи – за всех павших цусимцев, их 5016, и всех русских моряков унесенных Русско-японскою войною, их свыше семи тысяч:

Возглашение в русской православной панихиде – упокой, Господи, души усопших раб Твоих
здесь. А вся биография – в прекрасно написанной книге:

Аналогично кронштадтскому Никольскому морскому собору в Петербурге находится –

Николо-Богоявленский морской собор
В прилегающем к собору сквере 14 (27) мая 1908 года, в третью годовщину битвы, был открыт обелиск в память о погибшем со всем экипажем, 967 человек, броненосце Гвардейского экипажа "Император Александр III". Одною из присутствующих на открытии была вдова младшего инженер-механика, поручика по морской части князя Григория Григорьевича Гагарина княгиня Анна Николаевна Гагарина урожденная Львова, мама Наталии Григорьевны, с которой я был хорошо знаком и одно лето у неё жил в Лондоне.



Обелиск броненосца "Император Александр III" в Петербурге в смысле Русско-японской войны и Цусимы известен больше всего. Как видно, в день годовщины петербуржцы помнят.
Через три года после открытия обелиска, 14 (27) мая 1911 года, в шестую годовщину, в месте, где Ново-Адмиралтейский канал подходит к Большой Неве, была освящена и открыта церковь Гефсиманского борения Христа Спасителя, популярно называемая храмом Спаса на Водах, и посвященная погибшим при Цусиме.

Спас на Водах в день торжественного открытия
В 1932 году храм был разрушен. Сегодня там небольшая часовня Спаса на Водах. Существуют планы воссоздания храма, действует общество, объединенное этой идеей, его возглавляет невероятный энтузиаст Владимир Александрович Богданов.
28 мая 2025 года – суббота. В ярком солнце на территории, окружающей часовню, проходит торжественный сбор парадных колонн двух петербургских высших мореходных училищ, военного и гражданского, с подъёмом флага и военно-морским оркестром.

Курсанты в сборе и построены

В храме проходит короткая лития. Фотография Дмитрия Фуфаева.

Непосредственно перед поднятием флага. Первый слева главный организатор Владимир Александрович Богданов.

Военно-морской оркестр готов

К поднятию флага строй принимает позицию смирно, командир колонны военных курсантов отдаёт честь

Возвращенный Новой Россией Андреевский флаг
Потом строй курсантов проходит маршем под оркестр. Далее, в частности, –

Контр-адмирал профессор Игорь Николаевич Колесников. Фотография Дмитрия Фуфаева

И я
В заключение в находящемся рядом (виден на фотографии с оркестром) доме Комитета восстановления храма Спаса на Водах проходит для почётных гостей небольшой приём.

Слева рукав контр-адмирала с нашивками контр-адмирала, справа капитан первого ранга Никита Иванович Поздняков, чокнувшийся со мною, произнеся короткий тост по-польски.
Там же, в главном помещении, находятся совершенно удивительные вещи. После разрушения храма место это вошло в состав территории завода, рядом с которым храм был возведён. В Новой России, когда строилась ныне стоящая часовня, в земле были обнаружены уцелевшие элементы убранства, в том числе практически не поврежденный лик Спасителя. Вот он:

Да святится имя Твое, та приидет царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли
