«Вихрь»: Власть смерти

топ 100 блогов okkomovies26.10.2022

На больших российских экранах — один из самых ожидаемых авторских фильмов года, «Вихрь» Гаспара Ноэ. Премьера картины прошла на Каннском фестивале — 2021. Рассказываем о тихой, необратимой и деликатной драме, в которой нет фирменного для французского режиссера эпатажа.

18+

Кадр из фильма «Вихрь», реж. Гаспар Ноэ
Кадр из фильма «Вихрь», реж. Гаспар Ноэ

На экране появляется предваряющая фильм фраза: «Посвящается всем, чьи мозги разложились быстрее, чем их сердца». На заставленном цветочками в горшках балконе уютной парижской квартиры мирно завтракают старички. Супруги Луи (Дарио Ардженто) и Эль (Франсуаза Лебрун) поднимают бокалы за здоровье и друг за друга. Поскольку Гаспар Ноэ — безжалостный к зрителям режиссер, далее муж будет терять жену, она — его, да и со здоровьем у обоих проблемы. После вступительной идиллической сцены следует клип 1965 года, в котором Франсуаза Арди поет грустную песню «Моя подруга роза». И только после нее начинается настоящий фильм.

«Вихрь»: Власть смерти

Луи — итальянский киновед с больным сердцем. Его жена Эль — психиатр на пенсии, медленно погружающаяся в деменцию. Пожилая дама может проснуться в панике посреди ночи и срочно искать себе дело, выйти на улицу, потеряться и не узнавать никого вокруг, включить газ или методично уничтожать бумаги супруга на столе. Луи три года назад пережил инфаркт, но в настоящий момент пишет книгу о кино и снах, звонит не берущей трубку любовнице и всячески пытается поддерживать привычный образ жизни. И хотя пара обитает в лабиринтах заставленной книгами, кассетами и журналами квартиры, старики глубоко одиноки. Формалист Ноэ проводит в самом начале фильма между героями жирную черную черту, разделяющую экран на два квадрата. В одном — Луи, в другом — Эль. Изредка к ним в гости заходит сын Стефан (Алекс Лутц), но у того, кроме пожилых родителей, хватает своих забот: жена ушла, оставив на руках ребенка, да и вроде бы решенные проблемы с тяжелыми наркотиками всплывают снова и снова.

Полиэкран — прием не новый даже для Ноэ. Он уже снимал кино на две камеры в случае с «Вечным светом». Но, по признанию автора, это было случайное, спонтанное решение, родившееся на монтаже. «Вихрь» — осознанное и продуманное применение двух экранов. Черная полоса посреди кадра позволяет наглядно и убедительно показать зрителям, что между любящими стариками пролегает пропасть. Это две разделенные вселенные, запертые в одной квартире, отчего ситуация становится еще трагичнее. Случись несчастье, некому будет прийти на помощь, а самим пенсионерам не справиться. Луи из последних сил хорохорится перед сыном, отказываясь от сиделок и переезда в дом престарелых. Для киноведа подобные варианты сродни смерти: это признание поражения, невозможность продолжать работу и принятие реальных проблем.

«Вихрь»: Власть смерти

У Ноэ необычный и неожиданный каст. В самом начале фильма на экране появляются годы рождения трех основных актеров и режиссера: Ардженто — 1940, Лебрун — 1944, Лутц — 1978, Ноэ — 1963. Мы привыкли воспринимать французского режиссера как возмутителя спокойствия, любителя шокировать публику и попросту отвязного парня. В следующем году автору стукнет 60, и Ноэ не скрывает возраста и сопутствующих ему осложнений. Режиссер «Необратимости», «Любви» и «Входа в пустоту» признается, что на создание столь радикального фильма о деменции и медленном угасании его подтолкнули болезнь Альцгеймера уже умершей матери, кровоизлияние в мозг, из-за которого автор чуть не умер, и локдаун. Коронавирус заставил многих кинематографистов сидеть дома и пересматривать взгляды на кино.

