Нет государства – нет проблемы.

Ну так вот. Этот вопрос-тезис опирается на вполне конкретную исходную посылку. Рынок САМ свою рыночность защитить не может. Каждый участник рынка стремится к максимализации прибыли. Максимальную прибыль дает только монополия. Собственно, каждый участник рынок в общем-то стремится к монополизации, и если не дубасить по участникам рынка антимонольной дубинкой, кто-нибудь ее достигнет.
Либертарианцы в принципе признают силу этого аргумента. Но обычно готовы контраргументировать. Я коллекционирую их ответную аргументацию. И обычно она представляет собой интересный с точки зрения теории риторики феномен "аргумента для своих". Речь о типе аргументации, который практически не действуют на людей, не разделяющих базовые предпосылки определенного мировоззрения, следовательно речь о, по сути, бессмысленных аргументах, ибо своих переубеждать не надо, а чужих им не переубедить.
Студент Даниил Ф., рассказал про своего друга – либертарианца. По моей просьбе узнал, как тот отвечает на выпад про "кто будет заниматься антимонопольной политикой, если государства не будет". И пополнил мою коллекцию.
Ответ такой. Монополизация возможна только там и тогда, где и когда есть государство. На настоящем рынке без государства монополизация невозможна в принципе, ибо любая монополия быстро становится неэффективной (такова природа монополий) и вытесняется новыми игроками рынка…
Это все. Тезис о том, что рынок сам по себе не создает условия для поддержания самого себя (рынка), для либертарианцев является ложным по определению, поэтому для них тут и говорить особо не о чем. Не будет государства – не будет монополий. Проблема исчезнет вместе с государством.
Для тех, кто вырос на Броделе, у которого, как известно, "капитализм это враг рынка", это все выглядит либертарианским сектантством и сектантской неспособностью либертарианцевм взглянуть на собственную, как модно говорить, "базу" хоть сколько-нибудь – если не критично, то хотя бы отстраненно.
Так что коммуникация становится невозможной, не начавшись.
|
</> |