Несвоевременные мысли
auvasilev — 30.08.2022 Если я что и не люблю больше, чем «крымнаш», как маркер, и всё с ним связанное, так это оптимистичное победное шапкозакидательство в стиле «зло обязательно будет повержено и всем воздастся по заслугам их. Победа совсем близка и враг неизбежно будет повержен».Но «крымнашисты» мне просто чужды и противны, а вот «шапкозакидателей» я ещё и очень боюсь. Хотя, конечно, боязнь тут больше не практическая, а на каком-то в основном физиологическом уровне. Уже многократно говорил, что надежды у меня крайне мало, почти никакой, но зато сильно велико желание этой надежды. Может, только оно сейчас уже и дает мне какое-то последние силы к существованию. А оптимисты пока не способны ни к чему другому, как только уменьшить и «сглазить» это мое желание.
Начатые ещё в восьмидесятых исследования Бенджамина Либета тогда многими воспринимались не очень серьезно и подвергались, порой, вполне справедливой критике. Но за прошедшие десятилетия на этом пути значительно продвинулись на только ученые, но, главное, и техника с технологией. И сейчас уже можно считать, пусть всё ещё несколько относительно, но во многом всё-таки установленным фактом, что действительно, небезосновательно утверждение Хайнеса, что «Наши решения предопределены бессознательным задолго до того, как про них узнает наше сознание. Мозг всё решает раньше, чем сам человек».
Свидетельствует ли это о самом важном и основном, об отсутствии свободы воли? Не думаю. И тут, мне представляется, можно привести некоторую аналогию со страхом. Испытывать его абсолютно естественно и нормально, более того, в какой-то степени даже полезно, как боль в виде предупреждения об опасности. Но дальше, если не всё, то очень многое зависит от каждого конкретного человека. Как он распоряжается, владеет или управляет этими своими страхами. Автоматически не испугаться, как бессознательная реакция на что-то – не в нашей воле. А дальше есть время для остального.
Так и с «эффектом Либета». Да, вполне вероятно, что какие-то быстрые действия в ответ на некие раздражители мы совершаем во многом бессознательно и не всем удается за остающиеся на применение воли миллисекунды эту самую волю использовать. Но для чего-то важного и серьезного всё равно при желании и способности есть возможность и интервал для принятия разумного и соответствующего твоим принципам и мышлению решения.
Это никаким образом не гарантия хоть чего-то. Мой опыт общения с людьми говорит о том, что, если человек упертый, самоуверенный и обладающий ещё рядом черт характера подобного рода, то переубедить его хоть в чем-то самом примитивном, несмотря на самую большую (например, лично для меня) очевидность, практически невозможно. И тут дело не в том, что он тупой идиот, как иногда хочется отреагировать в эмоциональном запале, а просто там мозги по-другому устроены. И ты для него такой же «тупой идиот», и в своем мире он абсолютно в этом прав.
Я не к тому, что необходимо быть таким уж терпимым, толерантным и лояльным всему без меры и разбора. При всём этом базовые понятия добра и зла для меня всё равно незыблемы и даже существует собственная градация справедливости, хотя я и осознаю всю её условность в принципе.
Но всё-таки призываю, и прежде всего самого себя к смирению. А излишне оптимистичных хотя бы к осторожности. Ибо человек мудрый во всём будет осторожен и во дни грехов удержится от беспечности.
|
</> |