«Невероятно, но факт» Квентина Дюпьё: Мораль абсурдистской басни

топ 100 блогов okkomovies31.10.2022

В прокате абсурдистская комедия Квентина Дюпьё, в которой маэстро продолжает потешаться над человеческими пороками. В форме емкой басни французский режиссер вновь рассказывает о том, как люди, встретившись с чудом, превращаются в форменных идиотов. Пытаемся рассказать о фильме без спойлеров.

Кадр из фиьлма «Невероятно, но факт», реж. Квентин Дюпьё
Кадр из фиьлма «Невероятно, но факт», реж. Квентин Дюпьё

«Пространство и время субъективны», — так писал Кант. Если ко времени у героя нового фильма Квентина Дюпьё (aka Mr. Oizo), в общем-то, вопросов нет, то с пространством оказывается всё не так просто. Супружеская пара (Ален Шаба и Леа Дрюкер) вынуждена задуматься о подобных категориях после разговора со странным риелтором, поведавшим об одной фантастической особенности потенциально их будущего дома. Впрочем, в глубокие размышления впадать из супругов никто не стал, сочтя это предостережение за свой счастливый билет. И зря. Не волнуйтесь, всё, что будет написано далее касательно фабулы, сохранит свежесть остроумной интриги.

«Невероятно, но факт» Квентина Дюпьё: Мораль абсурдистской басни

Человеческая глупость объективна — об этом в который раз снимает Дюпьё. Этот французский человек-оркестр с особым складом ума, самобытным чувством юмора и исключительным вкусом сел в режиссерское кресло столь же уверенно, как когда-то встал за диджейский пульт, мгновенно покорив зрителей вслед за слушателями. Что в музыке, что в кино его стихия — абсурд, упакованный либо в складный кислотный бит, либо в чистый монтажный рисунок.

«Невероятно, но факт» Квентина Дюпьё: Мораль абсурдистской басни

В новом фильме с обманчиво наивным названием «Невероятно, но факт» Дюпьё четко следует собственной формуле, которая с первого же его фильма превратилась в авторский стиль. Какой-то фантастический элемент — неважно, будь то покрышка-маньяк, куртка-убийца или гигантская дрессированная муха — проникает в мир идиотов. Степень густоты символизма варьируется от фильма к фильму, где-то полностью растворяя в себе повествование, где-то полностью растворяясь в нем.

Здесь же Дюпьё выдерживает удивительный баланс между сюжетной стройностью, головокружительным сюром и лукавым морализмом. С самого начала фильма героям и зрителям четко и внятно объясняют правила, по которым тут существует новый фантастический элемент. Как уже понятно, связан он с нелинейностью пространства и времени. Кроме того, в сути этого элемента заложено почти что басенное нравоучение, перекрывающее несколько серьезных сугубо практических нестыковок. Несложно представить Дюпьё, который причмокивал от удовольствия во время формулирования этой идеи, представляя ее повествовательные возможности и с какой легкостью он откажется от них всех. Очень быстро вся задумка, в которой можно увидеть пародию на «Довод» Кристофера Нолана, перекрывается комическим взаимодействием четырех главных героев и вытекающей из него сюжетной линией о замене полового члена на электронный имплант.

«Невероятно, но факт» Квентина Дюпьё: Мораль абсурдистской басни

В какой-то момент всё происходящее начинает напоминать солнечный оммаж Дэвиду Кроненбергу. Вмешательство в собственное тело, как и вмешательство в заведенный порядок вещей, влечет за собой разного рода одержимости, помрачение рассудка и фатальный исход. Конечно, Дюпьё в присущей себе манере выворачивает всё наизнанку, пользуясь лишь многозначительными намеками. В кроненберговской «Мухе», например, оплошность стала причиной невероятного факта, здесь же невероятный факт запустил череду оплошностей, балующих зрителей своим комизмом на протяжении 74 минут. Впрочем, представленная в фильме метафора с яблоками и  в финале придают этому сравнению куда более серьезные смыслы.

«Невероятно, но факт» Квентина Дюпьё: Мораль абсурдистской басни

Выверенная интрига намеренно вязнет в комическом трепе, перерастающем в абсурдистский марафон. Даже самого, казалось бы, адекватного героя задуматься здесь заставляет не нечто, нарушающее законы физики и ставящее под сомнение устройство реальности, а возможность установить электронный пенис. Драматургический панч заметается под ковер, а лес символов в последних кадрах служит лишь эталонным укрытием мужчине с удочкой. В который раз фильм Дюпьё служит счастливым укрытием всем нам.


Текст: Георгий Пузырёв 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Уважаемые, а просвЯтите в чем профит езды на машине не открывая окон ? Или это тонкий намек, что свеклоподъемники не работают? Ну и угодайте марку, цвет, год выпуска, объем двигателя, пробег, наличие защиты картера, кол-во просмотров объявления, дату обновления и еще че нибудь ...
Обед:гречка - 4 грн.куриное филе в сметанном соусе - 12 грн.пирожок с вишней (2 шт.) - 8 ...
Перед ними стоял матерый профессионал, ветеран всех региональных войн и конфликтов последних трех десятилетий, и мешковатый черный костюм с белоснежной сорочкой и легкомысленным галстуком, казалось, только подчеркивали этот факт, хотя, по ...
ходил тут на "день Европы" в субботу, там помимо туристических бумаг от разных стран, был раздел "НАТО" и там были бумажки с ответами чо такое НАТО и с чем едят и как оно защищает всех и вся... ну это то ладно, но че то меня как то заинтересовало - а кто реально рулит? если это такой равно ...
Дорогие сообщники, нужен ваш совет! Мы впервые покупаем квартиру и сталкиваемся с непонятными ситуациями, которые должны иметь легитимный и решаемый вариант. Итак, мы нашли подходящую квартиру (со вторых рук), проверили ее и согласовали с хозяином цену. Сам продавец хочет продолжать там ...