Ардженто — выдающийся мастер хорроров и один из отцов джалло. Не так давно в российский прокат выходил его новый фильм «Темные очки», но в главной роли итальянец никогда не снимался. Лебрун прославилась как актриса в начале 70-х, снимаясь у авангардистов того времени — Адольфо Арриеты, Жака Баратье, Маргерит Дюрас, Мишель Розье и других. Ноэ говорит, что «Мамочка и шлюха» Жана Эсташа с Лебрун в одной их ключевых ролей — среди его любимых фильмов. Лутц — театральный актер, кинорежиссер и комик. Каждая сцена «Вихря» была написана максимум на половине странички, так что фильм рождался во время съемок и состоит сплошь из импровизаций. Это был акт сотворчества Ноэ, актеров и оператора Бенуа Деби. В последние годы французский режиссер вообще снимает быстро и на одной-двух локациях, что позволяет ему быстро находить деньги на новые фильмы. «Вихрь» был снят за 25 дней, а от задумки до премьеры в Каннах не прошло и полугода.

«Вихрь»: Власть смерти

«Вихрь» — зрелое кино состоявшегося автора. Но теперь трудно сказать, куда дальше двинется новатор и экспериментатор Ноэ. Ведь даже его новая работа, вроде бы монотонная, медленная и неумолимая в своем разрешении, воспринимается как откровение. Трудно было представить от француза подобный фильм, но формальные приемы и визуальные решения на месте. Ноэ можно обвинить в прямолинейности, но автор уже давно приучил поклонников к тому, что это режиссерский прием. Мысль проста, оформление впечатляющее — эффект удара по голове твердым предметом.

Пожалуй, ближайший аналог «Вихря» — «Любовь» Михаэля Ханеке, кино монументальное и оглушительное. Но если у австрийца беды пожилой венской пары начинались с инсульта супруги, Ноэ исследует табуированную на экране тему деменции. В фильме нет ни сентиментальных интонаций, ни излишней физиологичности, «Вихрь» решен в документальной манере, которая не терпит ничего наносного. Да и к чему дополнительные приемчики? Режиссеру важно показать, как уютное семейное гнездышко с устоявшимися порядками и любимой рутиной превращается в склеп с непредсказуемыми ночными кошмарами. Ужас в обыденности.

«Вихрь»: Власть смерти

Может быть, некоторые поклонники Ноэ будут разочарованы его новой работой, но «Вихрь», как, например, и «Необратимость», умело высасывает из зрителя жизненные соки, опустошает и оставляет наедине с вопросами, которые никому не хочется задавать. Смерть страшна, властна и никого не слушает.


Текст: Максим Ершов

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Посадка космического аппарата "Филы" на комету Чурюмова-Герасименко 67P внезапно спровоцировала скандал. Гендерно-феминисткий - ряд зрителей, наблюдавших за трансляцией из ЦУП-а, обратил внимание на рубашку одного из инженеров: Ее сочли сексисткой и недопустимой, транслирующей сексистк ...
Девчата, всем доброе утро! Хочу спросить совета, может, у кого-то были похожие ситуации (не дай Бог конечно). Малышу 9.5 месяцев, ГВ + прикорм. Все это время я живу как под пытками. Ребенок просто замечательный днем, веселится, играет, но как только ...
Я ору! Upd Второй гол ААААААА!!!!! Upd Да что такое-то! Пойду к холодильнику, надо сконцентрироваться Upd Я за валидолом Upd Не зря ходил( Upd Круто играли, первый раз за последние годы, быстрый хоккей, не боялись силовых приемов Обидно ...
Интересно милиция стояла. Спиной к нашим, забралами к бандерам. А еще сравните количество наших против бандер. Примерно такие итоги референдума и будут. Понимаете, почему референдум просто не дадут провести на ...
Похоже, некоторые проблемы за последние пару лет стали проблемнее. Например, тема идеологии. Но ещё более проблемной является проблема депопуляции. Народ вымирает, что для него ни делай. Капризничает. Выделывается. И государство данное обстоятельство не только напрягает, но, ...